В кругу единомышленников > Светские беседы
Книжная полка
Игорь Устинов:
Судоплатов Александр «Дневник»
Интереснейший документ – дневник добровольца вольноопределяющегося Алексеевского полка, который он вел с весны 1920 года и до отплытия армии Врангеля из России. Дневниковые записи как ничто другое передают «дух», «настроение» эпохи, мысли и надежды живших тогда людей.
Игорь Устинов:
Кантакузина Юлия "Революционные дни. Воспоминания русской княгини, внучки президента США"
Мемуары княгини Кантакузиной охватывают большую часть её действительно интересной и неординарной биографии. Внучка легендарного генерала и президента США У. Гранта, Юлия познакомилась с миром европейских аристократов в Вене, при дворе Габсбургов где её отец был послом США. Спустя несколько лет она выходит замуж за князя Кантакузина – потомка молдавских государей и одного из знатнейших людей тогдашней России. Основная часть воспоминаний посвящена именно «русскому» периоду жизни княгини. В них подробно описаны разнообразные элементы жизни тогдашней аристократии: смесь патриархальности и внедрения технических новшеств в огромном поместье на Украине, придворные балы и непростые взаимоотношения среди придворных, Русско-Японская война и события революции 1905 года - все это находит свое описание в мемуарах княгини Кантакузиной. Особый интерес придают им её хорошее знакомство со многими выдающимися людьми той эпохи: министр внутренних дел Плеве, граф Витте, министр финансов Барк, Кривошеин и многие другие были завсегдатаями салона княгини. Её муж был в дружеских отношениях с Великим Князем Николаем Николаевичем, сама княгиня была хорошо знакома со многими представителями правящей династии. Воспитанная в другой среде и в ином обществе княгиня Кантакузина часто подмечает и описывает такие нюансы русского быта той эпохи, которые людям выросшим в России казались настолько естественными и очевидными, что не заслуживали упоминания в мемуарах или дневниках. Почти половина книги – это воспоминания Юлии Кантакузиной о событиях 1917 года: Февральской революции, постепенном отражении революционных событий в крестьянской среде, первой попытке большевиков захватить власть летом 1917 года, Октябрьском перевороте и борьбе в большевиками в Киеве во главе которой оказались муж княгини генерал Михаил Кантакузин и комиссар Временного Правительства Кириенко. Воспоминания княгини конечно не претендуют на абсолютную историческую точность, но они достаточно полно передают те настроения, слухи, надежды, опасения которыми жило тогдашнее русское высшее общество. Также весьма интересно описание Ю. Кантакузиной жизни и нравов Петрограда, Киева и русской деревни до и после революции.
М. С. Кантакузин-Сперанский "САГА О КАНТАКУЗИНЫХ-СПЕРАНСКИХ"
Публикуемая рукопись князя М. С. Кантакузина (племянника по мужу кн. Кантакузиной Ю.) об их славном роде представляет собой произведение, во многих отношениях уникальное. Это не просто ценное по значимости содержащихся в нем фактов и свидетельств собрание сведений по истории древнего княжеского рода, происходящего из Византии, но и живое повествование по истории ушедшей императорской России, где род потомков двух византийских императоров явил собой образец достойного и честного служения Родине и Престолу еще в те времена, когда расцветал «побед Екатерины лавр, Чесма, Кагул, Крым, Рымник, Тавр» (Г. Р. Державин).
Все же основной мотив «Саги о Кантакузинах» - это трагедия утраты Родины, когда после революции Россию вынуждено было покинуть около двух миллионов человек, цвет нации, ее интеллектуальный генофонд. Русская Голгофа в книге показана просто, даже буднично, без героического пафоса и надрыва, и это тоже признак высокой Литературы.
Игорь Устинов:
Роман Гуль "Ледяной поход", "Я унес Россию. Апология русской эмиграции"
Автобиография русского офицера, участника Ледяного похода, известного эмигрантского писателя (романы “Ледяной поход”, “Генерал БО”, “Азеф”, “Дзержинский” и др.), многолетнего редактора “Нового журнала”. Интереснейшая книга неординарного человека. Очень рекомендую прочесть всем интересующимся русской историей 20-го века.
Все о Романе Гуле: http://ruguard.ru/forum/index.php/topic,426.0.html
Игорь Устинов:
Гиацинтов Э.Н. "Верность присяге (1917)"
Интересный рассказ о малоизвестных событиях лета 1917 года – а именно, о подавлении мятежа 181-го Остроленского полка. Помимо этого эпизода в воспоминаниях дана картина постепенного разложения родной автору артиллерийской бригады. Воспоминания были переданы автором в Пражский архив в конце 20-х годов.
Гиацинтов Э.Н. "Записки белого офицера"
Небольшой рассказ начальника команды конных разведчиков 2-й Марковской артиллерийской бригады о ряде боевых эпизодов осени 1919 года в которых он принимал личное участие.
Гиацинтов Э.Н. "Белые рабы"
Написанные в середине 20-х годов воспоминания офицера Добровольческой Армии повествуют о судьбе белых солдат и офицеров ушедших из армии Врангеля в Галлиполи и Лемносе и пошедших на службу во французский Иностранный легион. Прослужив в Сирии более 2-х лет и будучи комиссован по болезни, автор достаточно близко познакомился с условиями службы, характерами, привычками легионеров самых разных национальностей и социальных групп.
Игорь Устинов:
Яконовский Е.М. "Кандель"
«…Снежные холмы Подолии, белая пурга, бьющая в лицо, далекий в дымке тумана Аккерман, днестровский лед, румыны, снова лед, снова холмы и безостановочный девяностоверстный марш на северо-запад... Холод, гнилая кукуруза, подобранная на зимних пустых полях и, как на детской картинке, аккуратная немецкая колония с красными крышами и мирными дымками на берегу замерзшего озера... Кандель. Мало кто знает о гибели на днестровской границе отряда генерала Васильева. Еще меньше знают о присутствии в нем 1-ой полуроты Одесского корпуса под командой отважного подполковника Рогойского. Существует несоответствующий действительности приказ русского военного агента в Бухаресте, генерала Геруа, в котором говорится о четырехстах кадетах. Это, слава Богу, ошибка! Что бы мы делали с малышами под пулями Котовского и в ледяных днестровских плавнях? Нет, нас было пятьдесят юношей и два офицера. 1-ый и 3-ий взводы 1-ой роты Одесского корпуса и два воспитателя. С нами же был ротный линейный значок вылинявшего синего цвета с нашитыми желтыми буквами: О.К.»
Яконовский Е.М. "После Канделя"
Двухмесячное пребывание воспитанников Одесского кадетского корпуса в Румынии, переезд в Югославию. Как всегда у Яконовского очень живые, «теплые» воспоминания.
Яконовский Е.М. "Каргалла"
В конце 1917 – начале 1918 года Оренбургское войсковое правительство было единственным центром антибольшевистской борьбы на Урале. В эти первые месяцы большевицкой власти основная часть не только обывателей, но и офицеров и казаков надеялась еще на возможность “сосуществования” с большевиками, на возможность небольшими уступками сохранить свои права на жизнь и свободу. Только очень немногие были готовы и понимали неизбежность борьбы с большевизмом “не на жизнь, а на смерть”. В Оренбурге таких людей нашлось около полутора тысяч. И среди них примерно четверть составляли 14-17 –летние кадеты Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса – старейшего кадетского корпуса на Урале. Перед нами уникальное свидетельство 15-летнего кадета с оружием в руках противостоявшего наступлению матросских частей на Оренбург в январе 1918 года. В воспоминаниях также описана жизнь Оренбурга между Февралем и Октябрем 1917 года и поход отряда кадет из Оренбурга в Уральск после оставления столицы войска частями атамана Дутова.
Яконовский Е.М. "Фарфоровая кокарда"”
Воспоминания кадета Евгения Яконовского о его пути из северной Украины на Дон в декабре 1918 года. Редкая биография человека уже в 14 лет участвовавшего в боях на двух фронтах гражданской войны, сначала под Оренбургом, а потом на Юге России.
Навигация
Перейти к полной версии