Автор Тема: Крепостничество на Руси - революция или закономерность?  (Прочитано 7626 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн White cross

  • Со - Модератор
  • Штабс-Капитан
  • **
  • Дата регистрации: РЯа 2011
  • Сообщений: 594
  • Спасибо: 173
  • Amora vinced omnia
к годовщине крестьянской реформы 1861 г.






3 марта 1861 г. Александром II был подписан манифест об отмене крепостного права. Сама реформа вызвала как одобрительные, так и негативные отклики. Однако у всех сложилось впечатление, что крестьян просто ограбили. Несмотря на то, что реформа касалась примерно трети крестьянского населения России, недовольство реформой стало причиной массовых выступлений села.

Многое было написано про саму реформу, поэтому нет нужды повторять это ещё раз. Но вот откуда взялся в России институт крепостного права? Почему его отмена стала столь драматичной? Как показывает история, ответ на этот вопрос – не академический интерес, т.к. проблема крепостничества тесно переплетается с дворянством.

К XV в. на Руси сложилась особая, в отличие от остальных европейских стран, система владения землёй и жизнь крестьянства. Основная масса крестьянства принадлежала к первой категории. Они обрабатывали принадлежащую помещику землю, сохраняя за собой право в любой момент либо поменять хозяина своей земли, либо переселиться в необжитые земли. Зависимые же крестьяне делились на три категории: смерды (находились во владении князя, однако сами оставались владельцами обрабатываемой земли), закупы (прикреплялись к земле на время уплаты своему хозяину долга), и холопы (по сути рабы).

В 1497 г. вводится особое ограничение для вольных крестьян. Теперь они не могут покинуть хозяина данного им надела, кроме как за неделю до Юрьева дня (26 ноября) и неделю после. Делалось это для того, чтобы хозяин не мог согнать крестьянина до начала жатвы и чтобы крестьянин мог рассчитаться после неё. По сути – это "страхующие пункты договора аренды".

В 1581 г. Иван IV Грозный даёт право на объявление "заповедных лет" – временного запрета крестьянам на уход в Юрьев день. Подобный запрет вводился местами лишь в особых ситуациях (всеобщая перепись земель, позже – Смутное время). Во время введения "заповедных лет" были составлены переписи земель, которые позже стали основанием для дальнейшего закрепощения крестьян.

Указ о "заповедных летах" был встречен крестьянами крайне неодобрительно. Чтобы предотвратить их массовое бегство, вскоре был введён закон о принудительном возвращении крестьян на землю в течение 5 лет ("урочные лета").

Хоть все эти законы не отменяли окончательно Юрьев день, они стали прологом к введению крепостного права.

Смутное время вскрыло сущность происходящего в Московской Руси. Василий Шуйский, взошедший на престол с помощью подковёрных интриг и при поддержке боярства, попытался дать своим протекторам боярские вольности и предпосылки для введения крепостничества. Однако Шуйский этого сделать не успел – конкурирующая группа бояр свергла его в 1610 г. и отправила на заточение в монастырь.

Что не удалось дворянству в Смутное время – получилось в годы восстановления. Закрепощение крестьян произошло в 1649 г. при Царе Алексее Михайловиче, когда на Земском Соборе было принято Соборное уложение, ставшее сводом законов Московского Царства. Уложение разрабатывалось комиссией под руководством князя Н.И. Одоевского. Рассмотрение закона шло в двух палатах: в первой были Царь с Боярской Думой и Освященным Собором, а во второй – все остальные. Основное влияние на Уложение оказали именно дворяне и депутаты посадов. Таким образом, ВВЕДЕНИЕ КРЕПОСТНОГО ПРАВА СТАЛО НЕ ЕСТЕСТВЕННЫМ ХОДОМ РАЗВИТИЯ, А ПРИХОТЬЮ ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦЕВ, пожелавших получить власть и над обрабатывавшими их наделы людьми.

Введение крепостничества Земским Собором 1649 г. стало поворотным моментом в истории России, т.к. с этого момента начинается разрушение традиционного строя. Самодержавная власть в Царстве Русском изначально строилась как мера защиты низов от притязаний знати. Алексей Михайлович в 1649 г. всё перевернул. Старый принцип "Царю – сила власти, народу – сила мнения" был заменён новым: "Дворянство превыше всего". К моменту восшествия на Престол Петра I дворянство уже успело забрать себе достаточно власти, чтобы стать единственной опорой для Царя и затмить собой весь остальной народ. Петровские реформы, и особенно введение подушной подати (1718 г.) для содержания армии, окончательно закрепили крепостное право как нечто незыблемое. Последнюю точку поставил Пётр III, подписав манифест о вольности дворянства, освободив привилегированное сословие от всяких обязанностей перед Государем.

Вплоть до своей отмены, крепостное право оставалось главной опорой знати в её притязаниях на власть и источником постоянных крестьянских бунтов, которых не знала Россия до Смутного времени. В середине XIX в. к предыдущим ролям добавилась и роль тормоза развития Империи и главного препятствия для начала индустриализации.

Первые шаги к ограничению и подготовке отмены крепостничества были сделаны Павлом I (1797 г. – Манифест о трёхдневной барщине) и Александром I (1816-1819 гг. – отмена крепостного права в остзейских губерниях). Освобождение прибалтийских крестьян проходило так же, как и последующая реформа 1861 г. – крестьянам давалась личная свобода с сохранением земли за помещиком. Эта реформа наглядно показала, к чему приводит резкая перестройка сельского общества: сразу после отмены крепостничества начался резкий рост нищеты, голода и бунтарских настроений среди крестьянства. Помещик же, сохранив за собой землю, утратил перед государством всякую ответственность за работавших на земле людей. Это вылилось в рост повинностей и произвола.

В 40-х г. XIX в. сложилась уникальная ситуация для проведения крестьянской реформы. Почти 70% всех имений и крестьян находились в залоге под обеспечение государственных кредитов помещикам. В то же время как государственные крестьяне сохраняли личную свободу и могли безболезненно стать сельскими обывателями одним росчерком пера Императора. Видные специалисты в аграрном вопросе (особенно граф П.Д. Киселёв) предлагали Николаю I осуществить отмену крепостничества путём принудительного выкупа помещичьего залога с уплатой разницы между стоимостью имения с крестьянами и взятым кредитом, а после уже издать указ о даровании свободы и земли государственным крестьянам. Но как только пошёл слух о подобном варианте крестьянской реформы, помещики просто взорвались от негодования. Стало ясно, что реформу уступкой одной из сторон не сделать.

Реформа 1861 г., в целом, прошла по прибалтийскому пути, но с учётом опыта реформы и рекомендаций П.Д. Киселёва. Однако время было уже другое: если в 1816-1819 гг. не происходило маргинализации нищих крестьян, то теперь она расцвела буйным цветом. Впоследствии слой обездоленных крестьян вместе с низами общества и стал главной кузницей кадров революции. Но больше всего реформа ударила по дворянству, т.к. она уничтожила его стержень – землевладение. Теперь помещик оставался лишь со стопкой денег за имение и мучительными мыслями о том, как жить дальше. Хорошо, если бывший помещик открывал на эти деньги фабрику и вносил свою лепту в индустриализацию страны, но большинство полученные деньги просто спускало на увеселения.

Итогом крестьянской реформы стало создание предпосылок для революции 1917 г. И в ней было больше всего заинтересовано именно дворянство, утратившее свою сущность и стремившееся спасти своё положение через введение конституционализма и взятие власти по примеру западноевропейских стран. Поэтому можно утверждать, что крепостное право, его не совсем удачная отмена и сопутствующее стремление дворянства к власти и являются главными причинами катастрофы 1917 г.

История с крепостным правом для нас является показательным уроком. Нельзя резко менять уклад общества и экспериментировать с его устройством. Общество – это сложный организм со многими связями и скрытыми процессами. Неосторожное вмешательство (и случай с Алексеем Михайловичем тому доказательство) может быть роковым. В частности, это касается современных поисков в монархическом движении, когда многие из нашего лагеря выступают за восстановление дворянства (пусть и в самых различных формах). Лучше воздержаться от всяких экспериментов и не придумывать различных мёртвых схем лишь потому, что в прошлом они были традицией…

Глеб Ходкевич



http://pereklichka.livejournal.com/144489.html
«Через гибель большевизма к спасению России. Вот наш единственный путь, и с него мы не свернем» - Генерал Дроздовский