Автор Тема: Черноморский флот в годы Первой Мировой войны (1,2,3 - часть)  (Прочитано 23213 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ander

  • VIP
  • Штабс-Капитан
  • *
  • Дата регистрации: пЭТ 2011
  • Сообщений: 57
  • Спасибо: 69
  • Без Царя земля - вдова и народ - сирота
Черноморский флот в годы Первой Мировой войны.  Часть-1    

[attachment=1]

В Первую Мировую войну (1914-1918), супротивником Российской империи на Черном море был германо-турецкий флот. И хотя младотурецкое правительство долго сомневалось с кем ратиться, а с кем дружить и придерживалось нейтралитета. Русское Министерство Иностранных дел (МИД) и разведка, внимательно наблюдали за внутриполитическими событиями в Турции: военный министр Энвер-паша и министр внутренних дел Талаат-паша выступали за союз с Германской империей, а морской министр, начальник гарнизона Стамбула Джемаль-паша за сотрудничество с Францией. Они информировали командующего Черноморским флотом А. А. Эбергарда о состоянии турецкого флота и армии, их приготовлениях, чтобы он мог правильно отреагировать на действия потенциального противника.

С началом войны (1 августа 1914 года Германия объявила войну России), правительство дало адмиралу А. А. Эбергарду указание избегать агрессивных действий, которые могут вызвать войну с Османской империей, укрепив доводы турецкой «партии войны». Черноморский флот имел право начать боевые действия только по распоряжению Верховного главнокомандующего (им был Великий князь Николай Николаевич (младший) с 20 июля 1914 по 23 августа 1915), или по сообщению русского посла в Стамбуле. Хотя русско-японская война (1904-1905) и показала ошибочность подобной позиции, когда японский флот внезапно атаковал Русский Порт-Артурскую эскадру и временно парализовал её деятельность, что позволило японцам провести беспрепятственную высадку сухопутных армий. Имперское правительство, спустя 10 лет «наступило на те же грабли», командующий флотом был связан директивой правительства, указаниями высшего военного командования и не смог осуществить все меры по повышению боеготовности флота, включая возможность превентивного удара. В итоге Черноморский флот, хоть и был существенно сильнее турецких морских сил, был вынужден пассивно ждать нападения противника.

Соотношение сил: Русский Черноморский флот и Германо-турецкий флот

Перед войной Черноморский флот, по всем статьям, имел полное превосходство над врагом: и по количеству вымпелов, по огневой мощи, по боевой подготовке, выучке офицеров и матросов. В его состав входили: 6 линейных кораблей старого типа (т. н. броненосцы, или додредноуты) – флагман флота «Евстафий», «Иоанн Златоуст» (1904-1911 гг. постройки), «Пантелеймон» (бывший печально знаменитый «Князь Потёмкин-Таврический», 1898-1905 гг. постройки), «Ростислав» (1894-1900 гг. постройки), «Три Святителя» (построен в 1891-1895 гг.), «Синоп» (1883-1889 гг. постройки); 2 крейсера типа «Богатырь», 17 эскадренных миноносцев, 12 миноносцев, 4 подводные лодки. Основной базой был Севастополь, флот имел свои верфи в Севастополе и Николаеве. Строились еще 4 мощных линейных корабля современного образца (дредноуты): «Императрица Мария» (1911-июль 1915 г.), «Императрица Екатерина Великая» (1911-октябрь 1915 г.), «Император Александр III» (1911-июнь 1917 г.), «Император Николай I» (с 1914 г., незавершен из-за резкого ухудшения политической и финансово-экономической обстановки после Февральской революции 1917 г.). Также уже в ходе войны Черноморский флот получил – 9 эсминцев, 2 авиатранспорта (прообразы авианосцев), 10 подводных лодок.

[attachment=2]

В начале 1914 года выход турецкого флота из Босфорского пролива на бой с русским флотом казался фантастикой. Османская империя уже почти два столетия была в упадке, и к 20 веку процессы разложения только усилились. Турция проиграла России в XIX веке три войны (1806-1812 гг., 1828-1829 гг., 1877-1878 гг.), оказалась победителем в Крымской войне (1853-1856 гг.), но только за счёт союза с Англией и Францией; уже в XX столетии была разгромлена Италией в войне за Триполитанию (1911-1912 гг.), и в Балканской войне (1912-1913 гг.). Россия же входила в пятерку мировых лидеров (Великобритания, Германия, США, Франция, Россия). К началу столетия турецкие военно-морские силы представляли собой жалкое зрелище – сборище морально и технически устаревших кораблей. Одна из главных причин этого полное банкротство Турции, денег в казне не было. У турков было всего несколько более или менее боеспособных кораблей: 2 бронепалубных крейсера "Меджидие" (построен в США 1903 г.) и "Гамидие" (Англия 1904 г.), 2 эскадренных броненосца « Торгут Рейс» и «Хайреддин Барбаросса» (броненосцы типа «Бранденбург», куплены в Германии в 1910 г.), 4 построенных во Франции эскадренных миноносца (1907 г. типа «Дюрандаль»), 4 эсминца немецкой постройки (закуплены в Германии в 1910 г., тип "S 165"). Отличительной особенностью турецких морских сил было практически полное отсутствие боевой подготовки.

Нельзя сказать, что турецкое правительство не пыталось изменить ситуацию в свою пользу: так в 1908 году была принята грандиозная программа обновления флота, было решено закупить 6 линкоров новейшего образца, 12 эсминцев, 12 миноносцев, 6 подводных лодок и ряд вспомогательных судов. Но война с Италией, две Балканские войны опустошили казну, заказы были сорваны. Турция заказала ещё корабли во Франции и Англии (что интересно – союзники России по Антанте, но строили корабли для Турции, потенциального противника России на Чёрном море), так в Англии строились линкор, 4 эсминца и 2 подлодки. Это пополнение могло серьёзно изменить баланс сил в пользу Османской империи, но как только началась война Англия конфисковала корабли в пользу своего флота. Только приход из Средиземного моря 10 августа 1914 года двух новейших немецких крейсеров: тяжёлого «Гебена» (назвали «Султан Селим») и легкого «»Бреслау» («Мидилли»), они вошли в состав турецкого флота вместе с экипажами, позволил Турции вести боевые действия в бассейне Чёрного моря. Командир германской Средиземноморской дивизии контр-адмирал В. Сушон возглавил объединённые германо-турецкие силы. «Гебен» был мощнее любого русского линкора старого типа, но вместе русские броненосцы его бы уничтожили, поэтому при столкновении со всей эскадрой «Гебен» уходил, пользуясь своей высокой скоростью.

[attachment=3]
Справка: Сушон Вильгельм (1864-1946), возглавлял германо-турецкий флот в 1914-1917 гг. В 17 лет стал офицером, служил на различных кораблях, командовал канонеркой «Адлер», принимал участие в аннексии Германией островов Самоа, командир броненосца «Веттин», начштаба Германского Балтийского флота, с 1911 года контр-адмирал, с октября 1913 года командир Средиземноморского дивизиона. С началом войны смог осуществить прорыв в Дарданеллы, при полном превосходстве английского флота, до этого обстрелял француские порты в Северной Африке, задержав прибытие экспедиционного корпуса на три дня, что имело важное значение, при наступлении германских армий на Париж. Своими действиями («Севастопольская побудка») втянул Османскую империю в войну. Довольно успешно действовал против превосходящих сил Антанты, сковал своими действиями Русский Черноморский флот, в сентябре 1917 года переведён на Балтику, возглавил 4-ю эскадру флота. Принимал участие в захвате Рижского залива и Моонзундского архипелага. В марте 1919 года ушёл в отставку, на службу не вернулся, спокойно дожил свои дни, увидев возрождение и повторную гибель германского флота.

