В деле о реабилитации адмирала Александра Колчака, которое тянется уже несколько лет, появился новый поворот. Конституционный суд - высшая судебная инстанция России - признала, что дело о реабилитации белого военачальника времен Гражданской войны не закрыто, как ранее постановил Верховный суд.
Члены Конституционного суда усмотрели, что суд первой инстанции, где впервые был поставлен вопрос о реабилитации адмирала, нарушил юридическую процедуру. Теперь защитники Колчака наверняка попытаются выиграть дело, хотя шансы невелики - до сих пор большая часть населения считает его не видным военным и политическим деятелем, а карателем.
История с реабилитацией Колчака началась в середине 1990-х годов, когда частные лица и общественные организации начали задаваться вопросом о том, можно ли считать законным смертный приговор адмиралу, вынесенный Советской властью и приведенный в исполнение 7 февраля 1920 года. Доводы защитников Колчака по-своему были резонны - если мы рассматриваем вопрос о реабилитации лиц, пострадавших от сталинского террора, то почему нельзя точно так же рассмотреть дела тех, кто пострадал от большевистского террора в годы Гражданской войны.
Действительно, с этой точки зрения адмирал Колчак является фигурой удобной. Он известен не только как Верховный правитель России, взявший в свои руки власть на территории Сибири в смутное время, но и как видный военный деятель и ученый, действительный член Русского географического общества. К тому же, с юридической точки зрения, вопрос о законности его казни до сих пор остается спорным.
Дело о реабилитации адмирала дошло до суда. В январе 1999 года военный суд Забайкальского военного округа признал Колчака не подлежащим реабилитации. Свое решение суд обосновал следующим образом: сохранившиеся материалы допросов адмирала, с точки зрения военных юристов, показали, что он не остановил проводимого его контрразведкой террора в отношении гражданского населения, хотя и имел такие полномочия.
Защита адмирала с этими доводами не согласилась. Представители движения "За Веру и Отечество", с подачи которого рассматривался вопрос, заявили тогда, что намерены подать новое прошение на имя председателя Верховного суда России. Не исключался и вариант подачи жалобы в Европейский суд по правам человека в Страсбурге.
И вскоре лидер этой организации иеромонах Никон обратился в Верховный суд с просьбой о внесении протеста на отказ в реабилитации Колчака. Протест оказался в Военной коллегии Верховного суда, которая, рассмотрев дело в сентябре 2001 года, приняла решение - не опротестовывать решение военного суда ЗабВО. Члены Военной коллегии постановили, что заслуги адмирала в дореволюционный период не могут служить основанием для его реабилитации: иркутский Военно-Революционный комитет приговорил адмирала к расстрелу за организацию военных действий против Советской России и массовые репрессии в отношении мирного населения и красноармейцев, а значит, был прав.
Но защитники адмирала и после этого не сдались, решив дойти до Конституционного суда. И, похоже, тут им улыбнулась удача. Еще в 2000 году КС постановил, что надзорная инстанция не имеет права рассматривать дело "без извещения осужденного или его защитников о времени и месте судебного заседания". Поскольку суд ЗабВО в 1999 году рассматривал дело о реабилитации Колчака в отсутствие защитников, то, согласно решению Конституционного суда, дело должно быть рассмотрено вновь, уже с непосредственным участием защиты.
адмирала в России стали увековечивать явочным порядком. В 2001 году в Санкт-Петербурге даже разгорелся скандал - на территории бывшего Морского Корпуса, где ныне располагается Военно-морской институт имени Петра Великого, в память адмирала собирались открыть мемориальную доску. Как-никак он был одним из выдающихся выпускников старейшего военно-морского учебного заведения России. Начальник Военно-морского института контр-адмирал Скок первоначально дал своё согласие на установку мемориальной доски, но позже по непонятным причинам передумал.
Через год мемориальную доску в Питере все же установили. В 2004 году подобную мемориальную доску установили и в Омске, а в Иркутске ко дню рождения адмирала ему был открыт памятник.
Основной аргумент защитников адмирала заключается в том, что все выдвинутые против него обвинения в военных преступлениях необоснованны. К тому же адмирал - фигура многогранная и сложная, и сводить его жизнь только к массовому террору в годы Гражданской войны нельзя. И в этом они, безусловно, правы - на фоне других лидеров Белого движения Колчак откровенно выделятся.
Сергей Карамаев Продолжение статьи читайте на сайте:
http://baikalarea.ru/irkutsk/peoples/kolchak/reabil.htm