В кругу единомышленников > Светские беседы

Книжная полка

<< < (11/14) > >>

Игорь Устинов:
Баронесса Мария Дмитриевна ВРАНГЕЛЬ  "МОЯ ЖИЗНЬ В КОММУНИСТИЧЕСКОМ РАЮ"

Мемуары баронессы М.Д. Врангель, матери Главнокомандующего Русской армией генерала П.Н. Врангеля  "Моя жизнь в коммунистическом раю" повествуют о её жизни в революционном Петрограде с весны 1918 по осень 1920 года. В воспоминаниях описана жизнь «бывших» в период военного коммунизма, постепенное ухудшение их положения в занятых большевиками районах, расстрелы заложников, медленное голодное умирание людей, не соглашавшихся на сотрудничество с новой властью, попытки любыми способами вырваться за границу или в районы, контролируемые белыми войсками.

""Люди-звери""

Скачать можно здесь:

Игорь Устинов:
Ящик Т.К. "Рядом с Императрицей. Воспоминания лейб-казака"

  Это уникальные воспоминания человека, чья судьба переплелась с судьбой Царствующего Дома самым необычным образом. Родился Тимофей Ксенофонтович в казачьей семье в 1878 году. И попав в 1905 году в состав сотни Е.И.В. Конвоя прослужил в ней 4 года (с 1905 по 1907 и с 1912 по 1914 гг), после чего стал ординарцем Николая Второго. Пройдя в этой должности всю войну Тимофей Ксенофонтович в 1917 году становится ординарцем вдовствующей Императрицы Марии Федоровны. И остается с ней до её кончины в Дании. В воспоминаниях нашли отражение интереснейшие эпизоды жизни Императора военных лет, крайне опасная ситуация в Крыму осенью 1917 – весной 1918 года, когда Мария Федоровна и другие Члены Императорского Дома едва не разделили в Крыму судьбу Великих Князей и Императорской Семьи на Урале. В мемуарах описаны также малоизвестные страницы первых лет пребывания Марии Федоровны в эмиграции.

Игорь Устинов:
ГОЛОВКИНА Ирина "Побеждённые"

    Жанр:  проза  Описание:  Роман  "Побежденные"  -  это  талантливое
художественное воплощение  той грандиозной  трагедии, которую  пережил
весь русский  образованный  слой  в результате  революции  1917  г.  и
установления большевистской диктатуры. Автор романа - И. В.  Головкина
(урожденная   Римская-Корсакова),    внучка    знаменитого    русского
композитора, родилась в 1904  г. в Петербурге и,  как тысячи людей  ее
класса, испытала  последствия лишения  гражданских прав,  ужас  потери
самых близких людей  на фронтах  Гражданской войны и  в застенках  ЧК,
кошмар сталинских  лагерей  и  жизни  на  поселении.  Свой  роман  она
посвятила памяти  тех людей,  которые  в условиях  постоянных  слежек,
доносительства, идеологического  давления и  бытового хамства,  сумели
сохранить  высокое  человеческое  достоинство,  не  поступились  своей
совестью, не утратили любви к России и веры в ее грядущее возрождение.
В 1970-е и 80-е годы роман  распространялся в самиздате и впервые  был
опубликован лишь после краха коммунистической идеологии.
    Роман Ирины Головкиной (Римской-Корсаковой) «Побежденные», ставший
сенсацией минувшего [1992]  года, охватывает один  из самых  трагичных
периодов истории России  гражданскую войну  и репрессии  20-30-х  годов.
Мучительный жребий,  выпавший на  долю русской  интеллигенции, быть
побежденными, отразился на всех последующих поколениях.

Игорь Устинов:
Ирен де Юрша  "Моя былая Россия…"
с предисловием и послесловием

    Мать Ирен де  Юрша была  русской, отец французом,  родилась она  в
России в самые счастливые годы знаменитого «франко-русского  альянса».
Оказавшись во Франции  после большевистской  революции, она  соединяет
свою судьбу с бывшим офицером Белой  Армии. Она умрет в Париже в  1984
году, не дожив всего лишь  несколько лет до исполнения своей  заветной
мечты – увидеть свою родную землю свободной от советской власти.
    Рассказ, который она нам  оставила, не претендует на  литературные
изыски, он был  предназначен только  для родственников,  но написан  в
очень живом стиле,  с забавными оборотами,  иногда устаревшими, но  не
лишенными очарования. Ее повесть  совпадает со свидетельствами  многих
русских эмигрантов,  вынужденных  спасаться  бегством  от  Октябрьской
революции, но  внимание привлекает  точность описания  пережитого,  по
выражению Стендаля  «достоверность  фактов»:  описание  помещичьего  и
крестьянского   быта   времени   ее   детства,   слуг-мусульман.   Это
«свидетельство  очевидца»  времени  революции  и  гражданской   войны:
вступление лицеистов  Ростова-на-Дону  добровольцами  в  Белую  армию,
Кубанский  Ледовый  поход,  поражение…  Повествование  ведется   через
восприятие ребенка, потом  молодой девушки  - воспоминание  счастливых
времен, которые совсем скоро обратятся в сплошной ужас.
    В этих  мемуарах  последовательно описываются  две  совершенно  не
похожих друг на друга эпохи.
    Сначала трогательные  детские  воспоминания  о  «потерянном  рае»,
счастливой юности в прекрасном поместье в далекой Уфимской губернии  в
1 200 километрах на восток от Москвы, где население в основном состоит
из татар-мусульман, и в Москве, которая  так и осталась для нее  самым
прекрасным городом на Земле.  Ее семья проводит  там зиму, вращаясь  в
высшем обществе, еще  не подозревающем,  что оно  блистает уже  своими
последними огнями.
    Приверженностью к Православию, а  также почти религиозным  культом
императора Николая  II пропитано  все  повествование. И  за  кажущейся
наивностью детских воспоминаний проступает трезвая ясность, с  которой
она защищает Россию Николая  II, находившуюся накануне первой  мировой
войны на волне экономического и социального подъема. Война явилась для
России  настоящей   катастрофой,   катаклизмом,   кем-то   справедливо
названным  самоубийством  Европы.  Лишь  немногим  из  нас   известно,
например,  о  создании  в  России  с  1912  года  режима   социального
страхования  –  за  восемьдесят  лет  до  создания  его  во   Франции…
Свидетельство  нашей   мемуаристки   здесь  вовсе   не   наивно;   оно
подтверждается   самыми   серьезными   историческими   исследованиями:
«Царствование Николая  II, -  пишет,  например, историк  мадам  Каррер
д’Анкос,  -  которое  часто  описывается  как  время  последовательных
неудач,  приведших  к  неминуемой   революции,  было  также   временем
постоянных усилий, предпринимаемых для преобразования старой России  в
новую, но  все  же остающуюся  верной  самой себе,  с  целью  избежать
революции».
    Вторая часть воспоминаний  увлекает нас в  бурю революции.  Кто-то
сказал, что все общественные катастрофы – это еще и сумма бесчисленных
личных крушений. Свидетельство  Ирен де  Юрша во  многом совпадает  со
свидетельствами   других   русских   дворян-эмигрантов:    совершенная
неготовность к этой катастрофе, явившейся крушением привычного мира  и
горячо любимой Родины. Эта неготовность  проявилась даже в том  факте,
что  практически  никто  из  иностранцев,  живущих  в  России,   перед
надвигающейся революцией  не перевел  капиталы за  границу;  напротив,
многие французы, немцы и прочие –  как и отец нашего автора –  вложили
все свое  состояние  в эту  страну  со столь  многообещающим  будущим.
Разразилась революция, и  все они  оказались за  пределами России  без
гроша, но с твердым убеждением, что возвращение будет очень скорым,  и
многие, как не без юмора пишет об  этом Ирен де Юрша, еще многие  годы
«жили на чемоданах». Но,  увы, им пришлось  ждать целых семьдесят  два
года!
    Бесспорно, интересны страницы,  посвященные героическому  Ледовому
походу белых войск из Ростова-на-Дону на Кубань, в котором  участвовал
ее юный  брат. Он  сам  тоже вел  дневник,  к несчастью  потерянный  в
превратностях гражданской войны, но  сестра уже успела ознакомиться  с
ним и пересказала  некоторые факты его,  изложенные юным  гимназистом.
Интересны также страницы, иногда поразительные по деталям, посвященные
созданию Белой армии, ее первым успехам, вызывающим надежду на близкую
победу, затем в Белом движении постепенно появляются трещины, провалы,
взаимные обиды, обоснованные или необоснованные слухи о предательстве…
    Имеющая родственников из  рода д.  Ервийи (неудачный  предводитель
высадки французских эмигрантов  в Кибероне в  1795 году[1]), мадам  де
Юрша проводит параллель  между Белой  Армией и  Вандеей или  движением
шуанов нашей собственной французской  революции; те же примеры  защиты
христианства – с теми же белыми знаменами, на которых во Франции  было
изображено Сердце  Господне,  а  в  России –  Терновый  Венец,  то  же
движение юных добровольцев, благородно жертвующих своей жизнью, те  же
ошибки, увы, на  уровне штабов,  где личная  неприязнь играла  главную
роль. Те  же аналитические  ошибки в  выборе стратегии.  Может,  Белой
Армии нужно было идти форсированным маршем прямо до самой Москвы,  как
предлагал генерал Врангель, пусть ценой опустошения арьергардов, но не
оставляя красным Троцкого  времени на  то, чтобы  собраться с  силами?
Может, в свое  время вандейцам  нужно было после  взятия Сомюра,  идти
прямо  на  Париж?  Наполеон  I  утверждал,  что  тогда  бы  «их  знамя
развевалось на башнях Нотр-Дам»… Но историю не переделаешь.
    В 1924  году Поль  Бурже в  своем предисловии  к «Воспоминаниям  о
России» княгини Палей  уже проводил  параллель между  Людовиком XVI  и
Николаем II: тот и другой были движимы любовью к своему народу и  были
обречены на одинаково трагичную судьбу. «Для того, чтобы была возможна
революции, -  пишет  он,  -  необходимы  два  условия:  первое,  чтобы
держатель власти был  чрезмерно добр,  второе, чтобы  уважение к  этой
власти было  подорвано правдоподобной  клеветой»… У  нас, во  Франции,
было дело Ожерелья королевы,  у России был Распутин.  Мария-Антуанетта
была «австрийской  шпионкой»,  императрица Александра  была  «немецкой
шпионкой». Подпольная работа подорвала  доверие обоих народов к  своим
монархам, которые,  будучи слишком  слабыми, не  сумели принять  меры,
пока не стало  слишком поздно. Так  и произошел революционный  толчок,
каждая волна  которого  была выше  предыдущей.  Император  отрекается,
думая спасти свой  народ, и тут  же возликовали либералы,  «бескровная
революция» - радуется князь Львов… Но  они еще не знали, что ждало  их
впереди! «Какая прекрасная  революция!», -  в свое  время восклицал  и
французский министр-социалист Альбер Тома… Но процитируем еще и Бурже,
который  так  характеризовал   революцию:  «Разбойничье   предприятие,
учрежденное наивными  людьми, продолженное  интриганами и  завершенное
злодеями». «Несомненно, -  продолжает он, -  что царское  самодержавие
допустило много злоупотреблений. Но что они значат по сравнению с теми
преступлениями, вершащимися  там  с  тех пор,  как  диктатура  Советов
сбросила  вековой   строй,   установленный  Петром   Великим   и   его
преемниками?»
    И как  же нам  не удивляться  «наивности» западной  интеллигенции,
которая ждала семь десятилетий до развала СССР, чтобы открыть для себя
(с крайним изумлением, как говорят  они) существование ГУлага и  всего
того, что знали те, кто хотел знать, уже в 1920 году!

Игорь Устинов:
Иван Александрович Родионов



Родионов Иван Александрович (21.10[2.11].1866—24.01. 1940), писатель и общественный деятель. Родился в станице Камышевской области Войска Донского в дворянской казачьей семье. Получил военное образование. В качестве командира казачьей сотни участвовал в подавлении революционной смуты 1905. Выйдя в отставку, проживал в Новгородской губ.

Большую известность Родионову принес роман «Наше преступление» (СПб., 1909), впоследствии неоднократно переиздававшийся. В нем Родионов ярко показал «разобщение русского культурного класса с народом», что грозило России падением в «бездну, провал, дно».

Страшным злом для страны Родионов считал народное пьянство. Он постоянно заявлял: «По моему глубокому убеждению — Россия гибнет от двух главных причин: еврея и алкоголя».

Убежденный патриот-монархист Родионов принял участие в монархическом движении. В 1912 выступил в Русском собрании с двумя докладами («Неужели гибель?»), в которых показал, как «мы, арийцы, передовой авангард и главные силы созидательного человечества, приняли и беспрерывно принимаем на себя самые сокрушительные удары еврейства». И выступил с призывом: «Единственно идеальное решение еврейского вопроса, это полное изгнание евреев из русской земли».

Тогда же Родионов стал членом сформированной В.М. Пуришкевичем «Комиссии по разбору имеющихся на книжном рынке учебников». Результатом работы Комиссии стал коллективный труд «Школьная подготовка второй русской революции» (СПб., 1913), направленный на оздоровление начальной школы.

Произведения Родионова печатались в издании Русского народного союза им. Михаила Архангела журнале «Прямой путь».

Как боевой офицер Родионов в годы первой мировой войны был награжден 4-мя боевыми орденами. В 1917 отказался присягнуть Временному правительству. Поддержал выступление генерала Л. Г. Корнилова, был арестован и заключен в Быховскую тюрьму вместе с будущими вождями Белой добровольческой армии. Вышел на свободу накануне большевистского переворота и уехал на Дон.

Во время гражданской войны Родионов участвовал в 1-м Кубанском Ледяном походе белых добровольцев, о чем впоследствии написал книгу «Жертвы вечерние» (Берлин, 1922). Затем был редактором органа правительства генерала П. Н. Краснова газеты «Донской край». Одновременно издавал в Новочеркасске патриотическую газету «Часовой» (с сатирическим приложением «Крапива»). На страницах этой газеты Родионов опубликовал в 1918 «Сионские протоколы», вскоре вышедшие 2-мя отдельными изданиями и получившие широкое распространение на юге России.

В нояб. 1918 Родионов принял участие в проходившем в Ростове-на-Дону монархическом съезде, на котором, в частности, присутствовали видные монархисты Г. Г. Замысловский и В. А. Образцов. По итогам съезда Родионов был избран членом Юго-восточного краевого монархического центрального Комитета, созданного в целях «дальнейшего содействия пропаганде монархических идей и восстановлению монархии в единой неделимой России».

Гражданскую войну Родионов закончил в чине полковника. В эмиграции жил в Германии и Югославии. По-прежнему участвовал в монархическом движении: в 1923 стал помощником председателя Берлинского монархического объединения, избирался делегатом на Российский зарубежный съезд в Париже в апр. 1926. В мае 1938 в Белграде под председательством Родионова состоялась «встреча русских людей, верных заветам великого прошлого императорской России», на которой он произнес «красивую речь о монархизме и монархичности всего Русского» («Партизан» [Белград], 1938, № 9).

В эмиграции Родионов выпустил ряд новых книг, наполненных размышлениями о трагической судьбе России. Главного виновника русской трагедии он видел в «гангренозной заразе человечества — вездесущем жиде». Описывая кошмары большевистской революции, Родионов подчеркивал: «И над этим бездонным ужасом, сплошными муками и смертью царит налившийся христианской кровью ненасытный паук-жид.

Его нечистые ноги осквернили нашу священную землю, его зловонные уста заразой смерти наполнили наш родной воздух, наши богатства перешли в его карманы».

Ведь «жиду надо истребить нас, чтобы некому было протестовать, чтобы не осталось под небом живых свидетелей его вопиющих злодеяний, спорщиков и наследников к украденному им русскому имуществу, чтобы имущество это в конце концов оказалось выморочным».

Когда же «русский народ вымрет поголовно… на месте недавней великой Российской империи окажется необъятная пустыня, куда со всех концов земли нахлынут новые насельники».

И Родионов делает пророческое предупреждение: «Теперь у нас, русских, нет друзей. Мы почти сплошь окружены врагами. Человечество, как черное воронье перед издыхающей скотиной, алчными глазами следит за нашим умиранием, чтобы накинуться на нас, как на падаль, и каждый из народов ревниво следит за другими, чтобы конкуренты не опередили его в наживе нашими землями и нашим добром, когда нас не будет на свете.

Каждый из народов облюбовал себе жирные куски и уже заранее подсчитывает барыши.

В этом они ошибутся и ошибутся жестоко. Они сами упадут в ту самую яму, которую всеми мерами помогали жидам вырывать и углублять для нас, и упадут в тот момент, когда мы уже выкарабкаемся из нее» («Казачий сборник» [Берлин], 1922, № 1).

Итоговым произведением Родионова стало большое сочинение «У последних свершений», отрывки из которого были изданы в виде самостоятельных книг — «Сыны дьявола» (Белград, 1932) и «Царство сатаны» (Берлин, 1937).

В «Сынах дьявола» в художественной форме изложена сущность «Протоколов Сионских мудрецов». Эта книга вызвала положительный отклик главы Русской Православной Зарубежной Церкви митр. Антония («Царский вестник» [Белград], 1932, № 286). А бывший лидер Союза русского народа Н.Е. Марков рекомендовал иметь ее каждому русскому патриоту («Мировая служба» [Эрфурт], № 4).

Наумов С.
======
P.S. Именно Родионов Иван Александрович может являться настоящим и единственным автором романа "Тихий Дон", где авторство до сих пор приписывается М. Шолохову...



Комментарий к фото: Группа арестованных генералов и офицеров во главе с ген. Корниловым и Деникиным в период быховского заточения. 1917 год
Полковник (здесь, еще в звании есаула) Родионов И.А. под № 19 в левой части фото.

Здесь можно скачать книгу РОДИОНОВА И.А. "Жертвы вечернiе":

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии