Белая гвардия > Возвращение Адмирала

Без суда и следствия

(1/2) > >>

Abigal:
Как Вам известно, Адмирал Александр Васильевич Колчак был расстрелян по приговору ревкома без суда и следствия 7 февраля 1920 г., на берегу притока Ангары реки Ушаковки. К тому моменту смертная казнь была запрещена... Участь его решило архисекретное распоряжение Ленина: «Не распространяйте никаких вестей о Колчаке, не печатайте ровно ничего, а после занятия нами Иркутска пришлите строго официальную телеграмму с разъяснениями, что местные власти поступили так под влиянием угрозы Каппеля и опасности белогвардейских заговоров в Иркутске». Перед смертью Александр Васильевич отказался завязать глаза повязкой и подарил свой серебряный портсигар одному из бойцов расстрельной команды.
Что Вы думаете по этому поводу?

elektronik:
самое интерессное что  в иркутском музее хранится вся одежда адмирала без единой дырочки. Включая кальсоны, набрюшник, носки и нижнее бельё без всяких следов крови. Историки склоняются к мысли, что адмирала просто расстреляли голым в тюремном дворе, а вот английского портсигара нет...
В первые дни допросов участь адмирала уже была решена. Историками досконально установлено: тайный приказ исходил от Ленина. Примечательно: сознавая значимость личности Колчака, в цепи Ленин — Склянский — Лапиньш — Смирнов — Ширямов — Чудновский каждый прямо или косвенно снимал с себя ответственность, так было и при убийстве царской семьи.

немного про палача Чудновского

Об отношениях между жертвой и палачом можно догадаться. По словам зам. председателя комиссии Попова, адмирал на допросах «держался как военнопленный командир, проигравший кампанию армии, и с этой точки зрения держался с полным достоинством». А Чудновский, думается, комплексовал из-за малого роста. Наверняка его раздражало и достойное поведение узника на 15 лет его старше, и нерешительность ревкома (Чудновский к расстрелу предложил 18 человек, а Ширямов оставил двоих — Колчака и Пепеляева). Впрочем, внимательному читателю о многом скажут опубликованные в 1961 году воспоминания Чудновского (сохраняя авторскую орфографию и грамматику, в небольшом фрагменте лишь выделим две фразы):

«...Убедившись, что на постах стоят свои люди, лучшие дружинники, я направился в одиночный корпус и открыл камеру Колчака. «Правитель» стоял недалеко от двери. Видимо, Колчак был наготове, чтобы в любую минуту выйти из тюрьмы и начать «править». Я прочел ему приказ ревкома. После этого ему одели наручники.

— А разве суда не будет? Почему без суда?

По правде сказать, я был несколько озадачен таким вопросом. Удерживаясь, однако, от смеха, я сказал:

— Давно ли вы стали сторонником расстрела только по суду?.. Пока делались распоряжения о выделении 15 человек из дружины, охранявшей тюрьму, доложили, что Колчак желает обратиться ко мне с какой-то просьбой.

— В чем дело?

— Прошу дать мне свидание с женой... Собственно, не с женой, — поправился он, — а с княжной Темиревой.

— Какое же имеете вы отношение к Темиревой?

— Она очень хороший человек, — отвечает мне Колчак. — Она заведовала у меня мастерскими по шитью солдатского белья.

Хотя окружающая нас обстановка не располагала к шуткам и смеху, но после слов Колчака никто из товарищей не мог удержаться — все расхохотались.

— Свидания разрешить не могу, — говорю Колчаку. — Желаете ли вы еще о чем-нибудь попросить?

— Я прошу сообщить моей жене, которая живет в Париже, что я благословляю своего сына.

— Сообщу...»

(При всем своем цинизме Чудновский не мог не знать, что последнее желание приговоренного должно быть исполнено. Тем не менее Колчаку отказал.)

Казнь стала легендой

Казнь адмирала по прошествии лет стала легендой. Отличить правду от выдумки подчас невозможно (чего лишь стоит утверждение «Комсомольской правды», что в иркутском музее хранится одежда и белье расстрелянного). Разнятся время и место расстрела (хотя при желании установить это возможно с точностью до часа и метра). Но одно обстоятельство до сих пор передается из поколения в поколение — об этом рассказал и Никита Михалков в телепередаче, опираясь на архивные документы.

Перед казнью Колчак спросил Чудновского, в каком тот звании. Чудновский раздраженно ответил: комиссар. Тогда Колчак напомнил, что по званию он — флота русского адмирал. А по артикулу, командовать экзекуцией может либо старший, либо равный по званию. И предложил: командовать расстрелом он станет сам.

Так, повинуясь его приказанию, в ночь с 6 на 7 февраля 1920 года на кладбище за тюрьмой конвой дал залп (а после — еще два «для верности»). Тело адмирала спустили под лед в Ангару. В тюрьму привезли его вещи: шинель, папаху, френч, носовой платок, расческу, золотое обручальное кольцо и Георгиевский офицерский крест. Как и с царской семьей, расправа свершилась без следствия и суда — потаенно.

На этот счет в постановлении ревкома было сказано, что белые требуют выдачи Колчака, а в городе, видимо, готовится восстание. Действительно, угроза штурма белогвардейских частей была настолько реальной, что большевики спешно начали эвакуацию. По свидетельству очевидца, «объявлено о реквизиции лошадей и саней для перевозки клади, увозимой из города. Сегодня ночью и днем по Большой улице — нескончаемые обозы клади и припасов, все везут по Якутскому тракту. Увезли сотни миллионов серий американских, все золото и серебро, чтобы каппелевцам ничего не досталось. Большая улица вся усыпана сеном, будто постоялый двор...»
==================================================
был и заговор
 есть сведения о двух попытках освобождения адмирала (и эта тайна еще ждет своего исследователя). А потом чехи потребовали, чтобы белым дали коридор: трое суток на восток мимо Иркутска шли войска. Измотанные, больные, обмороженные — но это все еще была сила...

Abigal:
elektronik, спасибо за столь насыщенный ответ. Соглашусь, он знал, что его убьют, он так и написал в последней записке к Анне: "Конечно, меня убьют..." Он был открытым и смертельным врагом Советсткой власти. Действительно его казнь стала легендой. Я так же  читала и том, что после его казни, Адмирал Смирнов - соратник, друг и биограф Колчака - говорил о том, что его казнили на территории самой тюрьмы: Адмирал не сразу умер от пули, попавшей ему в шею и его тело было пронизано штыком. Но потом он отказался от своих слов в пользу "традиционной" версии. Так же говорят, что Колчака прибили досками к стенам тюрьмы и изуродовали его тело и лицо. В последнюю версию хочется верить меньше всего. По свидетельству одного из современников, возглавлявший "следственную комиссию" Чудновский "определенно заявил, что адмирал не был расстрелян: "Казнь ему мы придумали чувствительную и экономную" (в другой версии рассказа: "Мы его не расстреляли... Казнь придумана почувствительнее и экономичнее"). То, что Колчак, якобы, взял в свои руки проведение своего расстрела очень интересна. Чудновский так же писал, что он боялся хотя бы на секнуду продлить его казнь: Адмирал обладал очень сильным личным обаянием и ему даже показалось, что еще чуть - чуть и расстреляют не Адмирала, а его!
А вообще мир вряд ли когда узнает о том, что именно произошло с Адмиралом Колчаком 7 февраля 1920 г., Нам лишь остается гадать.

elektronik:
Abigal  я уже и незнаю кому верить и что думать ...
Вот например Олег Грейгъ в своей книге Подлинная судьба адмирала Колчака пишет что адмирал вообще не был расстрелян, адмирал еще многие годы продолжал служить   советской России и лично Сталину
 фантастика?
чуть не забыл вот отсюда прочитал   http://www.kniga.ru/books/250546

Abigal:
elektronik, и я не знаю кому верить: чем больше читаешь, тем хуже. Мне кажется, что Ленин не оставил бы Колчака в покое: враг народа №1. Чтобы про него не говорили в прошлом, он остался непобежденным: память об Александре Васильевиче жива, а это главное. Признав его, мы признаем свои ошибки: казнили такую неординарную личность! А ведь, правда, он еще служить и служить.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии