Белая гвардия > Литература
ПАВЕЛ ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ: ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД, ПОЭТИКА.
ostoslavskij:
Избранное из сборника "Ты и Я"
Павел Иванов-Остославский
* * * * *
Ты светла и лебедина,
Потому-то не шутя
Я влюблён в тебя, Марина,
Как наивное дитя.
От любви чуть ни растая,
Пригвоздясь к твоей руке,
За тобой хожу, родная,
Словно пёс на поводке.
Только ведьме вдохновлённой
Лишь возможно так легко
Завладеть моей персоной,
Как Марине Головко.
О, Марина! Ты сирена,
И, конечно, не одну
Душу с тверди постепенно
Ты свела к морскому дну!
Но, поскольку лебедина,
Хороша ты и легка,
То влюблён в тебя, Марина,
Я, пожалуй, на века!
Веселились и играли
Три наяды у реки
И соцветия вплетали
В изумрудные венки.
Не печального, ни злого
В душах не было у них,
Лишь веселья озорного
В каждой было на троих.
Ах была бы мне отрада
Веселиться в их кругу,
Но увы, я не наяда –
С ними быть я не могу.
Человек я, и конечно
У меня другой удел:
Зевс судил мне время грешно
Проводить средь мелких дел.
Я живу в плену сомнений,
И конечно же меня
После смерти гнев Эрений
Ждет средь адова огня.
* * * * *
Минуты бегут, минуты спешат,
Минутам не сложим счёт.
Им нету, конечно, пути назад,
А только пути вперет.
Живя, ты греши или не греши,
А только ведь всё одно:
Умрёшь - и осколки твоей души
Увидят Вселенной дно…
……………………………
……………………………
Посвящается моей жене.
Не грусти, не печалься, родная.
Что невзгоды тебе? Посмотри,
Как восток несказанно сияет
Светом утренней, юной зари!
Тёплым заревом спальня залита,
И в окне сноп лучей золотой -
Это Солнце свернуло с орбиты,
Захотев повстречаться с тобой.
Все житейские страсти и муки
Ты забудь, бросив вызов судьбе.
Посмотри как горячие руки
Солнце дружески тянет к тебе.
Вся природа так преобразилась,
За окном зацветает сирень.
Ну зачем же, скажи мне на милость,
Быть мрачней, чем полночная
* * * * * * * * * * * * * * * * *
Гонимый высшим светом.
Имел немалый дар:
Талантливым поэтом
Был Жан де ля Нуар.
Известный, но опальный
Поэт и джентльмен,
Нуар мой предок дальний
Во множестве колен.
О нём - о человеке
Известно мало мне:
Рождён в 17 веке
В Нуаре, близь Шале,
Он был отважный воин,
Наездник был лихой,
За что был удостоен
Монаршей похвалой.
Военную карьеру
Нуар бы сделать мог,
Да чина офицера
Лишён за пару строк.
Разжалован за дело
Мой предок был не зря:
В строках он этих смело
Обидел короля.
Такую вот проказу
Он совершил, ему
Возможно было сразу
Отправиться в тюрьму.
Но прозевали власти:
Не долго думав, он
От эдакой напасти
Ушёл на Альбион.
С отечеством проститься
Ему пришлось тогда.
Он знал: не возвратиться
Ему уж некогда
Во Францию родную.
А в Англии ж Нуар
Вёл жизнь весьма простую:
Писал, имея дар.
И именно за это
Выл уважаем он,
И в Англии поэтом
Известным стал сэр Джон.
Его стихотвореньям
Недавно, в Новый Год,
На зле моим сомненьям
Я сделал перевод
И пусть русскоязычный
Читатель мой прочтёт
С английского отличный,
Изрядный перевод.
Р.S.
Он короля обидел
По молодости лет.
Едва ль Нуар предвидел
Такой вот камуфлет.
И хоть он к англичанам
Ушел за сотни лье,
Все ж не был он смутьяном.
Он - просто шевалье.
* * * * *
В тебе, кто так прекрасна,
Как ясная звезда,
Таинственно и страстно
Живёт одна мечта.
Ты дышишь той мечтою,
Ты ей живёшь, томясь.
Твоя душа покоя
Не знала отродясь.
Когда же спишь, средь ночи
Мечта твоей души
Острей, и видят очи
Виденья-миражи.
В ночи к тебе туманный
Льнёт светлый сон, и ты
Вдруг узнаёшь нежданно
Любимые черты.
Вот он - вот твой родимый
Вдруг пред тобой возник,
Чей светел лик немнимый,
Чей чуден тонкий лик.
Чиста его улыбка,
Горда его глава.
Он в лунном свете зыбком
Твердит тебе слова:
«О как ты совершенна,
Прекрасна и чиста!
Мне целовать блаженно
Во век твои уста».
Ты счастлива, но тает
Твой сон, его гоня,
Над миром свет взлетает
Родившегося дня.
Ольге Павелковской
* * * * *
Твоя необычна природа-
С собою живешь ты в борьбе,
Ведь души двух разных народов
Слились во едино в тебе.
Кто опытен в плане житейском,
Заметит, уж как не скажи,
Под лоском твоим европейским
Восточные грани души.
Такие породы и масти
На свете престранные есть:
Вот слиты две разные части -
Дракона с русалкою смесь.
Как кара небес, неминучий,
Для недругов храбрый дракон -
Китая защитник могучий,
И ты - это вылитый он.
Русалка ж - славянская дева
(Коварство и блеск воплоти),
Мурлыкает нежно напевы:
Услышишь - собьешься в пути.
Владея убийственным даром,
Лукаво приманит, и вот
Поверив магическим чарам,
Прельщён ею целый народ.
И движутся люди за нею,
Влечет их таинственный рок –
Скорее-скорее-скорее
К Нептуну в заветный чертог.
Спешат все, предчувствия полны,
Что счастьем их кончится путь;
Плывут, и ныряют сквозь волны,
Желая быстрей утонуть.
Вот так же и ты: ты пленяешь,
Ввергая в погибель людей;
Ты в омут губительный манишь
Души океанской своей.
Бывает, не спя среди ночи
Я фото твоё достаю,
И смотрят русалочьи очи
В погибшую душу мою.
И я засыпаю, желая
С тобой повстречаться во сне.
Прейди же - пусть капелька, рая
Подарена будет и мне.
22-23.03.2001.
Павел Иванов-Остославский.
4*4
Еду я в широком поле:
Все дороги замело;
На заснеженном просторе
Вижу милое село.
Там живёт моя родная
Во бревенчатой избе,
Где печурка расписная
И наличники в резьбе.
Встретит милая солдата
И обнимет посильней.-
Уж она то будет рада,
Что живым вернулся к ней!
Расскажу я ей про битвы,
Про сражений чёрный дым
И про скорбные молитвы
По товарищам моим,
И про дальние походы,
И про бранное житьё,
И про то, как эти годы
Коротал я без неё.
Вот знакомая избушка.
Спрыгнул я с коня, стучу.
Заглянул в окно: старушка
В полутьме зажгла свечу;
Дверь тихонько отворила?
"Что тебе, Ты кто такой?"-
У меня она спросила,-
«Что, солдатик, на постой?»
"Нет, ночлега мне не надо,
Я совсем не на постой.
Здесь живёт моя отрада,
Я приехал к ней, домой!"
Тут старушка побледнела
И сказала вдруг она:
"Тут, уж, вот какое дело-
Умерла твоя жена..."
Ю.10-31«10.1998.
Эпиграмма на Александра Бутузова.
Та зловещая старуха,
Чьи уродливы красы,
Вам пыталась врезать в ухо
Рукояткою косы.
Но коварный вектор силы
Вдруг пошёл наискосок,
И она Вас угостила
Не по уху, а в висок.
Не была б она так скверна
На мозги и на лицо,
То взмахнула бы, наверно,
Металлическим концом.
И с тех пор, Бутузов Саша,
Вы, множа сваи грехи,
Всё юродствуете, даже
Измышляете стихи.
23.Ш2.2004.
Катерине. К.
Лик твой мил, горда осанка,
От того ли, не пойму,
Что ты южная славянка
По рожденью своему.
От того ль я в восхищенье
На твои гляжу черты,
Что от сербов при рожденье
Их заимствовала ты.
Ну, я думаю, пристало
Уж и тем гордиться мне,
Что украинцев ни мало
Всё же есть в твоей родне.
И затем так лебедина
И светла моя душа,
Что я знаю, Катерина,
Как ты чудно хороша!
* * * * *
Одни - невежи и смутьяны,
Вселенной неизбывный стыд:
Потомки древней обезьяны,
Что из семейства "Гоминид".
Другие - одухотворенны,
В них ум, в них созиданья пыл.
Они венец и честь Вселенной,
И порожденье высших сил.
Но люди все, конечно братья,
В них вера - общая черта.
Лишь свято для одних распятье,
А для других , увы, звезда.
Павел Иванов-Остославский,
Предо мною жизнь лежит большая,
Но её невзгоды велики.
Жизнь меня изводит, удушая
В цепких лапах бешенной тоски,
И, судьбе не смея покориться,
Но не в силах победить тоску,
Я мечтаю в небо взмыть, как птица,
И упасть на дальнем берегу...
Но теперь мне кажется - я знаю,
Что тоски мне бремя по плечу,
И теперь в цепи крылатой стаи
Быть звеном я вовсе не хочу.
Вас узнал я, были Вы, как фея.
Вы своей уверенной рукой
Злой тоски моей убили змея,
Возвратив мне радость и покой.
Вновь во мне бушуют жизни силы,
И, конечно, просветлён уже
Незабвенной девы образ милый,
Что всегда живёт в моей душе.
Павел Иванов-Остославский
У нашего котищи
Огромные усищи,
Огромный чёрный хвост.
И он не для забавы
Вышагивает браво
Из зала на помост.
За кафедру заходит
И речи он заводит,
Усами шевеля,
Про синхрофазотроны,
Про атомы-нейтроны,
Магнитные поля.
Рисует карты-схемы,
Приводит теоремы
И дефиниций строй,
А мы ему внимаем
И всё запоминаем,
Качая головой.
Но завывает вздорный
Звонок наш коридорный.
Он требует, чтоб нас
Уж с пары отпускали
И больше не держали
Во внеурочный час.
Уж мы шумим изрядно.
Кот говорит нам: «Ладно
Подведена черта
Под нынешним занятьем,
Его след чётко знать Вам.
Спасибо, господа».
Всё приведя к порядку,
Взяв книжки и тетрадку,
Идёт он в деканат.
И там за кружкой чая
С коллегами болтая,
Ест чёрный шоколад.
Ну, а его коллеги -
Хвостами светлопеги
/Стать лучшей из пород/,
Сливаясь в общем хоре,
Шумя и тараторя,
Травили анекдот.
Но тут звонок гнусавит
И всех нас призывает
Идти на пару в срок.
И кот, усы пригладив,
Пенсне на нос приладив,
Идёт уж на урок.
У нашего котищи
Огромные усищи,
Огромный чёрный хвост.
И он не для забавы
Вышагивает браво
Из зала на помост.
Павел Иванов-Остославский.
Когда душа поэта
Тонка и влюблена,
То все пороки света
Простить спешит она,
Но нежное созданье -
Соблазн для подлеца
Подвергнуть линчеванью
Без меры и конца.
И смерть идёт к поэту,
Твердя ему: «Ну что ж,
В святую душу эту
Мы всадим острый нож».
И, видя как увечье
Терзает грудь его,
Уж подлость человечья
Справляет торжество.
О сломанные крылья!
О раненная грудь!-
Поэт, своё бессилье
Тебе не обмануть!