Планы сторон

Главной целью Черноморского флота был полное господство на Чёрном море, чтобы надежно защитить стратегически важные объекты у моря, прикрыть фланг Кавказской армии, обеспечить переброску войск и припасов морем. Одновременно нарушить судоходство Турции вдоль её Черноморского побережья. При появлении турецкого флота у Севастополя, русский флот должен был его уничтожить. Кроме того, при необходимости, Черноморский флот готовился провести Босфорскую операцию – по захвату пролива Босфор, силами Черноморского флота и десантных подразделений. Но появление у Турции немецких крейсеров, планы русского командования были спутаны, адмирал Сушон не собирался вступать в бой с главными силами русского флота, а пользуясь своей скорость наносил точечные удары и уходил до подхода основных сил Черноморского флота.
В 1915 году, когда во флот вошли новейшие линкоры типа "Императрица Мария", перед флотом была поставлена задача всеми силами срывать подвоз угля и прочих припасов в район Босфора и оказывать помощь войскам Кавказского фронта. С этой целью были созданы 3 корабельные группы, каждая из которых была мощнее немецкого крейсера "Гебен". Они должны были, меняя друг друга, постоянно находиться у турецкого берега и тем самым выполнять основную задачу флота.

Стратегический умысел командующего объединённым германо-турецким флотом контр-адмирала Сушона заключался в том, чтобы нанести внезапный удар почти одновременно по главной базе русского флота Севастополю, портам Одессе, Феодосии и Новороссийску. Потопить или серьёзно повредить находившиеся там боевые корабли и торговые суда, а также наиболее существенные военные и промышленные объекты на берегу и, тем ослабив русский Черноморский флот, добиться возможности полного превосходства на море. Тем самым немецкий адмирал планировал повторить опыт японцев в 1904 году. Но несмотря на успех операции, Русский флот серьёзных потерь не понёс, у Сушона просто не хватило огневой мощи. Будь флот турок помощнее, Черноморский флот мог получить тяжелейший удар, что резко ухудшило положение Русской Кавказской армии и нарушило черноморские коммуникации.

Начало боевых действий: «Севастопольская побудка»

Вице-адмирал А. А. Эбергард получил известие о выходе 27 октября германо-турецкой эскадры из Босфора, он вывел Черноморский флот в море, целый день прождал на подходах к Севастополю в надежде встретить врага. Но 28-го в штаб флота поступило распоряжение Верховного командования «не искать встречи с турецким флотом и вступать с ним в бой лишь в случае крайней необходимости». Черноморский флот вернулся на базу и больше не предпринимал активных действий. Адмирал А. А. Эбергард хоть и действовал по приказу свыше, но это не снимает с него вины за пассивность, думаю адмирал С. О. Макаров бы не стал считаться с чинами, если речь шла о чести Русского флота.

Конечно, командование флота принимало действия, чтобы не допустить внезапного удара турецкого флота. Велась разведка, на подходах к Севастополю в дозоре находилось три миноносца (которые проморгали германский крейсер), главные силы флота находились в базе в полной готовности. Но всего этого оказалось мало. Командование не сделало никаких распоряжений о подготовке сил флота, включая и Севастопольскую крепость, к отражению атаки врага. Начальник охраны рейдов хотел включить минное поле, но А.А.Эбергард запретил это делать, так как ожидал подход минзага «Прут». Но начальник рейда всё же предупредил командира артиллерии крепости о возможном приходе вражеской эскадры. И береговая артиллерия более или менее выполнила свою задачу.

В итоге Черноморский флот не выполнил своей главной задачи – не смог защитить русское побережье, упустил вражеский флот, который спокойно ушёл к Босфору. 29-30 октября германо-турецкий флот нанёс артиллерийский удар по Севастополю, Одессе, Феодосии, Новороссийску. Это событие получило название – «Севастопольская побудка». В Одессе эсминцы “Муавенет-и Миллет” и “Гайрет-и-Ватание” утопили канонерку “Донец”, обстреляли город и порт. Линейный крейсер "Гебен" подошел к Севастополю и в течение 15 минут беспрепятственно ходил по нашему минному полю, без противодействия, обстреливая город, порт и корабли, стоявшие на внешнем рейде. Электрическая цепь минного поля была выключена, и без приказа никто не включал её. Константиновская батарея молчала, ждала когда немецкий крейсер войдет в пристрелянный квадрат, но открыв огонь, сразу трижды поразила цель. "Гебен" немедленно дал полный ход и ретировался в море. На обратном пути он встретил минный заградитель "Прут", которого с полным грузом мин ждали в Севастополе. Пытаясь спасти "Прут", три бывших в дозоре старых миноносца ("Лейтенант Пущин", "Жаркий" и "Живучий") пошли в атаку на "Гебен". У них не было ни одного шанса на успех, но и «Гебен» не смог их утопить, «разошлись миром». Артиллеристы "Гебена" легко отбили эту атаку. Командир минного заградителя капитан 2 ранга Г. А. Быков затопил корабль, что интересно «Гебен» вел по нему огонь – 1 час 5 минут, по практически безоружному кораблю. Но это был успех, т. к. «Прут» вёз большую часть флотских морских мин. Крейсер “Бреслау” поставил мины в Керченском проливе, на которых подорвались и затонули пароходы “Ялта” и “Казбек”. В этом большая вина командующего и его штаба, особенно виноват Верховный командующий, который своими указаниями связал инициативу А. А. Эбергарда . Но в итоге германо-турецкий план всё равно не сработал: слишком были распылены силы первого удара, да и не хватало огневой мощи.

Так Турция вступила в первую мировую войну и в последнию войну с Россией. В этот же день русские корабли начали походы к берегам врага. Огнем крейсера "Кагул" были уничтожены огромные угольные хранилища в Зонгулдаке, а броненосец "Пантелеймон" и миноносцы потопили три груженых войсковых транспорта. Турки были поражены такой активностью русского флота, они просчитались, мня себе, что выиграли время, Черноморский флот был жив и действовал.
« Последнее редактирование: 09.02.2011 • 11:46 от Ander »
"Не бывает атеистов в окопах под огнем"

Оффлайн Ander

  • VIP
  • Штабс-Капитан
  • *
  • Дата регистрации: пЭТ 2011
  • Сообщений: 57
  • Спасибо: 69
  • Без Царя земля - вдова и народ - сирота
Черноморский флот в годы Первой Мировой войны. Часть 2

[attachment=5]
Начались боевые действия на Черном море неожиданно для Российской империи. Черноморский флот был застигнут врасплох и только отсутствие достаточной огневой мощи, распыление сил, помешали германо-турецкому флоту стать хозяином на море. Главные причины этого – боязнь верховного командования самим спровоцировать войну с Османской империей и безинициативность командования Черноморского флота.
Но как показала история, для России война очень часто начинается неожиданно, зато русские очень быстро «въезжают» в процесс и перехватывают стратегическую инициативу у противника. Черноморский флот не взял «передышку», а сразу ответил: 4-7 ноября эсминцы под прикрытием линкоров ставят мины (всего за годы войны Черноморский флот установил 13 тысяч мин) у самого Босфора, линкор «Ростислав», крейсер «Кагул» и 6 эсминцев обстреляли Зунгулдак, уничтожив угольные хранилища, 2 турецких транспорта. На обратном пути эскадра потопила 3 турецких тральщика, в плен взято более 200 человек. 15-18 ноября русская эскадра выходит на поиск вражеских кораблей, обстреливает Трапезунд и встречается на обратном пути с немецким крейсером «Гебен».

Бой у мыса Сарыч (18 ноября, по ст. с. 5-го)

[attachment=2]
Удаленность основной базы Черноморского флота – Севастополя, от Босфора не позволяла установить постоянную блокаду турецкого флота. Русская эскадра была вынуждена периодически возвращаться для ремонта и отдыха. Так как «Гебен» превосходил любой русский броненосец в огневой мощи и скорости, русское командование должно было держать основные силы вместе. В штабе флота считали, что немецкий крейсер может передвигаться со скорость 29 узлов, в реальности же из-за невозможности качественного ремонта в Турции, скорость «Гебена» не превышала 24 узлов. Например: флагман русской эскадры «Евстафий» максимально мог идти со скоростью 16 узлов, крейсер «Кагул» - 23 узла. Но у русской эскадры было одна интересная новинка – перед войной была отработана стрельба соединения кораблей по одной цели.

17-го ноября «Гебен» и «»Бреслау» вышли в море с целью перехватить русские корабли и при благоприятном исходе атаковать. В этот же день адмирал А. А. Эбергард получил сообщение Морского генерального штаба о выходе немцев в море. Но недостаток угля не позволил начать поиск и усилив бдительность эскадра двинулась к Крыму. Столкновение произошло 18-го в около 45 милях от мыса Херсонес, у мыса Сарыч. В 11.40 вражеский корабль заметил шедший в разведке крейсер «Алмаз», одновременно был произведён радиоперехват. Русские корабли уменьшили интервалы между собой, миноносцы подтянулись к основным силам. Затем были отозваны шедший в разведке «Алмаз» и крейсера «Кагул», «Память Меркурия».

[attachment=3]
Из-за сильного тумана и дыма, шедшего впереди флагмана, бой свёлся к перестрелке «Гебена» и «Евстафия» (капитан 1-го ранга В. И. Галанин). Старший артиллерист В. М. Смирнов, направлявший огонь бригады линейных кораблей (находился на «Иоанне Златоусте»), не смог точно определить расстояние до вражеского корабля, поэтому снаряды с остальных линкоров летели с перелётом. Бой шёл всего 14 минут, русские корабли (с 34-40 кабельтовых, 6-7 км), выпустили 30 снарядов главного калибра. Русские артиллеристы «Евстафия» с первого же залпа попали в цель, 12-дюймовый «гостинец» пробив 150-мм броню немца, вызвал пожар в кормовом каземате левого борта. Это был успех, обычно даже хорошие канониры (как немцы) попадали с 3-го залпа. «Гебен» изменил курс и открыл ответный огонь. Вскоре немцы поняли, что русские учли кровавый урок Цусимы, за 14 минут боя «Гебен» получил 14 попаданий, в том числе 3-и 305 мм снарядами. Он воспользовался своим превосходством в скорости и пока другие русские линкоры не пристрелялись, ушёл в туман.
Поединок с устаревшим русским богатырем обошёлся германцам не дёшево – общие потери от 112 до 172 человек (по разным источникам). Но и «Евстафий» понёс потери, из 19-ти 280 мм снарядов, которые выпустил немецкий крейсер четыре (4) поразили русский линкор. Флагман потерял 58 человек (33 погибло, 25 ранено).
Какие выводы можно сделать после этого скоротечного боя? Во-первых, бригада старых линкоров вполне может противостоять линкору нового типа (дредноуту). Один броненосец потерпит поражение, но в соединении они представляют грозную силу, если экипажи хорошо подготовлены, что подтвердил и бой 10 мая 1915 года. Во-вторых, бой показал хорошую выучку русских канониров, но посредственную высшего командования эскадры – А. А. Эбергард не смог организовать комбинированную атаку своих сил.
13 (26) декабря «Гебен» подорвался на 2 минах у Босфорского пролива, площадь пробоины левого борта составила 64 кв. метра, а правого – 50 кв. метров, «хлебнул воды» от 600 до 2000 тонн. Для ремонта пришлось вызвать специалистов из Германии, восстановительные работы в основном завершились к апрелю 1915 года.
В самом конце 1914 года в Черное море, из Средиземного, перешли 5 германских подлодок ("UB 7", "UB 8", "UB 13", "UB 14" и "UB 15"), это осложнило ситуацию.

[attachment=4]
Справка: Андрей Августович Эбергард, командующий Черноморским флотом с 1911 г. по июнь 1916 г. 1878 году закончил Морской кадетский корпус, с 1882 года по 1894 год служит на Тихом океане, 1894-1896 гг. морской агент в Османской империи. Затем несёт службу на канонерке «Донец» (1896-1897), броненосце «Екатерина II», «Чесма» в Чёрном море. 1898 году переведён опять на Тихий океан, командир канонерки «Манджур»(1899-1901), участвует в подавлении восстания ихэтуаней. С 1902 года - капитан 1-го ранга, с января 1903 г. флаг-капитан штаба начальника Тихоокеанской эскадры; с марта 1904 г. флаг-капитан Морского походного штаба Наместника императора на Дальнем Востоке Е. И. Алексеева. 1905 г. командует броненосцем «Александр III», «Пантелеймон», с 1906 г. помощник начальника Морского Генерального штаба, 1907 г. контр-адмирал, 190-1911 гг. Начальник Морского Генерального штаба, 1909 году произведён в вице-адмиралы.

1915 год
Последовательно Черноморский флот избавлялся от недочетов. Для разведки турецких путей стали использоваться эсминцы, гидроавиация, была повышена эффективность действий агентуры. Но всё же отсутствие базы в юго-западной части моря не позволяло осуществить полную блокаду турецких сил.
С начала января по конец марта 1915 года русская эскадра совершила 9 походов к вражеским берегам, наносились артудары по Зунгулдаку, Трапезунду. Были потоплены 10-ки пароходов, парусных судов с военными грузами. Русские подлодки начали патрулировать р-н Босфора. Был создан Батумский отряд эсминцев – 5-й дивизион ("Завидный", "Заветный", "Звонкий" и "Зоркий"). 28 марта Черноморская эскадра впервые обстреляла и нанесла бомбовый удар (гидроавиатранспорт "Николай I" с 5 гидросамолетами) по укреплениям Босфора. Также были обстреляны порты в р-не Козлу, Эрегли, Зунгулдак.

План Одесской операции и его провал

Адмирал В. Сушон решил воспользоваться тем, что «Гебен» был в большей мере восстановлен и нанести ответный удар – по Одессе. Почему выбрали Одессу? Именно в Одессе мог сосредотачиваться русский десант, для захвата Босфора, поэтому уничтожив транспорты, Сушон срывал замыслы русского командования и одновременно показывал, что турецкий флот жив и боеспособен.
Османская империя в этот момент могла потерпеть поражение из-за атаки с 3-х направлений: с 18-го февраля англо-французский флот атаковал Дарданеллы, началась Дарданелльская операция; русский флот обстреливает Босфор и готовит в Одессе десантную армию, а захват русскими Константинопля-Стамбула – это кошмарный сон турок в последние десятилетия. И в конце 1914 года начале 1915 года, русские войска уничтожают 3-ю турецкую армию под Сарыкамышем, путь в Анатолию открыт. А тут есть возможность устранить угрозу с одного направления.
План операции был довольно прост: «Гебен» и «Бреслау» прикрывают силы удара со стороны Севастополя, крейсера “Меджидие” и “Гамидие” с 4 эсминцами в это время обстреливают Одессу, уничтожая десантные транспорты. План турок был обречён на успех. Однако дело испортили русские минные заграждения. Российская империя в то время была мировым лидером в области минного оружия. Турки и немцы явно недооценили минную опасность. За что они и поплатились.

Командиром операции стал немецкий капитан крейсера «Меджидие» - Бюксель. 1 апреля турецкий отряд вышел из Босфора, в ночь 3-го был в р-не Одессы. Отряд несколько сбился ночью с курса и вышел к берегу примерно на 15 миль восточнее намеченной точки. Бюксель сменил курс и двинулся на запад, к Одессе. Он планировал начать обстрел с севера, затем смещаясь на юг и юго-восток продолжить артобстрел. Впереди шли эсминцы с тралами, для поиска мин. За ними точно в кильватер крейсера. Внезапно в 6.40 «Меджидие» подорвался, взрыв произошёл по левому борту, крейсер стал быстро тонуть с креном на левый борт. Полностью он не утонул, слишком маленькая глубина была. Турки выбросили затворы орудий, уничтожили рацию, экипаж сняли эсминцы. В 7.20 один из эсминцев торпедировал крейсер, с целью его полного затопления. Турецкий отряд ретировался.
Русский флот вышел из Севастополя и атаковал немецкие крейсера, те не приняли бой и скрылись. Что интересно враг был обнаружен впервые с помощью гидросамолётов.
8-го июня 1915 года «Меджидие» подняли, в Одессе провели начальный ремонт, затем в Николаеве капитальный, был перевооружён и через год в июне 1916 года вошёл в состав Черноморского флота, как «Прут». В составе флота участвовал в нескольких операциях, в мае 1918 года захвачен немцами, передан туркам и там благодаря русскому ремонту состоял на службе турецкого флота аж до 1947 года.

План Босфорской операции

После Крымский войны (1853-1856) в Российской империи планировали разные варианты ведения войны с Османской империей. После Русско-турецкой войны 1877-1877 гг. стало окончательно ясно, только сухопутными силами победить можно только ценой больших потерь, ресурсозатрат и потери времени. Слишком большое расстояние от Дуная и Кавказа до Стамбула, к тому же защищенное сильными крепостями.
Поэтому, с возрождением Черноморского флота, возникла идея проведения Босфорской операции. С её помощью можно было одним ударом обезглавить старого врага и воплотить вековую русскую мечту – вернуть в лоно Православного мира, древний Царьград-Константинополь. Для осуществления этого плана нужен был мощный броненосный флот, на порядок сильнее турецких военно-морских сил. Флот строили с 1883 года заложены броненосцы типа «Императрица Екатерина Великая», всего построено 4 корабля («Чесма», «Синоп», «Георгий Победоносец»), причём два из них участвовали и в Первую Мировую войну – «Синоп» и «Георгий Победоносец». Кроме того интенсивно развивали миноносный флот и Добровольческий флот (для перевозки десанта). В случае войны этих линкоров вполне бы хватило для ликвидации турецкого флота. Они строились для выполнения двух задач: 1) эскадренный бой; и 2) уничтожение береговых укреплений, подавление вражеских батарей.
Но поражение в русско-японской войне отодвинуло эти планы в сторону. На первый план вышла задача возрождения флота. Но вплоть до появления у Турции «Гебена» с «Бреслау», теоретически Черноморский флот мог выполнить эту операцию, сил было достаточно.
После того, как союзники начали Дарданелльскую операцию, русский флот систематически проводил демонстративные действия против Босфора. Если бы англичане добились успеха в Дарданеллах, Черноморский флот должен был занять Босфор. Русские войска стягивались к Одессе, проводилась демонстративная загрузка на транспорты. Кипучей деятельностью создавалась видимость по подготовке крупномасштабной десантной операции. Хотя до ввода в строй новых линкоров она бы вряд ли принесла успех. Да и германское наступление 1915 года не позволяло выделить крупные силы для операции.
Реальная возможность появилась только в 1916 году: Кавказский фронт провёл успешную Эрзерумскую операцию, Юго-западный фронт успешно громил австро-венгров, немецкие войска пытались разгромить англо-французские армии ни Западе. У Русского командования появились резервы для операции. Были введены в строй 2 новейших линкора, этим нейтрализован «Гебен». Операцию планировали начать в 1917 году, но Февральская революцию бросила империю в пучину безвластия и Гражданской войны. Мечта русских славянофилов так и не стала геополитической реальностью – Царьград не стал третьей столицей Русской империи.
С 28 марта по 10 мая русский флот 4 раза обстрелял Босфор. При этом 2 линкора стреляли по береговым укреплениям, 3 прикрывали с моря. 10-го мая «Гебен» атаковал находящиеся в прикрытии корабли («Евстафий», «Иоанн Златоуст» и «Ростислав). Ни одна из сторон не добилась успеха, когда в бой вступил 4-й русский броненосец «Пантелеймон» и сразу сделал три попадания 305-мм снарядами, «Гебен» не был сильно повреждён, но понимая, что превосходство на стороне противника, ушёл. Сама перестрелка шла всего 23 минуты.
3 сентября на стороне Германии выступила Болгария. В сентябре 1915 года, когда в состав Черноморского флота вошли 2 новых линкора типа «Дредноут», были созданы 3 бригады кораблей, каждая превосходила по мощи «Гебен». 1-ая в составе: дредноута "Императрица Мария" и крейсера "Кагул". 2-я в составе: дредноута "Императрица Екатерина Великая" и крейсера "Память Меркурия". 3-я в составе: броненосцев "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон". Линейные корабли "Три Святителя" и "Ростислав" составили боеготовый резерв. Организационно дредноуты "Императрица Мария", "Императрица Екатерина Великая" и крейсера типа "Кагул" были сведены в 1-ю бригаду флота, а линейные корабли "Евстафий", "Иоанн Златоуст" и "Пантелеймон" – во 2-ю бригаду линкоров Черноморского флота.
В целом с этого времени русский флот получил полное превосходство, он постоянно обстреливал вражеское побережье. С появлением на флоте новых подлодок, в том числе и минного заградителя типа «Краб», стало возможным пересечь коммуникации врага и с помощью них. В начале подлодки использовали позиционный метод – занимали позицию и дежурили, ожидая вражеский корабль. С лета 1915 года, использовался крейсерский метод, когда лодка патрулировала в определённом районе, поочерёдно сменяя друг друга.
Новинкой русского флота стало взаимодействие подлодок и эскадренных миноносцев. Этот метод оправдал себя, повысил результативность блокады Босфора и угольных р-в Турции. Быстро развивалась и воздушная разведка, русские морские лётчики были в числе мировых лидеров в этой области.
"Не бывает атеистов в окопах под огнем"

Оффлайн Ander

  • VIP
  • Штабс-Капитан
  • *
  • Дата регистрации: пЭТ 2011
  • Сообщений: 57
  • Спасибо: 69
  • Без Царя земля - вдова и народ - сирота
Черноморский флот в годы Первой Мировой войны. Часть 3

[attachment=1]

1916 год

В 1915 году Черноморский флот укрепил своё превосходство и практически полностью контролировал море. Были сформированы три бригады линкоров, активно действовали миноносные силы, наращивали боевой опыт подводные силы и морская авиация. Были созданы условия для проведения Босфорской операции.
В 1916 году злой рок подбросил несколько неприятных «сюрпризов»: 14 (27) августа в войну на стороне Антанты вступила Румыния, но т. к. её вооруженные силы были весьма сомнительной боеспособности, то их пришлось укрепить русскими войсками, Черноморский флот также содействовал со стороны Балканского побережья и Дуная. Усилилась подводная угроза флоту, немецкие подводные силы в Чёрном море выросли до 10 подлодок. Черноморский флот не имел противолодочной защиты, поэтому на подступах к Севастополю её пришлось создавать.
В 1916 году флот единовременно выполнял несколько важных задач:
1) продолжал блокировать Босфорский пролив;
2) регулярно поддерживал правый фланг наступающего Кавказского фронта;
3) оказывал содействие войскам Румынии и находившимся там русским частям;
4) продолжал нарушать морские коммуникации врага;
5) защитить свои базы и коммуникации от подводных сил противника, его крейсерских набегов.

Главным звеном считалась блокада пролива, имевшего огромное военно-стратегическое значение. Используя минный опыт Балтийского флота, было принято решение закрыть Босфор минами. С 30 июля по 10 августа проведена миннозаградительная операция, было поставлены 4 заграждения, всего около 900 мин. До конца года было сделано ёще 8 установок мин, с задачей усилить основное заграждение и заблокировать прибрежные воды – для помех малым судам и подлодкам. Всего в ходе войны было поставлено 14 минных цепей (около 2200 мин). Для охраны минных заграждений от тральщиков был установлен дозор из эсминцев и подводных лодок, с конца лета дежурили в основном подводные силы.
На минных полях противник потерял несколько боевых кораблей, подлодок, 10-ки транспортных паровых и парусных судов. Минная блокада нарушила турецкое судоходство, столица османов стала испытывать трудности в снабжении продовольствием, топливом. Но полную блокаду Босфора осуществить всё же не удалось.
Крупномасштабный характер носило содействие действиям Кавказского фронта, оно было постоянным и сыграло важную роль в проведении наступательных операций, например Трапезудской. Флот поддерживал сухопутные войска артиллерией, высаживал отвлекающие десанты, диверсионные отряды, прикрывал от возможного удара с моря, осуществлял поставку припасов и подкреплений. Перевозку войск и припасов осуществляла специальная транспортная флотилия (в 1916 г – 90 судов).
Так в начале 1916 года был усилен Батумский отряд эсминцев, 2-я канонерками ((«Донец», Кубанец») 2-я эсминцами ("Строгий" и "Стремительный"). Для помощи в проведении Эрзерумской операции в него временно вошли линкор «Ростислав» и эскадренные миноносцы «Лейтенант Пущин», «Живой».

Авиация Черноморского флота

[attachment=2]
Российская империя была одним из мировых лидеров теории применения самолетов на море и строительства гидросамолётов. Еще в 1910 году о важности применения самолетов в морском деле и строительстве гидросамолётов писал известный русский летчик-испытатель Л. М. Мациевич. В 1911-1912 гг. его поддержал изобретатель Д. П. Григорович. Работы по гидроавиации в России шли в ногу с другими лидерами в области самолётостроения: первый французский гидросамолет А. Фабера в 1910 г.; американский самолет Г. Кертиса ; и русский “Гаккель-V” в 1911 году.
После самолета Я. М. Гаккеля, в 1912 г. были созданы самолеты И. И. Сикорского. Однако морское министерство не поддержало добрый зачин русских изобретателей в 1911—1913 гг. были закуплены гидросамолёты американских и французских марок.
С 1913 года развернулось в более широкое строительство отечественных гидросамолетов. Главная роль в том деле принадлежала русским конструкторам, а не государству. Они смогли быстро создать проекты морских самолетов, превзошедшие иностранные и вскоре вытеснившие их из русской морской авиации. Эти подвижники — это Григорович, Виллиш, Энгельс, Седельников, Фриде, Шишмарев, а также конструкторское бюро Русско-Балтийского вагонного завода и Авиационной испытательной станции . До 15% выпущенных в России самолетов было водного назначения, такого не было нигде в мире.

[attachment=3]
В начале войны на Черном море было 8 гидросамолётов, в основе типа «Кёртис». Главой Службы связи флота был старший лейтенант Стаховский. Самолёты базировались на станции 1-го разряда в Севастополе (Килен-бухта), станции 1-го разряда строили в Овидиополе, Ак-мечети; станции 2-го разряда – Золокарах и Клеровке. До войны были созданы 3-и, а затем 24-и наблюдательных поста, от Дуная до Батума. Это позволило быстро перебрасывать самолеты по всему русскому побережью Чёрного моря. В конце 1914 года ангары из Овидиополя и Ак-мечети начали переводить в Круглую бухту в Севастополе и в мае 1915 года открыли авиационную станцию.
С августа до конца октября 1914 года (до начала войны с Османской империей), успели завершить развёртывание авиачастей, обучить личный состав, выработать некоторые тактические приёмы. Стало понятно, что самолёты можно использовать для обнаружения морских мин и подлодок противника.
С началом войны на Черноморском флоте два парохода были перестроены в самолётные «матки»: «Император Николай I» и «Александр I»; затем к ним присоединился гидрокрейсер «Румыния». Они могли нести 6-8 самолётов. Кроме того 1-н гидроплан разместили на крейсере «Алмаз».

[attachment=4]
Первый опыт использования морской авиации состоялся 24 марта 1915 года: русская эскадра совершила поход к Румелии (р-н Турции в Европе), в составе эскадры был «Николай I» с 4 самолётами. Планировали использовать их для воздушной разведки, но затем их использовали для бомбового удара по береговым объектам. Это был первый опыт действия Русской морской авиации у вражеских берегов. 27 марта 1915 года эскадра с участием уже 2-х авиатранспортов (крейсер «Алмаз», «Николай»), самолёты провели разведку пролива и установили, что крупных кораблей нет, сбросили 3 бомбы на береговые укрепления и миноносец.
К апрелю 1915 года авиаотряд вырос до 18 самолётов, в апреле поступило 5 гидросамолётов ФБА, с мая старые самолёты Кертиса, стали заменять гидропланами М-5 конструктора Д. П. Григоровича.
3 мая русские гидросамолёты совершили 1-й налёт на столицу османов – Стамбул. Эти действия показали, что авиация начинает играть большую роль не только для разведки, но и для атакующих действий. До конца года совершенствовалась боевая подготовка, взаимодействие экипажей самолётов и кораблей. В октябре 1915 года русская эскадра совершила поход к берегам Болгарии, обстреляны Варна, Евксиноград, 25-го совершён налёт авиации.
На 1 января 1916 года в Черноморском авиаотряде было: 30 офицеров, 371 иного персонала, 30 самолётов, 2 авиатранспорта и крейсер «Алмаз». В конце года в строй вошёл еще один авиатранспорт «Румыния. Черноморский отряд состоял из 1 и 2-го корабельных отрядов (на «Николае» и «Александре» - 13 лётчиков), гидроавиационный отряд Кавказского фронта (8 лётчиков), учебно-боевая часть в Круглой бухте (5 лётчиков), началось формирование отряда дирижаблей.
8-15-го января были проведены учения, отрабатывались приёмы аэрофотосъемки, разведки, бомбометания. 24-го января русская эскадра подошла к Зунгулдаку. Зунгулдакский угольный р-н был вторым по важности районом воздействия Русского флот (после Босфора). Из-за неразвитости железнодорожной сети, уголь перевозили в основном морем. Обычно удар по нему наносили только корабли, летчики получили задание разбомбить пароход, второстепенными целями были порт, электростанция, железная дорога. Хотя летчикам мешала сильная облачность и зенитный огонь, они смогли сбросить 18 больших и 20 малых бомб, подожгли и утопили 7000-тонный пароход и несколько судов, разрушили здание железнодорожного узла, подожгли несколько шахт.
Подобная операция была проведена 25 августа против австро-немецких сил в Варне, но этот раз враг оказал сильное сопротивление, при уходе эскадры её атаковали вражеские самолёты, сбросившие несколько десятков бомб.
Еще одной задачей для гидроавиации была помощь в проведении крупных десантных операций. В апреле 1916 года оба авиатранспорта участвуют в сопровождении транспортной флотилии из 27 судов из Новороссийска и Мариуполя в р-н Ризе. Самолеты прикрывали высаживающиеся войска с воздуха и осуществляли противолодочную защиту. Месяц спустя «Александр» участвовал в высадке десанта у Трапезунда.
В начале декабря 1916 года в составе авиаотряда было 45 гидросамолётов М-5 (разведчик, корректировщик артогня), 45-ть М-9 (тяжёлый гидросамолет для нанесения бомбовых ударов по береговым объектам и кораблям), 10-ть М-11 (первый в мире(!) гидросамолёт-истребитель) все русского производства, конструктора Д. П. Григоровича.

[attachment=5]
Летом 1916 года адмирал А. А Эбергард был заменён на адмирала А. Колчака. Причины этого события не провалы и ошибки Эбергарда, а скорее дань придворным кругам и общественному мнению.
А. А. Эбергард не прислушивался к мнению великих мира сего, действуя исходя из интересов Черноморского флота, вызвал их гнев и император Николай решил пойти на компромисс. Эбергард пошёл в почетную ссылку в Государственный совет, а заменил его молодой адмирал, который продолжил делать то же, что делал флот до него.
Началась эта история с самого начала войны, когда германские крейсера вошли в проливы (10 августа 1914 года), Османская империя тогда была нейтральной страной и не имела права пропускать через проливы боевые корабли. А. А. Эбергард принял решение идти всем флотом к Стамбулу и требовать их выхода в Средиземное море, где их ждала английская эскадра. В случае отказа он хотел их атаковать прямо на рейде, где их преимущество в скорости исчезало. Этот план был Русским по духу, в лучших традициях Ф. Ф. Ушакова и П. С.Нахимова. Но правительство категорически запретило это делать, там всё ещё надеялись на то, что Турция не вступит в войну.
Даже когда германо-турецкий флот вышел в море, явно не на прогулку, Эбергарда сдерживали приказами не «провоцировать» врага. В итоге получили «Севастопольскую побудку». Но и здесь адмирал не стал выполнять директиву Верховного главнокомандующего (великий князь Николай Николаевич), об главной задаче – «обороне своих берегов» и сразу ответил походом к берегам противника. Адмирал понимал, что оборонить свои берега, можно только устранив с Черного моря корабли врага. Лучшая оборона – это атака. В Ставке это не все понимали и дело дошло даже до прямых оскорблений «великим» князем адмирала. Но адмирал видимо понимал, что Родина одна, а дураков много и продолжал делать своё Дело.
18 ноября 1914 немецкий адмирал Сушон попытался перехватить Эбергарда, который возвращался после обстрела Трапезунда. «Перехватил», но получил «по носу». С тех пор Сушон уже больше не искал боя со всей русской эскадрой, а ограничился тактикой по пиратскому принципу - «Ударь и уходи». Вскоре «Гебен» подорвался на русской мине у Босфора и на несколько месяцев вышел из строя.
В начале 1915 г. во флот начали поступать новые быстроходные эсминцы типа «Новик». Это дало возможность приступить к постоянным ударам по побережью Турции, уничтожая транспорты противника, разрушая его судоходство
«Гебен» после ремонта возобновил набеги на русское побережье . Эти вылазки приносили минимальный ущерб, но очень раздражали петербургский свет. К тому же 1915 год был очень тяжелым для России, первоначальный патриотический угар сошёл, навалились трудности. Начались ползучие разговоры о «измене немца-адмирала», хотя его род был шведского происхождения. Командование требовало защитить свои берега, Эбергард же продолжал уничтожать морские силы противника.
Второй бой русских линкоров с «Гебеном» у Босфора (май 1915 г.) тоже был в пользу А. А. Эбергарда. Германо-турецкий флот не смог помешать в 1916 году нескольким высадкам десантов. Черноморский флот уверенно контролировал море, которое как в старь (при первых Рюриковичах) вновь становилось Русским. Но Петроград мало, что слышал о малых победах Черноморского флота, которые малыми кирпичиками готовили общую Победу. Продолжались грязные разговоры о пассивности и бездарности адмирала; том, что германцы хозяйничают в море, видимо какие-то силы спонсировали часть газет.
В конце мая 1916 года русские линкоры обстреливают Варну, с моря их прикрываем «Императрица Мария». Английский адмирал Филлимор, который присутствовал на «Пантелеймоне» назвал, после этого похода, русский линейный флот: «лучшим боевым соединением в мире». Этот поход совпал с усилением деятельности немецких подводных сил, а 4 июля 1916 г. «Гебен» обстрелял Туапсе.
Это стало последней каплей, А. А. Эбергарда заменили на А. Колчака. Но, что интересно , он делал то же, что и А. А. Эбергард: продолжил минирование выхода из Босфора (опять подорвался «Гебен», 6 немецких подлодок), чтобы блокировать турецкие силы; русские эсминцы и подлодки терзали своими крейсерскими операциями турецкое побережье. Одной из причин назначении Колчака было то, что считалось, что он специалист по десантным операциям и минному делу.
И с конца 1916 года шла систематическая подготовка к «операции Царьград»: шли тренировки посадки и высадки десанта, постоянные разведывательные выходы к Босфору, тщательно изучается побережье, проводиться аэрофоторазведка. Колчак имел все шансы войти в историю империи героем водрузившим Русский стяг над древней столицей Христианского мира.
"Не бывает атеистов в окопах под огнем"

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Канонерская лодка Черноморского флота «КУБАНЕЦЪ»
Бойко Владимир Николаевич
капитан I ранга запаса,
ветеран-подводник ВМФ
Работая над статьей о подводной лодке Императорского Русского Флота «Камбала» и часто бывая на старом городском кладбище Севастополя (ул.Пожарова) на могиле-памятнике погибшим морякам-подводникам с «Камбалы», обнаружил гранитную плиту с высеченным знаком ордена Святого Георгия на могиле моряков канонерской лодки «Кубанец». Заинтересовавшись, кто же лежит здесь, и что представляла собой канонерская лодка «Кубанец» (о надводном корабле пишу впервые) решил вам рассказать...

http://simvolika.org/mars_113.htm
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ

Оффлайн Игорь Устинов

  • Полковник генштаба
  • Штабс-Капитан
  • ****
  • Дата регистрации: ШоЭ 2011
  • Сообщений: 556
  • Спасибо: 200
Боевые действия черноморских кораблей николаевской постройки в годы Первой мировой войны

Первая мировая война окончилась 84 года назад. Однако, связанные с ней события до сих пор не получили должного рассмотрения и советской, а затем и в украинской историографии. Не была исключением и война на море. Подавляющее большинство работ по этой теме было издано в 30—40 гг. ХХ века и представляли собой преимущественно переводы иностранных авторов. Совсем немногочисленны монографии и работы, касающиеся деятельности и роли Российского Императорского флота в Первую мировую войну. Лишь в последние десятилетия несколько спал информационный голод по военно-исторической тематике, стали появляться новые и переиздаваться старые книги по истории Первой мировой войны.

В этом сообщении автор делает попытку кратко остановиться на ключевых моментах борьбы на Черном море в 1914—1918 гг. и участия в этих событиях кораблей николаевской постройки.

19 мая 1911 года царь Николай II подписал программу строительства кораблей для Черного моря [1]. В 1911—1913 гг. Россия приступила к строительству трех линкоров-дредноутов, двух легких крейсеров, девяти эсминцев и шести подводных лодок. Подавляющее большинство этих кораблей строились на верфях, расположенных в Николаеве. В 1914—1915 гг. были заказаны дополнительно один линкор-дредноут, два легких крейсера, восемь эсминцев и двенадцать подводных лодок. Из этого общего числа кораблей в строй до окончания боевых действий вступили три линкора, тринадцать эсминцев, девять подводных лодок [2]. Но модернизация Черноморского флота была начата слишком поздно, время было упущено. Флот вступил в войну, не располагая ни одним новейшим линкором, легким крейсером и с мизерным количеством турбинных эсминцев и мореходный подводных лодок. В 1914 году российский Черноморский флот имел в своем составе семь линкоров устаревшей конструкции (2 из них служили в качестве кораблей охраны Севастопольской бухты, либо штабных), два бронепалубных крейсера, двадцать один эсминец (из них только 4 новейших), девять миноносцев, пять подводных лодок, три канонерки и некоторое количество вспомогательных судов [3]. Абсолютное большинство плавсостава было построено на Николаевских верфях.
Военно-морские силы Османской империи к лету 1914 года располагали еще более ограниченными силами, состоящими из 3 старых линкоров, 2 бронепалубных крейсеров, 10 эсминцев (из них только 4 новых), 10 миноносцев, 18 канонерских лодок и еще 20 кораблей различного назначения [4]. Состояние плавсостава было ужасным, многие корабли нуждались в ремонте. Подготовка экипажей не выдерживала никакой критики.

Ситуация кардинально изменилась, когда 10 августа 1914 года в Мраморном море вошел германский Средиземноморский отряд под командованием контр-адмирала В. Сушона в составе линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау». Германское правительство, стремясь вовлечь Турцию в войну на стороне центральных держав, и, умело используя прогерманское лобби в Стамбуле, продало немецкие корабли за символическую плату в 1000 марок Турции. На «Гебене» и «Бреслау» были подняты турецкие флаги и матросы надели фрески. В Сушон стал фактически главнокомандующим турецким флотом. На требования союзников разоружить «Гебен» и «Бреслау», либо заставить их покинуть территориальные воды Турции, Стамбул отвечал отказом.

29 октября 1914 года началась наступательная операция турецкого ВМФ против России. В 3 часа ночи два турецких эсминца нанесли удар по порту Одесса, потопив 1 канонерскую лодку и повредив несколько судов и портовых сооружений, после чего беспрепятственно удалились. Утром того же дня «Гебен» и два эсминца обстреляли Севастополь, однако огонь русских береговых батарей вынудил их отступить, при этом был затоплен собственным экипажем минный заградитель «Прут». Одновременно с «Гебеном» действовал и «Бреслау», обстреляв порт Новороссийска и вызвав сильнейший пожар. На минах, выставленных немецким крейсером, в то же день затонули два парохода. Наконец, турецкий крейсер «Гамидие» обстрелял Феодосию, где нанес серьезный ущерб портовым складам. Германское правительство добилось своего — Турция вступила в войну. Россия объявила ее 31 октября, а после, 5 ноября Стамбул объявил войну Антанте.

Опасаясь высадки десанта, русское командование начало спешно минировать прибрежные зоны, выставив в общей сложности 4200 мин. Окончив минные постановки, русский флот приступил к диверсионным рейдам на коммуникации противника, тревожа его по всему Кавказскому побережью. В море выходило ядро Черноморского флота из 5 наиболее боеспособных старых линкоров вместе с силами охранения.

18 ноября возле мыса Сарыч, в 45-ти милях от Севастополя произошла внезапная встреча русской эскадры с «Гебеном» и «Бреслау». В результате скоротечного боя, длившегося 14 минут, «Гебен» получил ощутимые повреждения и пользуясь преимуществом в скорости, скрылся. Из русских кораблей повреждения получил флагманский корабль адмирала Эбергарда, линкор «Евстафий».

После боя у м.Сарыч русские корабли до конца 1914 года неоднократно выходили в море, осуществив, например, маневрирование Босфора. Другой крупной акцией была попытка заблокирования порта Зонгулдак, через который осуществлялась перевозка угля в турецкую столицу. К сожалению, эта операция не увенчалась успехом. Все же усилия русских дали некоторые плоды — 26 декабря «Гебен» подорвался на мине у входа в Босфор и получил серьезные повреждения, которые надолго вывели его из строя. Пользуясь этим, русские легкие силы активно действовали возле турецкого порта Трапезунд, обеспечивая перевозку войск морем. Черноморский флот продолжал свои рейды, а в начале 1915 года, каждый раз почти в полном составе, выходя к Кавказскому побережью. В результате операции у берегов Анатолии, которая состоялась 12—17 февраля, были потоплены ряд мелких судов противника. Всего же с начала года и до конца марта было потоплено 4 турецких парохода и около 120 небольших парусников [5], что нанесло серьезный удар по турецким угольным перевозкам.

Директивы верховного российского командования вице-адмирала Эбергарду, в связи с англо-французской операцией по овладению Дарданелл, обязывали его предпринять наступательные действия. Началась подготовка десантной операции Черноморского флота на Босфоре. К высадке готовился 37-тысячный экспедиционный корпус, однако, в связи с широкомасштабным наступлением немцев на Восточном фронте, операция не состоялась.

Зато Черноморский флот действовал весьма активно. Кроме обычных рейдов к восточно-анатолийскому побережью была совершена бомбардировка укреплений Босфора 28 и 29 марта. Огонь русских кораблей корректировался с гидропланов, которые были запущены с гидроавиакрейсеров «Николай І» и «Алмаз». Эта акция имела больше психологический, нежели военный характер и большого успеха не принесла. На обратном пути русские корабли в очередной раз атаковали угольные порты на турецком побережье.

Германо-Турецкие силы действовали менее активно, ограничивались рядом диверсионных вылазок легкими силами к русским берегам. В один из этих походов турецкими ВМС был потерян легкий крейсер «Меджидие». Он подорвался на мине и затонул возле Одессы 1 апреля. Позже он будет поднят русскими, отремонтирован и войдет в 1916 г. в строй под названием «Прут». В апреле Черноморский флот неоднократно выходил в море для действий в южной части Черного моря, в том числе для обстрела укреплений Босфора. С апреля же начинались регулярные самостоятельные обходы турбинных эсминцев против турецкого судоходства. 10 мая во время очередной бомбардировки Босфоора. Имел место бой русской эскадры с «Гебеном», который получил ряд повреждений, и лишь преимущество в скорости позволило ему ускользнуть. Летом 1915 года русское командование узнало о прибытии в Константинополь немецких подводных лодок, поэтому временно прекратило обстрелы Босфора, поставив все крупные корабли на плановый ремонт. Операции против турецкого судоходства продолжали лишь эсминцы и подводные лодки. Тем более, что Черноморский флот пополнился к этому времени 5-ю новыми эсминцами, 2-мя авиатранспортами и 2-мя подводными лодками, одна из которых «Краб» являлась подводным минным заградителем [6].

Во второй половине года в строй вступили самые мощные корабли — новейшие дредноуты «Императрица Мария» и «Императрица Екатерина Великая», которые превосходили «Гебен» вооружением и бронированием, уступая лишь в скорости. Ситуация коренным образом изменилась в пользу русских. Они становились хозяевами моря. Мало того 18 июля 1915 года на минах, выставленных подводным минным заградителем «Краб» подорвался «Бреслау» и на семь месяцев вышел из строя. Тем временем русские эсминцы и подводные лодки терроризировали вражеские коммуникации. Ситуация с углем в турецкой столице стала угрожающей. Только с мая по август в районе Босфора были уничтожены 17 пароходов, 3 буксира и 195 малых парусников [7].

Как уже отмечалось выше, летом 1915 года в Стамбул стали прибывать немецкие подводные лодки, была потоплена только одна подводная лодка «С—13» [9].

Всю вторую половину 1915 года русский Черноморский флот активно действовал против турецких угольных бассейнов, совершая обстрелы побережья, в которых участвовали уже и новейшие линкоры. В октябре 1915 года в войну на стороне Германского блока вступила Болгария. Поэтому часть сил русское командование выделило на обстрел порта Варны. Болгарский флот был мизерным по своему составу и серьезной опасности не представлял. Но болгарские порты активно использовались противником для перевозок войск. Всего в 1915 году корабли Черноморского флота потопили свыше 40 грузовых пароходов и несколько сотен парусников. Турецкий флот потерял 1 легкий крейсер, немцы — 1 подводную лодку. Русские за все это время потеряли лишь 7 небольших вспомогательных судов. Черноморский флот добился решительного преимущества над противником, но его успехи свело на нет поражение англо-французских войск на Геллиополийском полуострове и провал Дарданельской операции.

С наступлением 1916 года задачи Черноморского флота несколько изменились. После эвакуации экспедиционного корпуса союзников с полуострова Гелиополи ситуация позволила туркам высвободить свои войска для других фронтов, в первую очередь для Кавказского. Чтобы определить турок, 10 января 1916 года русские войска начали наступление, отбросив на 70—100 км. Батумский отряд легких сил флота всемерно оказывал поддержку поддержку с приморского фланга наступающим войскам. При этом для высадки тактических десантов использовались грузовые десантные лихтеры типа «Эльпидифор», строительство которых было организовано в Николаеве. Кроме эсминцев и канонерских лодок для действий по обеспечению Приморского фланга Кавказской армии привлекался и линкор «Императрица Мария».

В мае—июне при поддержке главных сил флота в район Трапезунда были переброшены две пехотные дивизии. «8 августа 1916 года на стороне Антанты выступила Румыния. Но румынский фронт был крайне слаб, армия малоспособна. Русскому командованию пришлось выделить часть и без того немногочисленных сил для поддержки приморского фланга Румынского фронта. Слабая Румыния не могла выдержать натиска противника, и к концу года большая часть ее территории была оккупирована противником.

Как и в предшествующие годы войны, в начале 1916 года блокада турецкого угольного бассейна оставалась важнейшей задачей российского Черноморского флота. В то время как часть сил оперировала у Кавказского побережья. Другая практически постоянно наносила удары по турецким портам. Единственным серьезным препятствием в осуществлении данной задачи были немецкие подводные лодки, которые отвлекали на себя русские эсминцы. Поэтому ситуация с доставкой угля в Стамбул, например. В марте несколько улучшилась. Русские расплачивались теперь за недостаточное внимание к развитию Черноморского флота перед войной. Боеспособных кораблей было мало, новые строились медленно, а задач у флота становилось все больше. Командование Черноморского флота, считая, что инициатива полностью принадлежит ему, несколько утратило бдительность, чеи не преминул воспользоваться противник. 4 июля 1916 года «Гебен» и «Бреслау» предприняли дерзкий рейд к берегам Кавказа, обстреляв позиции русских войск и потопив несколько транспортов. Перехватить немецкую эскадру не удалось. Успех немецкой диверсионной операции и возросшая активность их подводных лодок дала повод для смещения с поста командующего флотом вице-адмирала Эбергарда. Вместо него 16 июля был назначен вице-адмирал Александр Васильевич Колчак (1873—1920). Новый командующий при помощи мин решил полностью заблокировать Босфор и угольный порт Зонгулдак. Турки пытались тралить русские заграждения, однако на месте вытраленных, возникали новые.

Эта тактика Колчака начала быстро давать свои плоды — действие вражеских кораблей резко ограничилось. Угольный кризис в августе достиг апогея. Блокаду Босфора осуществляли и подводные лодки. В общей сложности во второй половине 1916 года русские субмарины совершили 33 боевых похода [10].

Крупные боевые корабли осуществляли прикрытие конвоев с войсками и обстрелы вражеского побережья, а также обеспечивали постановку мин у Босфора. Всего в районе Босфора. Всего в районе Босфора в 1916 году было выставлено 2187 мин [11].

Судоходство противника удалось почти полностью реализовать. Кроме Босфора русские осуществляли интенсивное минирование г.Варны, главной базы немецких подводных лодок неоднократно подвергался атакам русских гидропланов, поднятых с гидроавиакрейсеров. На минах, выставленных русскими, погибли в октябре — ноябре три подводные лодки противника и еще одна затонула предположительно от ударов авиации.

Таким образом, план Колчака был выполнен, русский флот добился к концу осени полного господства в Черном море. Потери его были минимальны: на минах подорвалось и затонуло два старых эсминца и три тральщика. Кроме них были потеряны 13 транспортов и вспомогательных судов.

Самой крупной потерей была гибель 20 октября 1916 года от взрыва погребов с боеприпасами дредноута «Императрица Мария». Сотни членов его экипажа погибли или были ранены. Это была самая тяжелая потеря русского флота за все годы на всех морях.

Первая половина 1917 года прошла под знаком полного господства русского флота на Черном море. Был заблокирован Босфор, парализовано судоходство, налажено взаимодействие с сухопутной армией. Все турецкое побережье было блокировано легкими силами, в первую очередь эсминцами. Начавшаяся февральская революция и последовавшее за ней разложение Балтийского флота почти не коснулось Черноморского, так как адмирал Колчак, предпринимал все усилия, чтобы не допустить упадка дисциплины и поддерживал боеспособность на надлежавшем уровне. Это ему удавалось путем интенсификации боевых действий в первую очередь у анатолийского побережья Турции. Операции проводились там по обычному сценарию и сводились к обстрелу береговых сооружений и уничтожению мелких кораблей противника поскольку крупнее выходить в море не решались. Германо-турецкий флот не проявлял в первые месяцы 1917 года никакой активности и все его действия сводились к осуществлению траления русских минных заграждений, которые очень быстро обновлялись.

Тем временем на кораблях Черноморского флота продолжали развиваться революционные настроения, создавались так называемые революционные комитеты. 19 июня 1917 года по их требованию вице-адмирал Колчак ушел в отставку. Его место занял контр-адмирал В.Лукин, которого уже в августе сменил контр-адмирал А.В.Немитц.

После долгого перерыва, в июне на Черном море вновь появились немецкие корабли, в частности подводные лодки. Крейсер «Бреслау» в конце июня совершил набег на остров Фидониси (Змеиный). Уничтожив русский маяк. На обратном пути он имел стычку дредноутом «Свободная Россия» («Бывшая Екатерина Великая»), однако немецкому крейсеру удалось уйти. Это был последний в годы Первой мировой войны бой между немецкими и русскими кораблями в Черном море.

Между тем экономическое положение империи ухудшалось, что в полной мере ощутил на себе Черноморский флот. Верфи не могли работать продуктивно в обстановке надвигающегося хаоса. Не хватало самых необходимых материалов, постановка импортных затягивалось.

Начиная с лета, блокада Босфора ослабевала с каждым днем. Столь успешно начатое минирование оказалось заброшенным. Последняя минная постановка состоялась в ночь с 19 на 20 июля 1917 года. Турки воспользовались ослаблением противника и стали наращивать угольные перевозки. Попытки русских эсминцев восстановить свое господствующее положение в сентябре — октябре успехом не увенчались  — боеспособность русского флота упала до угрожающей черты, за которой находился хаос. 1 ноября на перехват «Бреслау» вышли две эскадры русских кораблей, но экипаж дредноута «Свободная Россия» отказался выполнять приказы и корабль вернулся в Севастополь. Немецкий крейсер, пробыв некоторое время в море, вернулся на базу. Не спасло ситуацию вступление в строй дредноута «Воля» (бывший «Император Александр III»). 8 ноября в Севастополе узнали о победе большевистской революции в Петрограде. В связи с этим сообщением командующий Черноморским флотом контр-адмирал Немитц отдал приказ всем кораблям и частям флота подчиняться только Центрофлоту, где господствовали эсеры и меньшевики, с которыми Немитц находил общий язык. К концу ноября все корабли Черноморского флота находились на базах, боевые действия фактически прекратились. Вскоре было подписано перемирие, и начались переговоры в Брест-Литовске между делегациями России и Германии.
Автор статьи: Д.А.Пилипчук, г.Николаев        Фото кораблей: navsource.narod.ru.

Литература
1. История отечественного судостроения. — СПб., 1996 — ч. III.
2. Первая мировая война на море. — М., 1999.
3. Больных А. Морские битвы Первой мировой войны. — М., 2001. —т. 11.
4. Первая мировая война на море. — М., 1999.
5. Там же.
6. Больных А. Морские битвы Первой мировой войны. — т. III.
7. Первая мировая война на море. — М., 1999.
8. Гибсон. Пендертарст. Германская подводная война 1914 — 1918 гг. — М., 2002.
9. Там же.
10. Больных А. Трагедия ошибок. — М., 2001.
11. Там же.
Полностью статью с иллюстрациями читайте по ссылке:  http://bazar.nikolaev.ua/content/боевые-действия-черноморских-кораблей-николаевской-постройки-в-годы-первой-мировой-войны
« Последнее редактирование: 16.11.2011 • 20:46 от Игорь Устинов »
"Демократия – это власть подонков" Альфред НОБЕЛЬ