24 января 1917 годабыл официально открыт фондовый отдел Петроградской биржи.
24 января 1917 г. [Выс. приказы]Капитан генерального Штаба, старший адъютант штаба 40 армейского корпуса, награжден ГО (Гергиевским оружием с надписью «За храбрость»): "за то, что будучи в чине штабс-ротмистра и состоя в рядах 17-го гусарского Черниговского ЕИ Высочства Вел. Кн. Михаила Александровича полка, в бою 2-го июня 1915 г. у м. Опвшице, командуя эскадроном под сильным ружейным огнем, атаковал части германской пехоты, изрубил ее цепи и поддержки у высоты 220, ворвался в м. Олешице и изрубил находящуюся в нем пехоту, чем была остановлена атака германцев на этом участке"
24 января 1917 года был сформирован 623 Козенецкий пехотный полк.
24 января 1918 г. 3-я офицерская Гвардейская рота находилась в составе отряда Таганрогского отряда полковника Кутепова (бои в районе Таганрога)
В заявлении Ленина в газете «Известия» от 24 января 1918 г. говорилось, что Киев был взят войсками под командованием Юрия Коцюбинского (заместителя народного секретаря по военным вопросам, главнокомандующего войсками Советской Украины). Это утверждение вождя мирового пролетариата не соответствовало действительности. Фигура сына великого украинского писателя послужила лишь прикрытием для агрессии большевистской России против Украины. Фактически войсками, захватившими Киев, командовал М. Муравьев. Вскоре после взятия города Ю. Коцюбинский выразил протест против насилий, чинимых солдатами М. Муравьева над мирным населением.
24 января 1918 г. латышские стрелки участвовали в подавлении мятежа Каледина.
24 января 1918г. Самара. Из-за недостатка сырья и топлива остановлен Трубочный завод.
24 января 1918г.Самара. Волжские пристани получили телеграфное сообщение о том, что В.И.Ленин подписал декрет о национализации флота.
24 января 1919 года Оргбюро ЦК рабоче-крестьянской партии большевиков выпустило циркулярную инструкцию за подписью Свердлова. Она вошла в историю как «директива о расказачивании». В казачьих землях отменялись все льготы, конфисковывались продукты и изымалось оружие. Началась массовая депортация казаков. Их земли и дома передавались горским народам, с которыми казаки всегда конфликтовали. Согласно приказу Орджоникидзе, обезлюдевшие станицы следовало «отдать беднейшему безземельному населению и в первую очередь всегда бывшим преданным Советской власти нагорным чеченцам». Все казаки в возрасте от 18 до 50 лет должны были быть вывезены на Север. Процесс тормозила лишь хроническая нехватка железнодорожных вагонов.
Письмо Оргбюро ЦК партии от 24 января 1919 года ставило казачество в положение поверженного врага и фактически объявляло его вне закона.
Вслед за директивой ЦК РКП (б) в газете Троцкого «Известия народного комиссариата по военным делам» появилась статья Вацетиса, в которой автор, стремясь перечеркнуть многовековые заслуги казачества перед Отечеством, писал:
«У казачества нет заслуг перед Русским народом и русским государством. У казачества есть заслуги перед темными силами русизма. По своей боевой подготовке казачество не отличалось к полезным боевым действиям. Особенно рельефно бросается в глаза дикий вид казака, его отсталость от приличной внешности культурного человека западной полосы. При исследовании психологической стороны этой массы приходится заметить свойства между психологией казачества и психологией некоторых представителей зоологического мiра».
«Это своего рода зоологическая среда, и не более того. Стомиллионный русский пролетариат даже с точки зрения нравственности не имеет здесь права на какое-то великодушие… Старое казачество должно быть сожжено в пламени социальной революции… Пусть последние их остатки, словно евангельские свиньи, будут сброшены в Черное море…»
Развивая эти жуткие террористические планы, Троцкий заявил на собрании политкомиссаров Южного фронта в Воронеже: «Казачество — опора трона. Уничтожить казачество как таковое, расказачить казачество — вот наш лозунг. Снять лампасы, запретить именоваться казаком, выселить в массовом порядке в другие области».
Циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) об отношении к казакам
24 января 1919 г.Циркулярно. Секретно.
Последние события на различных фронтах в казачьих районах — наши продвижения вглубь казачьих поселений и разложение среди казачьих войск — заставляют нас дать указания партийным работникам о характере их работы при воссоздании и укреплении Советской власти в указанных районах. Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую безпощадную борьбы со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы. Поэтому необходимо:
1. Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести безпощадный массовый террор по отношению ко всем казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо принять все те меры, которые дают гарантию от каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против Советской власти.
2. Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.
3. Принять все меры по оказанию помощи переселяющейся пришлой бедноте, организуя переселения, где это возможно.
4. Уравнять пришлых «иногородних» к казакам в земельном и во всех других отношениях.
5. Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.
6. Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.
7. Вооруженные отряды оставлять в казачьих станицах впредь до установления полного порядка.
8. Всем комиссарам, назначенным в те или иные казачьи поселения, предлагается проявить максимальную твердость и неуклонно проводить настоящие указания.
ЦК постановляет провести через соответствующие советские учреждения обязательство Наркомзему разработать в спешном порядке фактические меры по массовому переселению бедноты на казачьи земли.
Центральный Комитет РКП
Картина Дмитрия Шмарина. Расказачивание.
В результате действия данной Директивы было уничтожено полтора миллиона казаков. Писали ее люди, люто ненавидящие уклад жизни казаков, защитников Российского государства. Даже сами красные не могли не видеть, что война приняла форму геноцида.
Палачи-интернационалисты (в т.ч. из числа красных латышей, китайцев и мадьяр) перед расстрелом отрубали православным казачьим священнослужителям руки и вырезали языки, чтобы те не могли перед смертью сотворить крестное знамение и помолиться. Многих священников распинали на воротах храмов, прибивая руки и ноги гвоздями.
Казачьим офицерам перед расстрелом вырезали на плечах и ногах кожу (в виде погон и лампасов). Многих рубили шашками, заживо сжигали в куренях и хатах вместе с семьями.
Почти в каждой станице комиссары-изуверы и их подручные практиковали массовые изнасилования казачьих жен и несовершеннолетних дочерей, которые происходили на глазах казаков, приговоренных к казни.
Из казачьих станиц красными продотрядами (по директивам из Центра) изымалось все продовольствие с целью намеренно спровоцировать массовый голод и вымирание казачьего населения Дона, Кубани, Терека, Урала, Сибири и др. казачьих областей.
На место вымирающих станиц переселялось иногороднее население, а также кавказские горцы из числа т.н. «красных интернационалистов».
В приказе-воззвании в августе 1919 года красный комдив Миронов писал: «Население стонало от насилий и надругательств. Нет хутора и станицы, которые не считали бы свои жертвы красного террора десятками и сотнями. Дон онемел от ужаса… Восстания в казачьих областях вызывались искусственно, чтобы под этим видом истребить казачество». Станицы обезлюдели. В некоторых было уничтожено до 80% жителей. Только на Дону погибло от 800 тысяч до миллиона человек — около 35% населения.
Уже к началу 1920 года казачество было практически уничтожено, а 25 марта 1920 года был издан декрет об упразднении казачьих войсковых земель.
24 января 1919 г. Ленин поручил Троцкому "поехать на встречу с Вильсоном".
Оборона Уральска 24 января 1919 года.24 января начался штурм Уральска с двух направлений – с северо-востока и запада.
В 6.30 утра основные силы 25-й СД начали из Новенького теснить разъезды казаков к северу от города. К 8 часам утра наступающие советские части приблизились на 800 метров от первой линии окопов защитников Уральска. Началась сильная артподготовка красной артиллерии, телефонная связь между секторами и частями была прервана. Открыла слабый огонь немногочисленная казачья артиллерия и 2 бронепоезда, стоявшие на железнодорожных путях станции Уральск.
Главный удар красной пехоты обрушился на 2-ю сотню Учебно-пешего полка. С дистанции в 1000 шагов красные закричали «ура!» и пошли почти бегом в атаку. Изношенные пулеметы Кольта 33-го полка на морозе стали давать задержки и толком не работали, а огонь 45 казаков 2-й сотни естественно не мог остановить атакующих.
Вскоре с фронта для поддержки своей пехоты появились до 2-х эскадронов красной кавалерии. Они обошли в разрыв позиции 2-ю сотню и захватили 1 казачье орудие в глубине позиции. После окружения 2-я сотня стала отходить и погибла, казаки попали в плен или были зарублены конницей противника. Пулеметная команда 33-го полка также была опрокинута и уничтожена, либо взята в плен.
После гибели 2-й сотни оставшиеся 1-я, 4-я и 3-я сотни Учбно-пешего полка под сильным артиллерийским обстрелом также начали отход, но не к городу, а на запад к долине Чагана. Они спустились на лед и отошли к Курноскину мосту.
К 9 часам утра красные после ожесточенного штыкового боя взяли всю первую линию окопов. Озверевшие красноармейцы не брали пленных и докалывали штыками раненых «бородачей» (очевидно из 4-го льготного полка). И.С.Кутяков в своих мемуарах в 20-х годах писал о страшных «криках раненых казаков». Красные, не останавливаясь в первой линии окопов, продолжали наступать дальше. Контратака казачьей конницы от Холодильника во фланг атакующим красным не удалась.
Для закрытия бреши в обороне из резерва был взят Гурьевский пеший дивизион. К 9 часам утра он успел выдвинуться только к укрепленным кирпичным сараям (в 1 км. к северу от вокзала). Но стоявшая рядом казачья артиллерия стала отступать, меняя позиции, чтобы не быть захваченной. Пеший дивизион после короткого боя также стал отходить.
Чтобы остановить отход, из своего штаба на вокзале навстречу красным выступил генерал М.Ф.Мартынов с последним резервом – Уральской школой прапорщиков (200 штыков) и офицерами штаба. Он лично повел их в штыковую контратаку, но был смертельно ранен пулей в живот навылет. Ранение генерала привело к смятению, контратака была сорвана и вокзал оставлен. Таким образом к 10 часам утра полностью пала вторая линия обороны города. Экипажи бронепоездов, состоявшие из офицеров, юнкеров и учащейся уральской молодежи, отчаянно сопротивлялись на станции. Броневагоны были забросаны гранатами и сожжены вместе с экипажами, а все пленные и раненые также добиты. На плечах отходящих красные ворвались на северную окраину Уральска. Из-за потери уральскими частями управления, а также опасения остаться отрезанными от путей отхода из города, уличные бои оказались непродолжительными и неорганизованными.
С рассветом 24 января советская 22-я СД начала наступление на Уральск с запада. Красным удалось занять опорный пункт в мужском монастыре. Однако все попытки прорвать оборонительные позиции Уральской Армии на западных подступах к Уральску были отражены. Лишь к 13 часам дня, когда Уральск уже был занят 25-й СД, 191-й и 190-й СП 22-й СД смогли выбить 5-й и 10-й льготные полки из Новодеркульского и выйти на городскую окраину.
В 15 часов дня, когда Уральск уже по существу контролировался 25-й СД, 33-й Николаевский полк под угрозой окружения после короткого боя оставил свои позиции у моста через Чаган и основные силы 1-й бригады 22-й СД ворвались в западную часть города.
Ударная конная группа Кириллова выступила 23 января от станции Деркул и двигалась форсированным маршем в заданный район контрудара. Но свирепый мороз, глубокий снег и истощение конского состава замедлили темпы выдвижения. К середине дня 24 января, когда в город уже ворвались красные войска, конные части ударной группы подошли лишь к Меловым Горкам и переправились на Зауральную (Бухарскую) сторону. Время для флангового удара было потеряно.
Столица Уральского казачества пала.