Уж скорбной круговерти
Тебе не превозмог -
Гляди, как ангел смерти
Тебя ввергает в ночь!
И я был бит когда-то,
Всех возлюбить спеша..
Почти что как средь ада
Жила моя душа.
И я страдал когда-то,
И смерть меня пырнуть
Была безмерно рада
Клинком зубчатым в грудь,
И, может быть, до срока
Пришла пора уже
В чертог небесный Бога
Лететь моей душе...
ostoslavskij:
ПАВЕЛ ИВАНОВ-ОСТОСЛАВСКИЙ: ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД, ПОЭТИКА, ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ, ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА
Павел Иванов-Остославский рано начал свой творческий путь. Уже в четырнадцать лет он стал писать небольшие прозаические произведения повествовательного характера. Первые пробы пира были робкими и наивными попытками выказать свою душу на бумаге, создать и наполнить жизнью виртуальную реальность – художественный мир автора. Отроческая проза вместе с дневниками автора составила шестнадцать общих тетрадей. Все они были написаны в период с 1992 по 1997 год. Но дневник и прозаические миниатюры были всего лишь предысторией становления настоящего поэта.
Стихи Павел Иванов-Остославский начал писать в 1995 году. Первое его стихотворение датировано 6-м января. Оно было посвящено одному из домашних любимцев – коту Сигизмунду – и имело явно иронический характер.
В последующие два года Павел Иванов-Остославский вел активную литературную жизнь. Он написал несколько десятков больших стихотворений-баллад в основном на историческую, философскую и духовно-нравственную тематику. В этих ранних юношеских стихах явно прослеживались черты, предопределившие впоследствии все творчество автора как уже состоявшегося признанного мастера. Именно в этот период своего творчества автор окончательно сформировался как поэт-символист (символоромантист), являющийся апологетом монархии, аристократизма, русскости и патриотизма, носителем исторической памяти о прошлых эпохах и медиумом, контактирующим с потусторонним миром и объясняющим людям законы непостижимой для них божественной сверхреальности.
В 1997 году автором был написан ряд стихотворений, которые бесспорно можно признать профессиональными и зрелыми произведениями, это: «Шумя, о берег бьются волны… », «Миноносец», «Светлоокая девица… », «Небо, небо снежного цвета… ».
В 1998 году автор перестает писать. Активная учеба в университете, отвлекла поэта от литературной деятельности на три года. В 2000 году Павел Иванов-Остославский вновь включается в литературный процесс. Период творчества с 2000 по 2003 год является самым продуктивным. Именно в эти годы были написаны сборники: «Святилище огня» и «Ты и Я», а также, и ряд стихов, опубликованных вне этих сборников в периодике. Следует отметить, что в «Святилище огня» вошли и те стихи, которые были написаны в 1997 году. Последний период творчества: 2003-2006 годы. В эти годы были сделаны поэтические переводы из Владимира Сосюры и Николая Братана. Последнее серьёзное стихотворение, написанное Павлом Ивановым-Остославским, - «Родила мне женушка… » (октябрь 2006 года). Все стихи, созданные позднее, это экспромты, шуточные, иронические и сатирические миниатюры, которые сам автор важными для себя не считает.
С 2006 по 2009 год Павел Иванов-Остославский реализовывал себя как публицист и прозаик. В этот период он сотрудничает с некоторыми херсонскими газетами, работает внештатным корреспондентом в «Таврическом Крае». В своих статьях и очерках он излагает свое виденье украинской истории и современных социальных реалий, борется с Галицким национал-кликушеством и утверждает право русских людей, живущих на Украине, отстаивать себя всеми доступными и законными способами. Немногие произведения художественной прозы, написанные автором, являются философскими размышлениями о смысле жизни, о бренности человеческого бытия, о фатальном и неисправимом несовершенстве этого мира.
Краткая периодизация творчества.
Первый период: 1995-1997 годы. Время становления автора как литературной личности. Годы литературной учебы. Большинство стихотворений, написанных в этот период, а также, дневники и ранняя проза, были уничтожены самим автором. Дошедшие до читателя стихи, были включены в первый сборник «Святилище огня».
Второй период: 2000-2003 годы. Время зрелого творчества. В эти годы Павел Иванов-Остославский проявился как поэт-символоромантист, мастер художественного слова, яркий и самобытный литератор. Создание сборников «Святилище огня» и «Ты и Я», поэтического цикла «Священная война».
Третий период: 2003-2006 годы. Время затухания в творчестве автора символоромантистских тенденций и переход к реализму, создание поэтических переводов с украинского, отказ от собственной тематики и проблематики.
ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД, ПОЭТИКА, ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛя.
В творчестве Павла Иванова-Остославского наиболее полно отразились принципы нового творческого метода, возникшего на стыке XX-XXI веков, правого символизма (символоромантизма). Символоромантизм – это ветвь русского классического символизма в поэзии. Вот, что сказано об этом творческом методе в свободной Интернет-энциклопедии Википедия: «Символоромантизм
"Правое" ответвление символизма, унаследовавшее и творчески переработавшее некоторые символистские и романтические черты. Символоромантизм возник в русской и русскоязычной литературе на рубеже XX-XXI веков. Характеризуется монархизмом, мистицизмом, аристократизмом, острой ностальгией по прошлому, мечтательностью, причудливым сочетанием меланхоличности и бунтарства, утончённостью. Священное отношение к благородству и красоте, повышенное внимание к духовной сущности человека и его нравственному выбору, обожествление высшей мистической сверхреальности безусловно роднит поэтов-символоромантистов с лирической традицией Михаила Лермонтова и Александра Блока. Возникновение символоромантизма, как литературного направления, связано с именем известного украинского поэта русского происхождения Павла Иванова-Остославского. Авторы, работающие в рамках символоромантизма проживают на Украине, в России, Германии, Франции и США».
Данная формулировка является абсолютно исчерпывающей.
Символоромантизм – это консервативное течение в современной литературе, опирающееся, прежде всего, на эстетику традиционного символизма блоковского типа. Существенным отличием символоромантизма от символизма является разность социальных и политических доктрин, которые выдвигают эти течения. Символизм Александра Блока был левым, революционным, радикальным. «Страшный мир» в нём состоял из богачей-аристократов и богачей-буржуинов, угнетающих простой народ. Символоромантизм Павла Иванова-Остославского является монархическим, реакционно-аристократическим, великодержавным, «Страшный мир» состоит в нём из богатых хамов, угнетающих нищих хамов. Между кастами поработителей и порабощённых стоит интеллигенция прозванная навести порядок в обществе: отобрать власть у Воинствующего Хама, покарав его смертью, и облагодетельствовать простой народ. Спасение русского народа символоромантизм видит в построении «царства праведников», в следовании вековечным духовным ценностям нашего народа, сформулированным в девизе: «За Бога, Царя и Отечество».
Символоромантизм основывается на трагическом мироощущении. Его неотъемлемым элементом является некоторая «готичность» поэтики. Типичным символоромантистским стихотворением является «В бою кровавом сломан мой эсток… » (автор Павел Иванов-Остославский).
В бою кровавом сломан мой эсток,
Я окружён врагом со всех сторон -
Моей безумной жизни вышел срок,
Увы, коротким оказался он.
Своих врагов я ни боюсь не чуть,
Смерть для меня ничтожнейший пустяк.-
Пусть недруги мою отметят грудь,
Хоть тысячью своих подлейших шпаг.
Что мне борьба - я дьявольски устал,
Мне безразличны долг, отвага, месть:
Я пренебрег началом всех начал,
Я позабыл про родовую честь!
Я соучастник авантюрных дел:
Дуэлей, кутежей, побоищ, драк,
Я совершал ужасный беспредел,
Быв главарём разбойничьих ватаг.
Не раз клинок я обнажал за трон,
В бою был безрассуден и жесток,
Так что и люди будущих времён
Едва ль забудут грозный мой эсток.
Отмечен разным мой кровавый путь:
Я мятежей участник, и не зря
Соперников хотел я оттолкнуть,
Чтоб самому влиять на короля.
Меж нами шла упорная борьба.
Коварством часто разрешал я спор
И древний щит фамильного герба
Не раз мог треснуть, не снеся позор.
Но всё, же не всегда таким я был,
Ведь и любовь жила в душе моей:
Когда-то в детстве нежно я любил,
Я всех людей любил, любил людей…
Во цвете нежных отроческих дней
Был ни солдат я, а творец, поэт,
Я благородство воспевал Вандей,
Которых ненавидел целый свет.
Я упивался благодатью муз,
Я укреплял всегда, как только мог,
С посланницами бога свой союз,
Пока не вышел срок, не вышел срок…
Но вышел срок: в стране переворот -
Разбит в осколки королевский трон
И мой несчастный, обедневший род
Был тут же новой властью истреблён.
Увы, из рода ни одна семья
Не выжила, но я лишь выжить смог.
Смерть, голод и войну изведал я,
И ненавистью горькой я истёк.
Я взял фамильный дедовский клинок
И дом покинул. Ненависть свою
Уже тогда я обуздать не мог,
И я её растрачивал в бою.
Я разрушал деревни, города,
Мои бойцы рекою лили кровь.
С тех пор не вспоминал я никогда,
Ни дом, ни муз, ни детскую любовь.
Я полюбил войну, привык к войне,
И, хоть был всё же восстановлен трон,
Считал я, что король никто: в стране
Установился только мой закон.
Я жил, как герцог, как владетель жил.
Чего ни делал только я - бог весть,
Но я забыл, о главном я забыл,
Что у меня есть родовая честь.
Но вот возмездье - есть на свете Бог:
Для глаз моих Господин свет померк,
Я в западне, изломан мой эсток,
И в грудь мне смотрит вражеский фламберг.
Насквозь вошёл извилистый клинок.
Остановилась жизни круговерть.
Меня неслышно призывает Бог,
Даруя мне спасительную смерть…
На примере этого стихотворения можно выявить и некоторые другие ярко индивидуальные особенности данного творческого метода, одним из которых является многоплановость, многомерность и жизненная достоверность художественного изображения действительности. Стихотворение приведённое выше в тематическом и проблематическом плане можно рассматривать совершенно с различных точек зрения. Можно ли назвать это стихотворение философским? Да. Здесь лирический герой мучается вопросами о смысле жизни и смерти, о цене славы и богатства, о нравственном падении человека, попавшего в нечеловечески тяжелые обстоятельства. Можно ли считать, что это стихотворение принадлежит к военной лирике? Да, конечно. Здесь во многих местах описывается бой, оно начинается и кончается эпизодами единоборства. Это стихотворение в какой-то мере посвящено и роли поэта в обществе. Эта баллада может вполне быть причислена и к религиозной лирике, ведь во всех событиях, описанных в ней, зримо или не зримо присутствует Бог. Здесь описан не только человеческий мир, но и высшая сверхреальность, безраздельно правящая людьми. Здесь поднимается проблема патриотизма, грехопадения человека перед лицом смерти, одиночества, борьбы за существование, мучений совести и кары за грехи, взаимоотношений человека и Бога, человека и Дьявола, человека и человека. Здесь изображены шекспировские страсти; мир предстает перед читателем в своей целостности – со всеми своими радостями и горестями, надеждами, разочарованиями, смертью. В этом, пожалуй, заключается космизм творчества поэта, стремящегося увидеть в каждом конкретном факте объективной реальности всю глубину и все разнообразие проявлении Бога и Вселенной. Каждое стихотворение поэта – это картина Мира, изображающая Реальность во всей её полноте и широте: от рождения до смерти.
Стихотворение «Письмо с фронта» Павла Иванова-Остославского написано в реалистической манере, однако в нём тоже присутствуют элементы символоромантизма и космизма.
Письмо с фронта
Приветствую тебя письмом, родная!
Прости, что не писал, моя душа,-
Всё некогда. Моя передовая
Теперь лежит у края Сиваша.
В Турецкий вал вцепились мы и терцы.-
Он будет белым век, покуда есть
Ещё в живом, ещё в горячем сердце
У нас святая воинская честь!
Я - белый офицер, я - зол и молод!
Что тягость мне военных наших дней!
Готов я жизнь отдать, чтоб серп и молот
Не правили Россиею моей!
А впрочем, этот пафос тут излишен:
Тебе хочу писать я о другом -
О нежном цвете белоснежных вишен,
Что окружали наш старинный дом.
Хочу домой! Хочу в твои объятья!
Хочу дарить стихи тебе, цветы!
Мечтаю раз хоть триста повторять я,
Что прелесть замечательная ты!
Ах, милая, да если бы ты знала
Как я живу, тоскуя и любя!
Увы, тебя всегда мне не хватало,
И я всегда домысливал тебя.
Я вспоминал тебя, твою улыбку,
На шее блеск цепочки золотой,
И возникал в моём сознанье зыбком
Прекрасный и печальный образ твой.
Любимая, ведь я тебя уж ради
Оставил бы все битвы и бои,
Чтоб видеть лишь каштановые пряди
И очи изумрудные твои.
Я уходил на фронт ещё в пятнадцатом -
И вот уже пять лет я на войне.
Ты знаешь, наше фронтовое братство
Теперь изрядно надоело мне.
Но долг священен! Долг Я не нарушу!-
К тебе с передовой я не вернусь,
Пусть даже и дано мне скоро душу
Отдать за белокаменную Русь.
Писать кончаю: уж артподготовка
По нашим бьёт, окопы не щадя.
Ручаюсь трёхлинейною винтовкой,
Что больше жизни я люблю тебя!!!
Стихотворение «Письмо с фронта» также можно причислить сразу к нескольким жанрово-тематическим группам. Здесь поднимается тема патриотизма, любви и верности Отечеству и любимой женщине, самоотречения, подвижничества, жизни и смерти.
Образцовыми символоромантистскими стихотворениями в творчестве Павла Иванова-Остославского являются: «Уж ни болен ли я? Неужели… », «Когда я в ночи засыпаю… », «Я отказался от своей природы… », «За окнами движутся тени… », «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Ах какое же это блаженство… », «Белый воин», «Здесь край земного мирозданья… », «Не грусти в минуты трудные… », «Мерцает тусклый свет свечи… », «Уж в меня нынче демон вселился… », «Годен к походу я снова… », «Живу я среди белых льдин… », «Дракон» («День погас, и нет сомнений… »), «Когда по веленью жестокого рока… » и многие другие.
Время в творчестве Павла Иванова-Остославского предстаёт перед читателем прежде всего в облике Вечности. Вечность – одна из важнейших философских категорий, господствующая в поэзии автора безраздельно. У времени, по мнению поэта, нет ни начала, ни конца. Бог, благородство, красота, честь и любовь – живут в Вечности и подобно ей не имеют никаких временных рамок: они всегда были, есть и будут.
Одним из важнейших мотивов творчества автора является мотив одиночества. Чтобы ни делал и где бы ни находился лирический герой поэта, он всегда одинок, он всегда чужд человеческому миру с его жестокими и бессмысленными обычаями, с его жаждой наживы, власти и сладострастия.
Большое, настоящее мастерство Павла Иванова-Остославского состоит в том, что с помощью мистических приёмов поэт рисует совершенно реальные события, жизненные, правдивые коллизии, которые поражают своей целостностью, эмоциональной яркостью, исповедальностью и убедительностью.
Яркой особенностью авторского стиля Павла Иванова-Остославского является «гранитность», под которой подразумевается системное единство формы и эмоционального наполнения поэтического произведения. Термин «гранитность» был определён самим поэтом. Под этим понятием он подразумевает непоколебимую цельность чувственного содержания и формы, все элементы которой связаны друг с другом и взаимообусловлены. Огромное значение придает автор «гранитности» синтаксических построений отдельных строф и стихотворения в целом. Поэт считает, что «писать нужно так, чтобы содержание было тонким и легким, как небесный огонь, а форма цельной и непоколебимой, как гранитная глыба». Только при соблюдении этих условий по мнению Павла Иванова-Остославского стихотворение будет по-настоящему гармоничным и красивым.
Эстетический идеал Павла Иванова-Остославского замешан на аристократизме, утонченности, благородстве, жертвенности, мужественности, подвижничестве. В своём творчестве поэт всегда стремится ответить на вопросы, что есть красиво, а что уродливо, нравственно и безнравственно, истинно и ложно. Одним из важнейших качеств его произведений является философичность. Павел Иванов-Остославский – это прежде всего поэт-мыслитель, чьё духовное зрение обращено к Богу, к его великим, прекрасным и непостижимым тайнам, к которым дотронуться позволено только настоящему поэту.
Людмила Самусёнок, литературовед.
ostoslavskij:
Тропина Н.П., профессор, доктор филологических наук. Херсон, Украина. 22.02.2008.
Литературно-критическая статья о поэзии Павла Иванова-Остославского
Краткая биографическая справка
Иванов-Остославский Павел Игоревич – поэт, историк-краевед, журналист. Родился 12 января 1978 года в Херсоне, образование высшее-гуманитарное. Является руководителем Херсонских областных филиалов Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины. С 2005 года – лауреат Первого Всеукраинского литературного конкурса «Пушкинское кольцо» в номинации «За аристократизм творчества», с 2006 года – лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева за поэтический сборник Святилище огня. Автор поэтических сборников Святилище огня, Ты и Я, Избранные произведения ; редактор литературного альманаха «Млечный Путь». Как поэт публиковался в газетах и журналах «Московский Вестник», «Русское Просвещение», «Отражение», «Кафедра» и др. Его поэзия широко представлена в Интернете.
С творчеством Павла Иванова-Остославского – одного из наиболее талантливых украинских поэтов – я знакома уже много лет. На моих глазах произошло рождение и становление его художественного и нравственного «Я». Будучи его преподавателем и наставником и зная Павла Иванова-Остославского с самых первых шагов в литературе, я рассматриваю творчество этого автора в развитии, диахронически.
Поэзия Павла Иванова-Остославского явление сложное, противоречивое, оригинальное. Как личность и как художник он формировался под влиянием различных социально-политических и этических воззрений, творческих идей. Его миропонимание изначально сложилось под воздействием дворянской идеологии. Его отец, Иванов Игорь Михайлович, происходит из старинной дворянско-купеческо-интеллигентской фамилии, восходящей предположительно к рубежу 17-18 веков. Будучи человеком патриархальных взглядов, свято чтящий старинные идеалы и устои, Игорь Михайлович воспитал своего сына соответственно, стараясь привить ему чувство глубочайшего уважения и любви к искусству, к истории, к людям. Этим чувством проникнуто все творчество Павла Иванова-Остославского. Его лучшие стихи, такие, как: «Письмо с фронта…», «Курганы», «Лики степей…» и другие свидетельствуют о тонком восприятии мира, о любовном отношении автора к истории и природе родного края.
Письмо с фронта
Приветствую тебя письмом, родная!
Прости, что не писал, моя душа,-
Всё некогда. Моя передовая
Теперь лежит у края Сиваша.
В Турецкий вал вцепились мы и терцы.-
Он будет белым век, покуда есть
Ещё в живом, ещё в горячем сердце
У нас святая воинская честь!
Я - белый офицер, я - зол и молод!
Что тягость мне военных наших дней!
Готов я жизнь отдать, чтоб серп и молот
Не правили Россиею моей!
А впрочем, этот пафос тут излишен:
Тебе хочу писать я о другом -
О нежном цвете белоснежных вишен,
Что окружали наш старинный дом.
Хочу домой! Хочу в твои объятья!
Хочу дарить стихи тебе, цветы!
Мечтаю раз хоть триста повторять я,
Что прелесть замечательная ты!
Ах, милая, да если бы ты знала
Как я живу, тоскуя и любя!
Увы, тебя всегда мне не хватало,
И я всегда домысливал тебя.
Я вспоминал тебя, твою улыбку,
На шее блеск цепочки золотой,
И возникал в моём сознанье зыбком
Прекрасный и печальный образ твой.
Любимая, ведь я тебя уж ради
Оставил бы все битвы и бои,
Чтоб видеть лишь каштановые пряди
И очи изумрудные твои.
Я уходил на фронт ещё в пятнадцатом -
И вот уже пять лет я на войне.
Ты знаешь, наше фронтовое братство
Теперь изрядно надоело мне.
Но долг священен! Долг я не нарушу -
К тебе с передовой я не вернусь,
Пусть даже и дано мне скоро душу
Отдать за белокаменную Русь.
Писать кончаю: уж артподготовка
По нашим бьёт, окопы нещадя.
Ручаюсь трёхлинейною винтовкой,
Что больше жизни я люблю тебя!!!
Многие стихи Павла Иванова-Остославского имеют ярко выраженное политическое звучание. Воспитанный в целом в монархическом и антикоммунистическом духе, он резко высказывается о советском прошлом своей страны. В стихах чувствуется глубочайшее презрение к большевикам, устроившим жесточайший геноцид по отношению к собственному народу, уничтожившим цвет нации, изменившим народное сознание далеко ни в лучшую сторону.
Творчество Павла Иванова-Остославского – это творчество совершенно русского человека, хотя и родился он на Украине. Неслучайно, многие его стихи проникнуты самосознанием великоросса не только по крови, но и по духу. Одной из «русских» тем его творчества является Белое Движение.
В стихотворениях, составляющих поэтический цикл «Белый клинок», Павел Иванов-Остославский рисует яркий, глубоко трагический образ белого воина, сражающегося за Отечество и Царя – за святые для себя идеалы, и гибнущего в кровавом водовороте гражданской войны. Белогвардейская тематика занимает достаточно важное место в творчестве данного автора. Многие его стихи посвящены участникам Белого Движения, их психологии и мироощущению, крушению их надежд, чаяний, смысла жизни. Изображение белых добровольцев с таких позиций является литературным новаторством. Практически никто из русских классических поэтов (кроме Марины Цветаевой) не высказывает уважительного, а, тем более, благоговейного отношения к Белому Воинству.
Врангелевцы
Умирала старая Европа,
Постепенно превращаясь в прах
На соленых топях Перекопа,
Под водой кровавой в Сиваша.
Катастрофа совершалась зримо,
Смерть была единой госпожой
На просторах выжженного Крыма -
На земле и нашей и чужой.
И под вопли разъяренной стали,
Под ужасный орудийный вой
Воины, сражаясь, умирали
За Россию на передовой.
Шли вперед, исполненные веры,
Шли на смерть под громкое «Ура»,
И князья, и просто офицеры,
И солдатский люд, и юнкера.
Царствовала смерть по белу свету,
Кровью наполнялись Сиваши,
И, конечно, там - средь павших где-то -
Затерялась часть моей души…
Павел Иванов-Остославский, прежде всего, является певцом аристократической идеи, выразителем интересов, исторических судеб и эстетических пристрастий высшего сословия Императорской России. В своем творчестве он не только утверждает право на существование аристократического искусства в современном мире, но и провозглашает его исключительность и неповторимость.
В его творчестве нередко встречаются описания дворянского быта.
Ольге Ивановне Остославской
Уж в меня нынче демон вселился -
Все предметы мне странно чудны,
Я теперь понимать разучился
Совершенно, где явь, а где сны.
Целый день я слоняюсь по дому:
То пройдусь, то, шальной, пробегу,
Мне ведь издревле всё здесь знакомо,
Хоть узнать ничего не могу.
И когда прохожу по гостиной,
Становлюсь вдруг я сам, как ни свой,-
Снова вижу я в раме старинной
Чудный лик госпожи молодой.
И с портрета взирают их милость:
Десять рыцарей - десять вельмож.
Как же мило она поместилась
На холсте среди сталей и кож!
Стану их имена прославлять я
Поэтически хоть до одра -
Это предки мои - это братья
Меж собою и с ними сестра.
О, прабабушка! В Вас воспитали
Грациозную стать лебедей.
Вы, как фея из сказочной дали,
Как принцесса из рыцарских дней.
Восхищаться я снова и снова
Буду Вами не дни, а века -
Вот моё Вам приветное слово,
Что восславит Вас наверняка.
Павел Иванов-Остославский первоначально формировался как поэт-сатирик. Обладая тонким чувством комического и неординарным мышлением, он изобличает и ядовито высмеивает в своих эпиграммах наиболее уродливые пороки современного мира. Стихотворения «Черный туман окутал город… », «О нас по миру разнеслась молва… », «Он вылез из забитого крестьянства… » звучат как вызов, прямо откровенно брошенный злу и несправедливости.
Стилистически поэзия Павла Иванова-Остославского многообразна и разнопланова, убежденчески во многом противоречива. Явное неверие в духовные силы народа и глубокое разочарование в настоящем, в его творчестве необычно переплетаются с глубочайшим состраданием к простому народу. Автор является выразителем народной боли, вызванной тяжестью и кровопролитностью Чеченской войны. Он показывает стойкость и мужество русского солдата, отстаивающего на фронте ценой своей жизни интересы России и ее народа.
Тихо ночь опускается в горы,
Солнцу месяц выходит во след.
Покидает гранитные норы
В это время чечен-маджахет.
Притаится в ночи за скалою,
Средь знакомых, изведанных гор,
И, готовясь к жестокому бою,
Передернет упругий затвор.
И начнётся в ущелье потеха.
Что ж солдат, выпал жребий тебе:
Вдруг зальётся кавказское эхо,
Вторя в такт автоматной стрельбе.
Затрещит вскоре дробь пулемёта,
Смерть взметнётся в подлунную муть,
И из наших конечно кого-то
Пуля тронет в славянскую грудь.
После в общем успешного боя
(Враг отбит и почти без потерь)
В гроб уложат солдата- героя,
Чтоб отправить куда-нибудь в Тверь
Похоронку семейству солдата
Военком перешлёт, что родной
Был убит мол тогда-то, тогда-то,
Мол погиб, как боец и герой.
А солдата схоронят, как многих,
Уж солдат похоронили окрест -
Водрузят средь крестов одиноких
На кладбище ещё один крест.
А потом и другие, другие
Так же примут в кровавом бою
Смерть за родину - смерть за Россию,
За Россию святую свою!
Метод художественного осмысления действительности в поэзии Павла Иванова-Остославского не однозначен. Если ранние и зрелые его произведения написаны в традиции символизма, имеющего значительную романтическую составляющую, то позднее его творчество тяготеет к романтизму и даже к реализму. В таких зрелых его стихотворениях, как «Не грусти в минуты трудные… », «Пророчество музы… », «Шумя, о берег бьются волны… », «Дракон» проявляется особое символо-романтическое мироощущение автора.
Творчество Павла Иванова-Остославского отличается изысканностью и утонченностью чувств, оригинальностью идей, четкостью выражаемых мыслей. Павел Иванов-Остославский – единственный из известных мне серьезных поэтов, кто осознает в своем творчестве современную нам социально-политическую действительность по средствам археологических и палеоантропологических категорий (хотя в творчестве данного автора в значительной степени присутствуют религиозные мотивы – поэт-символист не может не быть верующим). Современное буржуазное нравственно деградировавшее общество он представляет в виде археологической культуры раннего палеолита. Октябрьский переворот и гражданская война в России понимаются им как ужасный и необъяснимый бунт заново возродившихся питекантропов – архаической расы, стремящейся завоевать людей, породниться с ними и ассимилировать их духовно.
Весьма оригинальна интимная лирика Павла Иванова-Остославского. Предмет обожания – женщина – представляется ему в виде моркови, перед которой преклоняется лирический герой, видя в ней идеал изящества и красоты.
Гимн любви
Живи в веках, моя любовь,
Меж наций и народов:
Люблю я сладкую морковь -
Царицу огородов.
Царица, о послушай ты:
К тебе я страсть питаю,
Ты дух вселенской красоты,
Явившийся из рая.
О, ты меня не отвергай,
Ни в будущем, ни ныне -
Твой красноватый горностай
Мне вечная святыня.
Я на часах безмерно рад
Стоять на огороде,
Как гвардии твоей солдат -
Дворцовой стражи вроде.
Пусть нежная моя любовь
К тебе веками длится!
Не отвергай же о, Морковь,
Меня - моя царица!
Впрочем, у данного автора есть много и серьезных стихотворений о любви. Павел Иванов-Остославский является автором исключительно упоительных, нежных и утонченных стихов посвященных женщине. Его любовная лирика общепризнанна в литературных кругах Украины.
Ты для меня теперь явилась
Любимой, Музой и Сестрой-
О, сколько душ соединилось
В твоем лице, в тебе одной!
Веленью Божьему подвластна,
Всегда любить обречена,
Ты утонченна и прекрасна,
Как византийская княжна.
В тебе заложена троичность,
И тут уж как ни посмотри,
Хотя одна ты только личность,
Но для меня ты целых три.
Когда твой взгляд, умен и тонок,
Улыбкой нежной просветлен,
Я весь ликую, как ребенок,
Я трижды счастлив и влюблен.
Я становлюсь, с тобой повздоря
Мрачнее, чем затменье дня,
Как будто бы тройное горе
Случилось в жизни у меня.
Я, от стыда изнемогая,
Себя раскаяньем душу,
Затем, что я тобой, родная
Теперь уж трижды дорожу!
Стихи о любви, так же, как и все поэтические произведения Павла Иванова-Остославского, написаны классическим литературным слогом. Это обстоятельство доказывает наличие органической преемственности творчества Павла Иванова-Остославского с русской литературой 19 века.
Стихи Павла Иванова-Остославского характеризуются безусловной эстетической и мировоззренческой ценностью. Все обнародованные поэтические произведения, написанные им, свидетельствуют о высоком художественном мастерстве автора, об отточенности его стиля и чрезвычайной требовательности к слову. У данного автора трудно найти стихотворение, которое бы не отличалось возвышенной эмоциональностью и исключительной техничностью.
В заключении мне хотелось бы отметить, что Павел Иванов-Остославский как оригинальный и самобытный художник, как автор, отличающийся утонченностью и благородством мироощущения, является весьма заметной личностью в литературе современной Украины. Благодаря Интернету, творчество Павла Иванова-Остославского хорошо известно и российским ценителям высокой поэзии.
ostoslavskij:
Рыцарь пера
Иванов-Остославский Павел Игоревич – поэт, историк-краевед, журналист. Родился 12 января 1978 года в Херсоне, образование высшее-гуманитарное. Является руководителем Херсонских областных филиалов Международной ассоциации русскоязычных литераторов и Союза писателей Юга и Востока Украины. С 2005 года – лауреат Первого Всеукраинского литературного конкурса «Пушкинское кольцо» в номинации «За аристократизм творчества», с 2006 года – лауреат Международной литературной премии имени Николая Гумилева за поэтический сборник Святилище огня. Автор поэтических сборников Святилище огня, Ты и Я, Избранные произведения; редактор литературного альманаха «Млечный Путь». Как поэт публиковался в газетах и журналах «Московский Вестник», «Русское Просвещение», «Отражение», «Кафедра» и др. Его поэзия широко представлена в Интернете.
Павел Иванов-Остославский – поэт-символист. Принадлежит к классической литературной школе. Считает, что каждый художник в своем творчестве должен гармонично сочетать традиционность и новаторство. В нашу неспокойную эпоху, когда распалась связь времен и поколений, обязанность человека искусства – уверен поэт – защитить традиционные нравственные, культурные, и эстетические ценности. Это означает, что автор должен не слепо копировать устоявшиеся правила и законы искусства, а развивать классическую традицию, защищая ее от андеграунда и привнося в нее элементы здорового развития и естественной эволюции. Традиционная культура, несущая людям образцы истинной духовности, утонченности и благородства, сейчас как никогда находится под угрозой забвения и поругания, именно поэтому Павел Иванов-Остославский защищает в своем творчестве ее высокие божественные святыни.
В поэзии Павла Иванова-Остославского отразились взгляды, интересы и чаяния представителей наиболее консервативной части современного общества. В своих стихотворениях поэт часто обращается к реалиям и явлениям далекого прошлого. Изображая исторические события, поэт противопоставляет нравственный идеал «Старого Мира» – благородство, честь, достоинство, милосердие, воинскую доблесть и подвижничество – современным ценностям буржуазного общества: жажде материального обогащения и презрению к человеческой личности.
В лирике данного автора необычно сочетается эстетический идеал «Серебряного века» русской поэзии с новаторским взглядом на некоторые темы и проблемы, волнующие людей во всех странах и во все времена. Свежо и проникновенно звучит тема патриотизма, долга и верности в стихотворениях, посвященных Белой Гвардии. Тема Вселенской любви и милосердия поднимается в стихах о животных: о домашних питомцах – котах и собаках, сопровождающих поэта всю его жизнь.
Необычность творчества Павла Иванова-Остославского состоит в том, что подавляющее большинство его стихотворений было написано еще в юности, когда с поэзией «Серебряного века» он еще не был основательно знаком. К своему эстетическому идеалу он пришел в основном сам, хотя на его поэзию безусловно повлияли такие классики русской литературы, как Михаил Лермонтов, Александр Блок, Марина Цветаева, Анна Ахматова и Николай Гумилев.
Поэзия Павла Иванова-Остославского является прекрасным примером высокой художественности, требовательности к слову и мастерства. Павел Иванов-Остославский по праву пользуется авторитетом в творческой среде, многие представители которой его считают одним из лучших поэтов современной Украины. И недаром, к литературному творчеству данный автор относится, как рыцари во времена средневековья относились к прекрасным дамам: трепетно и чутко. Он – рыцарь пера.
Наталья Ильина, поэтесса.
10.09.2007.
ostoslavskij:
Уважаемые коллеги!
Эти законы искусства (литературы) являются результатом моего многолетнего литературного опыта. Прошу Вас высказываться по поводу всего нижеизложенного. Мнение каждого из Вас представляет для меня огромный интерес.
Психологическая достоверность (верю - не верю, как по Станиславскому), отсутствие фальши.
Условность.
Техничность.
Внутренняя логика, системность, самодостаточность.
Настроенческая цельность.
Гармоническое сочетание реальности и идеальности.
Эмоциональность.
Статика – динамика.
Ассоциативность – описательность (повествовательность), выразительность – изобразительность.
Классическое искусство показывает, что есть красиво, выдвигает эстетический идеал, андеграунд показывает, что есть ново, модно, вызывающе, эпатажно.
Вкус, школа, совмещение новаторства и традиции.
Искусство имеет три разновидности – возвышающее человека, служащее для развлечения и возбуждающее в человеке животные инстинкты.
Классическое искусство оперирует такими категориями как возвышенное – низменное, прекрасное – уродливое, трагическое-комическое.
Художественные образ нужно не сыграть, а прожить.
Настоящий поэт должен обладать такими качествами – утонченность, ум, совесть, смелость и просто литературные способности (умение рифмовать и инверсировать), но без первых четырех качеств, пятое не имеет никакого смысла.
Павел Иванов-Остославский
Навигация
Перейти к полной версии