Российская императорская армия > История казачьих войск России

История казачьих войск

<< < (2/2)

Александр Гирин:
Часть VI. Казачество в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против Вермахта.

С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же были сформированы пластунские дивизии.

Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания.

В составе советской армии в Великой Отечественной войны 1941–1945 годов приняли участие следующие казачьи соединения:
1. Кавалерийские корпуса:
4-й гвардейский казачий кавалерийский Кубанский ордена Ленина Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова корпус;
5-й гвардейский казачий кавалерийский Донской Будапештский Краснознаменный корпус.
2. Кавалерийские и пластунская дивизии:
5-я кавалерийская Ставропольская дивизия им. М.Ф. Блинова;
6-я казачья кавалерийская Кубанско-Терская Чонгарская ордена Ленина трижды Краснознаменная ордена Красной Звезды дивизия им. СМ. Буденного;
8-я гвардейская кавалерийская Ровенская Краснознаменная ордена Суворова дивизия им. Ф.М. Морозова;
9-я гвардейская казачья кавалерийская Кубанско-Барановичская дважды Краснознаменная орденов Кутузова, Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия;
9-я пластунская стрелковая Краснодарская дважды Краснознаменная орденов Кутузова и Красной Звезды дивизия;
10-я гвардейская казачья кавалерийская Кубанско-Слуцкая Краснознаменная орденов Кутузова, Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия;
11-я гвардейская казачья кавалерийская Донская Волновахская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого дивизия;
12-я гвардейская казачья кавалерийская Донская Корсуньская Краснознаменная ордена Кутузова дивизия;
13-я казачья кавалерийская Кубанская дивизия;
3. Дивизии народного ополчения:
Добровольческая Донская казачья дивизия;
1-й казачья (Оренбургская) кавалерийская дивизия народного ополчения.

Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавалерийских корпусов и 17 кавалерийских дивизий получили гвардейские звания.

Казаки воевали не в только казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Танковый ас N 1, Герой Советского Союза Д. Ф. Лавриненко – кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д. М. Карбышев – уральский казак, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А. А. Головко – терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф. В. Токарев – донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов – донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского.
24 июня 1945 г. казачьи расчеты в исторической форме своих предков заслуженно приняли участие в Параде Победы.

Александр Гирин:
Заключение
Таким образом, к началу XX столетия казачество представляло собой социальное образование, входившее и в этносоциальную, и в социально-классовую структуры российского общества, имевшее специфическое организационное образование в виде казачьих войск. Последние имели административно-территориальное деление и систему управления.

В административно-территориальном плане казачьи войска являлись отдельными самостоятельными единицами, располагавшимися либо на территориях собственных областей, либо, что являлось характерным для войск востока страны, на территориях части одной или нескольких губерний. Каждое войско имело внутреннее административное деление на округа и отделы.

Значительные особенности были и в системе высшего управления и местного самоуправления в казачьих войсках. Она включала в себя как гражданские, так и военные органы высшего управления на уровне войска, а также необходимые управленческие звенья среднего уровня (отдельские, окружные). Достаточно обширным спектром властных полномочий обладали органически дополнявшие управленческую властную вертикаль органы местного казачьего самоуправления на уровне станиц. Помимо этого, в системе управления казачьими войсками востока страны, то есть в азиатской части России, имело место совмещение гражданских губернских, военных окружных и собственно казачьих войсковых высших органов власти. В результате управление этими войсками осуществляли или губернаторы, или командующие военных округов, на территории которых располагалось то или иное войско, зачастую – и первых, и вторых одновременно, и только затем – их наказные атаманы. Зачастую все эти высшие должностные посты занимал один человек. Отличительные особенности казачьи органы власти и управления имели и в плане внутренней структурной организации, начиная от названий и заканчивая наличием соответствующих структурных подразделений в том или ином войске.

Специфику социально-классовой организации казачества как особого военно-служилого сословия (данное определение в официальных документах отсутствовало) отражали законодательно оформленные и составлявшие единую систему права и обязанности казаков. Однако неуклонно возраставшие противоречия в этой области довольно отчетливо свидетельствовали о растущем несоответствии существовавшей тогда системы объективным процессам общего социально-экономического развития страны и об увеличении и обострении ее внутренних проблем.

Весьма противоречивые процессы происходили во всей системе внутренней организации казачества. Так, под постоянно усиливавшимся воздействием целого комплекса объективных факторов как внешнего, так и внутреннего плана росли сложности в системе казачьего землепользования. Увеличивались темпы и масштабы социальной дифференциации казачества, что самым непосредственным образом сказывалось на обострении внутриобщинных экономических и социальных противоречий. Возрастали взаимное влияние и взаимное стимулирование названных тенденций. В социальной структуре казачества преобладала середняцкая прослойка. Причем это было характерно для всех казачьих войск страны, хотя ее процентное выражение в войсках различных регионов являлось, естественно, несколько различным: на юго-востоке европейской части России чуть большим, а в азиатской части – меньшим.

Проводимая красными политика расказачивания, сочетавшая массовый террор и целенаправленные действия по подрыву и полной ликвидации многих основополагающих элементов казачьей жизни вынудило казачество к активной борьбе с советской властью.

В результате Гражданской войны 1917-1922 годов, политики «расказачивания», голода 1921 года, казачество оказалось практически обескровленным. Общие потери казаков в некоторых казачьих войсках доходили до 50%. Население казачьих областей сократилось на треть от его довоенной численности. По окончании Гражданской войны более 100 тыс. казаков оказалось в эмиграции. Кроме колоссальных людских и материальных потерь казачество понесло и невосполнимые моральные и культурные потери. Все это самым непосредственным образом сказалось на последующей судьбе казаков.

В ходе проводимой в 1929–1930 гг. коллективизации десятки тысяч казаков были раскулачены, высланы на Север и в Сибирь, на строительство промышленных объектов, в 1937–1938 гг. тысячи казаков заключены в лагеря и расстреляны. Для ликвидации память о казачестве в казачьих станицах и городах разрушались церкви. В официальных документах и анкетах перестало употребляться «казак». Казаки продолжали считаться «непролетарскими элементами» и подвергались ограничению в правах, в частности, лишение казаков избирательных прав и запрет служить в рядах Красной Армии. В качестве причин выдвигались обвинения в службе в белых армиях и несогласие с политикой Советской власти.

Тем не менее, казачество продолжало оставаться социальной силой, полностью игнорировать которую не решались даже большевики. Со второй половины 30-х годов для казаков устанавливалось всеобщее избирательное право, сняты все ограничения по службе в Красной Армии. В 1936 году ряду кавалерийских частей и соединений присвоен статус казачьих, возвращена традиционная казачья форма одежды.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против Вермахта. Тысячи казаков за мужество и героизм были награждены государственными наградами.

Войны XX столетия, репрессии и на казаков привели к тому, что к концу века численность «родовых» казаков даже на исторических казачьих территориях значительно сократилось. Но, вопреки всему, в конце 80-х начале 90-х годов XX века начался сложный и длительный процесс возрождения казачества.
http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,709.0.html

Александр Гирин:
Источники:
1.   Военный энциклопедический словарь. М., Воениздат, 2007. С. 307–308.
2.   Воскобойников Г.Л. Казачество в первой мировой войне 1914-1918 гг. М., 1994.
3.   Галушко Ю. Казачьи Войска России. М., 1993.
4.   Гордеев А.А. История казаков. М., 1991-1993. Т.1-4.
5.   Губарев Г.В. Книга о казаках. Париж,1957. Т.1-6.
6.   Донские казаки в прошлом и настоящем. Ростов-на Дону, 1998.
7.   Казаки (http://ru.wikipedia.org/wiki/Казаки)
8.   Казачьи войска (http://www.regiment.ru/reg/III/E/E.htm)
9.   Казин Х.В. Казачьи войска. СПб.,1912.
10.   Керсновский А. А. История русской армии: В 4 т. М., «Голос», 1992.
11.   Мининков Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону, 1998.
12.   Мухин А., Прибыловский В. Казачье движение в России и странах ближнего зарубежья (1988-1994). М., 1994. Т.1-2.
13.   Рыжкова Н.В. За Веру, Отечество и други своя: Донские казаки в Великой войне 1914-1917 гг. Ростов-на Дону, 1998.
14.   Станиславский А.А. Гражданская война в России ХVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.
15.   Сухопутные войска России. История создания, становления и развития. М., ВИ, 2001. С. 36.
16.   Трут В.П. Дорогой славы и утрат. Казачьи войска в период войн и революций. М., Яуза, Эксмо, 2007.
17.   Хорошхин М. Казачьи войска. Спб.,1881.
18.   Шишов А.В. 100 великих казаков. М., Вече, 2007. – 480 с.
19.   Яворницький Д. I. Iсторiя запорозьких козакiв. Киiв, 1990-1993. Т.1-3.
20.   Перечень наименований объединений, соединений и других формирований Вооруженных Сил, народного ополчения, гражданских ведомств СССР и иностранных формирований, участвовавших в Великой Отечественной и советско-японской войнах 1941-1945 гг.: Справочник, М., 2005.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии