Автор Тема: Корабль Колчака стал братской могилой  (Прочитано 4293 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн AbigalTopic starter

  • Генерал от Инфантерии
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: бХЭ 2010
  • Сообщений: 673
  • Спасибо: 179
На дне Ладоги питерский любитель подводного плавания Юрий Кудрявцев нашел место гибели и части корпуса бывшего эскадренного миноносца «Сибирский стрелок», на котором воевал адмирал Колчак.

Юра живет прямо на воде - в роскошном, построенном своими руками дебаркадере, пришвартованном у берега старинного поселения Кокорево:
- То, что здесь находится место гибели царского миноносца, мне рассказал директор музея «Дорога жизни» Александр Войцеховский. Место отмечено на карте достаточно точно, но никакого корабля там нет - проверял. У меня есть лодка, гидролокатор бокового обзора и акваланг, и я подумал, что было бы неплохо найти «Сибирского стрелка» и приоткрыть еще одну тайну военной истории. С октября прошлого года я начал поиски.

На народные деньги

Нападение японской эскадры на Порт-Артур вызвало такую волну патриотизма, что 6 февраля 1904 года Николай II подписал указ об учреждении Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования. За 2 года комитет построил на собранные народом средства 22(!) военных корабля, одним из которых стал «Сибирский стрелок».

С началом Первой мировой корабль использовался по прямому назначению - для постановки минных заграждений на Балтике. Во многом благодаря умелым действиям командующего полудивизионом, тогда еще капитана 1-го ранга Александра Колчака, потери Германского флота на Балтике, по оценкам историков, превышали наши потери в боевых кораблях в 3,5 раза, а по числу транспортов - в 5,2 раза.

За успехи на Балтике Колчак был произведен в чин контр-адмирала, став самым молодым адмиралом России.

Трагедия «Черного крейсера»

С началом боев под Ленинградом бывший крейсер, служивший к тому моменту опытным судном с новым именем «Конструктор», снова вооружили и ввели в состав Ладожской флотилии.
Немцы называли его «Черный крейсер» - корабль ходил на угле, оставляя за собой хорошо заметный издали след черного дыма. Старший лейтенант Семенов, служивший в то время командиром БЧ-2, вспоминал: поговаривали, будто командующий группой войск «Север» генерал-фельдмаршал фон Лееб обещал двойную награду тому, кто потопит «Черный крейсер», - больно он досаждал немцам, прикрывая огнем своих 100-миллиметровок действия наших обороняющихся войск.

В тот вечер 4 ноября 1941 года «Конструктор» отчалил от пристани Осиновец и вышел в Ладогу. Через 15 минут хода в небе появились бомбардировщики «Люфтваффе». К несчастью, в этот момент вышла луна, ярко осветившая кильватерную дорожку сторожевика. По ней и зашли на атаку немецкие «Ju 88». Две 250-килограммовых бомбы одна за другой пробили палубу перед штурманской рубкой, прошли сквозь оба кубрика и разорвались в пороховом погребе и кладовой трюма. Мощной ударной волной нижние палубы придавило к верхней, и люди, находившиеся в носовой части, были буквально спрессованы между ними.

- Когда мы осматривали носовую часть, там между палубами расстояние всего 30 - 40 см, - подтверждает Юрий. - Это опровергло бытующую версию о том, что люди на оторванном носу корабля оказались замурованными во внутренних помещениях и погибли от недостатка воздуха. По архивным сведениям, в результате налета погибли 150 пассажиров и 32 члена его экипажа.
К утру «Конструктор» был взят на буксир, но сел на мель - корабль пришлось оставить. 25 ноября во время очередного шторма носовую часть оторвало, а кормовую часть вместе со льдами отнесло к берегу.

Где затонула 20-метровая носовая часть корабля, ставшая подводной могилой десятков пассажиров и части команды, оставалось загадкой многие годы.

Находка

- Поиски проходили в труднодоступном для судоходства районе Ладоги, находиться там мы могли не более 4 часов в день, - вспоминает Юрий. - В конце концов локатором «зацепил» под водой что-то, по очертаниям сильно смахивающее на части большого корабля... Надел акваланг и сразу спустился к находке: дно вокруг корпуса усеяно противогазами, носовая 20-метровая часть корабля покрыта чудовищным слоем ржавчины, левая часть начисто оторвана - а ведь именно там находились пассажиры.

Первые характерные особенности «Конструктора» увидели, когда нашлись иллюминаторы с бронезадвижкой - он имел полукруглую форму в основании; чуть позже мы нашли хорошо сохранившиеся части бронзовой паровой лебедки для подъема якорей (см. фото) - такой механизм был именно на «Конструкторе». Теперь окончательно стало ясно - перед нами легендарный «Сибирский стрелок».

- Отлично сохранилась латунная мойка для офицеров в форме трубы. Под ее краном наверняка умывался сам Колчак. Теперь стоит у нас, - смеется директор музея Александр Войцеховский. - Не обошлось и без скорбных находок. Водолаз из группы добровольных помощников музея обнаружил на дне бушлат, в котором лежали человеческие останки, это подтвердило, что корабль стал братской могилой для десятков людей... Когда обсуждали с ветеранами «Дороги жизни» находку, все высказались за то, что части «Конструктора» надо поднять и передать музею, а останки захоронить в мемориальном кургане в Осиновце.

- Возможно, у лежащих там, в Ладоге, найдутся родственники. Однако поименный список погибших не составлен до сих пор, - замечает Юрий.

Источник
"Я, в конце концов, служил не той или иной форме правительства, а служу Родине своей, которую ставлю выше всего."
***
«Конечно, меня убьют, но если бы этого не случилось, – только бы нам не расставаться".
Александр Васильевич Колчак

"...Если Новая Россия забудет Вас - России, наверное, не будет."

Правила проекта "Белая гвардия"