Автор Тема: Первенцы броненосного флота - поповки  (Прочитано 8171 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Ander

  • VIP
  • Штабс-Капитан
  • *
  • Дата регистрации: пЭТ 2011
  • Сообщений: 57
  • Спасибо: 69
  • Без Царя земля - вдова и народ - сирота
Попо́вка — тип броненосцев береговой обороны, круглый в плане.

"21–е мая останется надолго памятно жителямъ г. Николаева. Въ этотъ день Николаевъ, кромѣ празднованiя тезоименитства своего гостя Великаго Князя Константина Николаевича, праздновалъ также открытiе памятника адмиралу Алексѣю Самуиловичу Грейгу и спускъ на воду перваго черноморскаго броненосца–поповки "Новгородъ". Оба эти торжества были удостоены присутствiемъ Его Императорскаго Высочества генералъ–адмирала.



Въ 31/4 часа Его Высочество, прибывъ въ адмиралтейство и обойдя уже вполнѣ изготовленную къ спуску поповку "Новгородъ", изволилъ занять мѣсто въ павильонѣ, устроенномъ близъ поповки, на берегу Ингула. Вслѣдъ за симъ было приступлено къ спуску и, въ 25 минутъ 4–го часа, нашъ первый броненосецъ, при звукахъ народнаго гимна, громко привѣтствуемый криками громадныхъ массъ народа, занимавшихъ оба берега рѣки, быстро тронулся по спусковому фундаменту, а минуту спустя уже красовался на водахъ Ингула. По спускѣ на воду углубленiе поповки оказалось: носомъ — 9 фут. 6 дюйм., кормою — 10 ф. 6 дюйм. Углубленiе это на 2 дюйма менѣе предполагавшагося по вычисленiямъ.



Проба механизмовъ поповки предполагается 23 мая въ присутствiи Его Высочества генералъ–адмирала.

Спускъ этого круглаго, тяжелаго судна, казалось бы легко могущiй представить нѣкоторыя затрудненiя, удался такъ блистательно, какъ только можно было пожелать."



В октябре 1869 года работающий в области кораблестроения контр-адмирал Андрей Александрович Попов (1821 — 1898 гг) обратился с запиской в Морское министерство о создании для береговой обороны мощных мониторов, имеющих круглый по ватерлинии корпус. Мотивируя свое предложение и такую необычную не принятую в практике конструкцию корпуса, он утверждал, что сделав длину судна равной его ширине, мы достигаем наиболее благоприятных условий, как в отношении стоимости, так и водоизмещения, что предлагаемая новая форма наименее подвержена качке, обеспечивает хорошую поворотливость и наиболее выгодна для расположения артиллерии главного калибра и защиты монитора броней. Трудным оставался вопрос о достижении при столь большой ширине задаваемой скорости хода, но, по мнению автора, его можно было решить отработкой обводов подводной части и правильным выбором механической установки.

Спустя около двух месяцев в Петербурге состоялось «особое совещание» с участием военного министра Д. А. Милютина, руководителей Морского министерства и органов кораблестроения, на котором было решено поручить Николаевскому адмиралтейству построить до 1872 года четыре броненосных корабля береговой обороны. На эту программу, с учетом дооборудования верфи, отпускалось 4 млн. рублей. Разработка проекта поручалась А. А. Попову, при этом задавались калибр нарезных орудий не менее 280 мм, толщина брони больше, чем на крупнейших иностранных броненосцах, осадка не более 3,3 - 3,4 м, допускались варианты как двухбашенного судна обычной конструкции, так и круглая форма.

   В конце шестидесятых годов — в связи с нарушением со стороны Турции и Австрии положений Парижского мирного договора и все более острой необходимостью обеспечить защиту южных районов страны и внешнеторговых коммуникаций на Черном море — в России развернулось движение за отмену унизительных статей этого договорного трактата, в первую очередь в части воссоздания Черноморского флота. Русское правительство в октябре 1870 года отказалось выполнять статьи о военных ограничениях, а собравшаяся в начале следующего года в Лондоне конференция заинтересованных держав фактически узаконила этот отказ, приняв конвенцию от 13 марта 1871 года о черноморских проливах. В соответствии с приказом № 114 возглавлявшего Морское ведомство генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича, с 1 октября 1871 года на Черном море вновь возрождался военный флот, командир Николаевского порта становился главным командиром флота и портов, а вверенное ему управление, по новым штатам, с ноября того же года стало называться Главным управлением Черноморского флота и портов.

контр-адмирал Андрей Александрович Попов (1821 — 1898 гг)


К этому времени А. А. Попов и его помощники закончили проект броненосного корабля с круглым корпусом для обороны Керченского пролива и Днепровско-Бугского лимана и провели в районе Кронштадта морские испытания его полунатурных модулей диаметром 3,35 и 7,3 м с двумя паровыми машинами. Морское министерство 10 июля 1870 года утвердило проектную спецификацию. Двумя с небольшим месяцами раньше последовало распоряжение о наименовании круглых судов «поповками». Согласно принятому варианту проекта предусматривался броненосец береговой обороны с корпусом диаметром 30,8 м, водоизмещением 2670 тонн, осадкой 3,8 м и скоростью хода 6—7 узлов. Вооружение состояло из двух 280 мм орудий в барбетной башне с броней толщиной 229 мм, расположенной в центре корабля, и четырех пушек малого калибра, установленных на палубе и надстройках. Борт защищен 229 мм броневыми плитами на тиковой подкладке и 50 мм рубашкой, палуба — 60 мм броней. Механическая установка включала шесть паровых машин мощностью по 480 л.с. и восемь котлов, работала на шесть гребных винтов. Экипаж насчитывал 14 офицеров и 123 человека нижних чинов.

   Одновременно были одобрены мероприятия по реконструкции и расширению Николаевского адмиралтейства, строительству там мастерской броневых конструкций, новых стапелей и других сооружений, рассчитанных на значительно большие размеры и спусковой вес судов, расширение корпусообрабатывающей и некоторых других мастерских. В ноябре 1870 года было получено разрешение на возведение нового стапеля, заказ металла и закладку первой поповки в Новом адмиралтействе в Петербурге, а также на выполнение необходимых работ на Николаевской адмиралтейской верфи для закладки там второго корабля этого проекта.

   Новое адмиралтейство 1 апреля 1871 года начало обработку металла корпуса первой поповки, которой вскоре присвоили наименование «Новгород». В июне того же года, в соответствии с результатами конкурсных торгов, Морское министерство оформило заказ заводу Берда в Петербурге на изготовление паровых машин, котлов и вспомогательных механизмов для этого корабля. Работа в корпусообрабатывающей мастерской велась с большой поспешностью и 17 декабря состоялась официальная закладка «Новгорода» на новом стапеле. В январе следующего года собранные конструкции начали разбирать и партиями отправлять по железной дороге в Николаев.

   Здесь в свою очередь завершили строительство стапеля и установку под временными навесами полученного из Англии нового технологического оборудования на месте будущей мастерской, разбили плаз, развернули обработку металла и в конце января 1872 года заложили второй броненосец береговой обороны, получивший название «Киев». В марте прибыла в Николаев первая партия корпусных конструкций «Новгорода» и началась его сборка. Однако одновременную постройку двух принципиально новых для николаевцев больших броненосных кораблей местная верфь осилить не сумела, стапельную сборку «Киева» пришлось временно приостановить и силы сосредоточить на «Новгороде».
  Завод Берда почти на пять месяцев опоздал с поставкой паровых машин, их сборку и монтаж в корпусе начали только в конце ноября 1872 года. 21 мая следующего года, николаевские корабелы в торжественной обстановке спустили на воду свой первый броненосный корабль, в сентябре он перешел в Севастополь. Здесь на нем установили артиллерию и до мая 1874 года у стенки местного завода РОПиТ выполняли доделочные и не предусмотренные проектом дополнительные работы. Летом и осенью проводили морские испытания и стрельбы главного калибра, в конце 1874 года «Новгород» условно вошел в строй флота.
   На испытаниях получили наибольшую скорость всего около шести узлов, выявили трудности управления кораблем и неустойчивость на курсе, вращение вокруг своей оси после выстрела 280 мм орудия и другие технические недостатки. В связи с этим А. А. Попов в течение последующих двух лет продолжал опыты на «Новгороде», осуществил доводку гребных винтов, в результате чего была получена разовая скорость в 7,5 узла. Для повышения мореходности подняли клюзы, изменили крепление шлюпок, сделали кормовой мостик и другие улучшения.
Задолго до вышеуказанных событий, после первых испытаний «Новгорода» на плаву, в июле 1873 года А. А. Попов обратился в Морское министерство с предложением учесть результаты испытаний, а также появление новых броненосцев «Петр Великий» и английского «Девастейшин» и строить вторую поповку с более мощной артиллерией калибром 305 мм и утолщенной до 457 мм броней, в связи с чем увеличить диаметр корпуса на 5,8 м. Одновременно представлялись материалы переработанного проекта. Предложение было принято, спецификация получила утверждение. В октябре второй поповке, в честь ее автора, присвоили новое название «Вице-адмирал Попов». Согласно проекту полное водоизмещение корабля получилось равным 3550 тонн, осадка на миделе — около 4,2 м, наибольшая скорость — 8 узлов и дальность плавания экономическим ходом около 6 узлов при запасе угля 250 тонн — 540 миль. В барбетной установке с толщиной брони 406 мм располагались два 305 мм нарезных орудия, а на надстройке и палубе шесть скорострельных пушек малого калибра. Борт защищался 406 мм броней, а палуба — 70 мм.
   Механическая установка в составе восьми паровых машин мощностью по 560 л.с. и двенадцати котлов работала на шесть гребных винтов. В дальнейшем на обоих поповках количество винтов уменьшили до четырех. Комплектация состояла из 17 офицеров и 170 матросов и унтер-офицеров.
Официальная закладка состоялась 27 августа, а через тринадцать месяцев «Вице-адмирал Попов» сошел на воду. Как и первый корабль, его перевели в Севастополь, где осуществлялись достроечные работы и с июня 1876 года — морские ходовые испытания. Во время выходов в море имели место аварии паровых машин, их пришлось устранять, на контрольных испытаниях достигли скорости 8,25 узла. В октябре и ноябре состоялись стрельбы главного калибра, в результате которых орудийные станки и палуба корабля получили повреждения. Проведенный после подкреплений в апреле 1877 года контрольный отстрел показал удовлетворительные результаты.

   В годы Балканской войны обе поповки базировались в Одессе и входили в состав «активной обороны» этого района Черного моря, однако использовались мало, только три раза выходили в море. По существу они оставались экспериментальными кораблями, однако прослужили в качестве броненосцев береговой обороны до 1903 года, после чего их передали Николаевскому порту, а затем исключили из списков флота.

    Так закончилась история броненосных первенцев Николаевского адмиралтейства. Она послужила хорошей школой для местных корабелов и позволила им в дальнейшем успешно продолжать строительство сложных кораблей для Черноморского флота.

Источник: Б.Н. Зубов "Развитие кораблестроения на юге России", Калининград, 1990.
« Последнее редактирование: 01.02.2011 • 01:16 от Shloder »
"Не бывает атеистов в окопах под огнем"