Российская императорская армия > История Российской императорской армии

Кадетские корпуса в России

<< < (2/2)

Александр Гирин:
Кадетские корпуса РОВС
Котов Роман

От силы несметной сквозь лихолетья
Честь отстояли юнкера и кадеты
Песня времен Гражданской войны
Русский общевоинский союз – приемник Русской Императорской Армии и Белых Армий, всегда уделял большое внимание воспитанию своей достойной смены. В начале 1920х годов ХХ века в вынужденной эмиграции оказались более пяти тысяч кадет и выпускников Императорских кадетских корпусов, разбросанные от Шанхая и Египта до Сербии и Болгарии. Со временем все эвакуировавшиеся из оккупированной территории России кадетские корпуса объединились в три кадетских корпуса (Крымский КК, ВККК КК, Донской Императора Александра III КК) в Королевстве Сербов, Хорватов и Словенцев (СХС), и просуществовали там до 1929 года, когда им в последний раз пришлось слиться воедино  в Первый Русский Великого Князя Константина Константиновича Кадетский Корпус (г. Белая Церковь). Таким образом, этот прославленный кадетский корпус стал прямым приемником дореволюционных кадетских корпусов, стараниями своих директоров (ген. Попов и ген. Адамович) и офицеров, сохранивший и преумноживший все заветы кадетского воспитания России. Он был вторично эвакуирован осенью 1944 года из Югославии в Австрию в связи с наступлением Красной Армии, и затем вынужденно расформирован. Тем не менее, именно этот кадетский корпус, наравне с другими, дал лучшие офицерские кадры Русскому Корпусу в годы его борьбы на Балканах в 1941–1945 гг.

Параллельно с ним – по инициативе генерала Римского-Корсакова в Париже (Вилле-ле-Бель, затем Версаль и Дьеп) в 1930 году был открыт Кадетский корпус-лицей Императора Николая II с пожалованным ему знаменем потешной Крымской роты Цесаревича Алексия. Он просуществовал дольше всех своих собратьев-корпусов – вплоть до 1964 года, пропустив через свои стены более 500 русских кадет. Открытие этого уникального корпуса имело двойную цель. «Первая, как и у всех русских эмигрантских учебных заведений, сохранить русских детей от денационали-зации. Вторая – подготовить по линии РОВС будущих русских офицеров» (А.С. Терзов, http://pereklichka.livejournal.com/74140.html). И обе они были выполнены полностью.

Смеем утверждать – и в 1950-е годы, когда в СССР активно работала система семилетних  Суворовских училищ, дух кадетского корпуса оставался неизменным – в нем всё оставалось по старому, о чем прекрасно свидетельствуют чудом дошедшие до нас четыре номера самодельного кадетского журнала издававшегося в корпусе (http://imha.ru/2009/05/17/kadet-zhurnal-1-2-3-4.html). Коренным отличием данных военно-учебных заведений от советских СВУ и современных российских КК было православие. Неслучайно, наверное, святой владыка Иоанн (Максимович), будучи епископом, приезжал служить литургию в вышеназванный корпус. Не случайно и то, что выпускники тех кадетских корпусов были совсем не похожи на «красных валетов», носивших в общем то точно такую же форму (не считая знаков различия и советских пуговиц). Внешне похожие – кадетские корпуса Императорской России и зарубежья и советские СВУ, были противоположными по своему духу. Подтверждение тому – отношение выпускников зарубежных кадетских корпусов к РОВСу и его борьбе за историческую Россию (не считая откровенно просоветской ориентации группы «красных кадет» Йордана, Андрушкевича и других).

Новое время – начавшееся в 1991 году, при всей его антироссийской направленности, открыло широкую возможность восстановления старой системы кадетских корпусов. Надо прямо сказать – всё то, что было сделано за эти двадцать лет, делалось исключительно силами добровольцев, при минимальной поддержке чиновников, а то и при прямом их сопротивлении. Поэтому лицо современных кадетских корпусов оказалось совершенно разным – от чисто советских до весьма близких по духу к Императорским. Надо при этом понимать, что РОВС не имея в эмиграции к началу 90-х годов ни полков, ни военно-учебных заведений, но сохраняя дух Российской Императорской Армии, принял самое живое участие в деле возрождения кадетских корпусов и их традиций. Этот процесс можно объективно оценить, посмотрев доступные в сети номера «Наших Вестей» - где подробно описаны первые встречи чинов РОВС и Союза чинов Русского корпуса на Родине в 1992-1994 годах, заложившие основу грядущего возрождения.

Результат, поначалу, превзошел все ожидания. Стараниями местных энтузиастов из числа офицеров и историков, при поддержке кадет-зарубежников, были возрождены многие кадетские корпуса исторической России – Воронежский Михайловский, Донской Александра III и др. Огромное влияние на их развитие оказали тогдашние лидеры военной эмиграции – многолетний редактор «Наших Вестей» Н. Протопопов и будущий Председатель РОВС – поручик В. Гранитов. Их стараниями, при участии наиболее активных кадет, стали передаваться наработки, знания, литература, а главное – богатые традиции зарубежных кадет и юнкеров Русского корпуса. Однако надо понимать, что при этом чины РОВСа – как его старый эмигрантский костяк, так и русская молодежь, просто не имели сил и средств на создание своих кадетских корпусов, как не имеют их и сейчас. Действовать приходилось в исключительно сложных экономических и политических условиях российских реалий 1990-х.

Ведь РОВС был и остается союзом простых, далеких от номенклатурно-партийных структур, людей, отнюдь не имеющих так же и отношения к большому бизнесу. Тем не менее, силами офицеров общевоинского союза удалось сделать многое. Стараниями таких людей как, например активный участник возрождения Воронежского Михайловского КК капитан Малов, дух Русской Армии (а не РККА) стал активно возрождаться в вновь созданных корпусах. Естественно, это не могло понравиться чекистам. Поэтому уже в 1996 году последовали первые удары – зарубежные кадеты (из группы «красных кадет») потребовали удалить всех офицеров РОВСа из корпусов, обещая в противном случае прекратить всякое финансирование. Фонд содействия развитию кадетских корпусов, существующий и поныне, стал проводником этого решения и… директора вновь созданных корпусов, пошли на такой компромисс. Следующим этапом перехвата власти в кадетской сфере, стали 2000-е, когда в стране выстраивалась «криминальная вертикаль» так же не заинтересованная в русском воинстве. Её стараниями был закрыт и уникальный по своему духу, чисто русский, Казачий Кадетский Корпус во имя Цесаревича Алексия (созданный близким по духу РОВС - Союзом Православных Офицеров), лишен финансирования и закрылся Царскосельский Кадетский Корпус (Санкт-Петербург) и многие другие корпуса. А вместо подлинных, независимых кадетских корпусов стали насаждаться многочисленные «ГОУ интернатного типа» во главе с отставными чекистами, ОБЭПовцами, или «обкомовскими генералами».

Поэтому, несмотря на то, что сегодня в России почти в два раза больше «кадетских» корпусов, чем до революции, реальный уровень образования и духа в них оставляет желать лучшего. Это касается как кадетских корпусов входящих в Министерство Обороны, так и в Министерство Образования. И там и там православие – лишь номинально. Стоит взглянуть лишь на распорядок дня жизни таких «корпусов» и увидеть чем он отличается от дореволюционного или эмигрантского. Утренняя и вечерняя молитва, молитвы перед едой и перед началом занятий, всенощное бдение, литургия, Православные и Царские праздники – всего этого в них нет. Зато есть усредненная чисто советская система преподавания, в частности – военной истории, где в одном и том же настенном плакате мирно соседствуют Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов и … генералиссимус И.В. Сталин, маршал Жуков и др. советские герои (как ещё недавно было в уже закрытом Петербургском кадетском ракетно-артиллерийском корпусе). Аналогичная ситуация существует и в Малороссии, только там ещё и наложило свой отпечаток «самостийное вильное украинство» – эдакая гремучая смесь советчины и махновщины.

По сути же сегодня офицеры РОВС, работающие в кадетских корпусах как Министерства Образования так и Министерства Обороны, действуют в системе прямо противоположной по духу их устремлениям. Но благодаря тому, что такие люди всё-таки есть, подвижникам удается прививать кадетской массе любовь к истории России, её святыням, традициям кадетского братства, а главное – ограждать, сколько это возможно, от искушений века сего.

Есть в РОВСе и собственные начинания – «воскресные» кадетские корпуса на базе военно-патриотических клубов (см. предыдущие номера Переклички), стремящиеся по духу возродить старые традиции Императорской и Белых армий, сколь это возможно сегодня. Однако, надо понимать, что подобные дела идут силами очень ограниченного круга людей, весьма скудных в экономических средствах. Тем не менее – схема работы таких корпусов, пусть и без проживания (занятия ведутся, как правило в выходные, при Храме), позволяет привить молодежи любовь к своей Родине, без «советизмов» – так как это было всегда принято в эмиграции. Схема работы таких ВПК изложена в концепции М.С. Алексеева («Союз Православных Офицеров») и вполне проработана. Для её воплощения нужны прежде всего люди, горящие желанием заниматься делом и … Божье благословение, без которого ни одно начинание не возможно.

Нам же остается подвести итог, и подчеркнуть – работа по воспитанию русской молодежи в духе православия, основываясь на традициях Кадетских Корпусов Российской империи и зарубежья, не прекращается, и должна продолжаться повсеместно.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии