22 августа день памяти.=продолжение=
Во время его богослужений в храмах было так тесно, что порой люди не могли
поднять руку, чтобы перекреститься. Владыка Петр относился ко всем своим пасомым
приветливо, внимательно и ласково, всех любил, все для него были родными и
близкими, и народ тоже вскоре полюбил его
Рукоположение
архиепископ
1926
Месяц 1
Кто рукоположил митрополит Сергий (Страгородский) (утвердил всенародное избрание)
Осенью 1926г. епископа Петра вызвали в Москву к Тучкову, а 6 января 1926г., в
канун Рождества Христова, скончался митрополит Владимир (Шимкович). Воронежская
паства чувствовала себя осиротевшей, все ждали возвращения епископа Петра.
Епископ Петр вернулся в Воронеж 10 января 1926г. и вместе с митрополитом
Нафанаилом (Троицким) отпел почившего. Через день уполномоченные православных
приходов Воронежской епархии направили епископу Петру заявление: "По единодушному
требованию всех православных коллективов верующих Воронежской епархии, просим
Вас занять вакантную ныне кафедру архиепископа Воронежского и Задонского".
Епископ ответил: "Видя в единодушном избрании меня трудящимися глас Божий, не
дерзаю отказываться и изъявляю свое полное согласие". В скором времени епископ Петр
поехал в Москву, где митрополит Сергий (Страгородский) утвердил его избрание и
назначил на Воронежскую кафедру с возведением в сан архиепископа. При этом
митрополит Сергий отозвался о нем как о лучшем проповеднике Московской Патриархии.
Служение
Воронеж, храм во имя Сошествия Святого Духа
архиепископ
Должность архиепископ Воронежский и Задонский
Год начала 1925
Год окончания 1926
День окончания 28
Месяц окончания 11
Избранный народом, владыка Петр отдавал ему все свое время - и в храме, за
богослужением, и дома, куда к нему шли люди со своими нуждами. Часто можно было
видеть, как входившие к нему с понурыми лицами посетители выходили сияющими.
Народ беззаветно любил своего пастыря, часть же духовенства была им недовольна -
многие были противниками продолжительных служб.
Архиепископ Петр служил по афонскому чину - все читалось и пелось без пропусков.
Владыка не любил партесного пения и снова ввел пение народное. Часто, стоя на
кафедре, он сам запевал: "Хвалите Имя Господне", молящиеся подхватывали.
Регентовал народным хором архимандрит Игнатий (Бирюков), который собирал и ввел
в церковный обиход древние распевы.
Влияние владыки Петра было так велико, что в Воронеже началось возвращение
обновленческих храмов в Православие. Чин принятия духовенства владыка совершал
с большой торжественностью. Принесшие покаяние священники не сразу допускались
к служению, первое время архиепископ благословлял им оставаться на клиросе.
Перед началом богослужения обновленческие храмы заново освящались.
Все это вызвало гнев обновленцев, которые предприняли немало усилий, чтобы
удалить архиепископа из Воронежа, действуя, главным образом через светскую власть.
Городское начальство юридически признавало церковью только обновленцев, и Православная
Церковь была как бы на нелегальном положении. Это затрудняло, например, поездки
архиепископа по сельским приходам епархии - поездки рассматривались как
контрреволюционная деятельность, и на них каждый раз требовалось разрешение властей.
С ходатайством к властям по этому поводу обращались верующие, но безрезультатно.
Чем больше людей хлопотало за владыку Петра, тем большую ненависть он вызывал у властей.
Обстановка в городе становилась накаленной. Архиепископ получил несколько
писем с угрозами, были случаи, когда в него с крыши бросали камнями. Рабочие
учредили охрану архиерея, которая сопровождала его на улице и оставалась
ночевать у него в доме на случай провокации. Владыка был благодарен, но мало
верил в эффективность охраны, хотя и не мог отказать верующим в праве защищать
главу епархии.
Владыка обращался за советами к Оптинскому старцу Нектарию. Старец Нектарий сказал:
если так пойдет и дальше, ареста не избежать.
Владыку стали вызывать на допросы в ОГПУ. Держался он спокойно. Входя в кабинет
следователя, оглядывался, ища икону, крестился на правый угол, и только тогда
начинал разговор со следователем. Рассказывали, что служащие ОГПУ при виде его
невольно обнажали головы, даже если предварительно договаривались не делать этого.
Осенью 1926г. готовился съезд обновленцев под руководством Тучкова, в связи с чем
ОГПУ проводило обыски у православных архиереев. Как-то, вернувшись из храма,
архиепископ Петр увидел у своих дверей милиционеров, которые вошли вслед за ним и
приступили к обыску. Тем временем у его дома собралась большая толпа.
После обыска милиционер потребовал, чтобы архиерей проследовал за ним для допроса.
Владыка, указывая на толпу, предупредил о возможных неприятностях. Тогда ему
предложили выйти после того, как милиция покинет дом. Так он и сделал. На
улице его встретило около 300 человек, которые пошли вслед за ним и остановились
у входа в милицию. Несколько рабочих решительно прошли в кабинет начальника,
спросили, на каком основании задержан архиепископ, и потребовали, чтобы допрос
проходил в их присутствии. Начальник ответил категорическим отказом. Рабочие
вышли к народу и сказали, что владыку хотят арестовать. Люди заволновались.
Милиционеры попытались разогнать толпу силой, но безуспешно. Тогда начальник
пригрозил вызвать конную милицию. "Да Вы скажите народу, что со мной ничего не
случится, и люди успокоятся и разойдутся, - посоветовал архиепископ.
"Нет, Вы сами скажите", - ответил начальник. Владыка попытался успокоить
собравшихся, но люди закричали, чтобы сам начальник дал им слово, что архиепископ
не будет задержан. Тот дал им такое обещание, но народ не уходил, требуя
освобождения архиерея. Милиционеры попытались задержать зачинщиков, но люди
окружали плотным кольцом каждого, кого пытались схватить. С большим трудом удалось
арестовать несколько человек. Толпа стала расходиться, а конный наряд милиции
разогнал оставшихся. Когда владыка вышел после допроса, его ожидало всего несколько
человек.
Места проживания
Воронеж, при Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря
Год начала 1926
Год окончания 1926
Аресты
Воронеж
Год ареста 1926
День ареста 29
Месяц ареста 11
29 октября 1926г. архиепископа вызвали в Воронежское ОГПУ и сообщили, что он
должен ехать к Тучкову в Москву для совещания по церковным вопросам с митрополитами
Сергием (Страголродским) и Агафангелом (Преображенским). По возвращении из
Воронежского ОГПУ владыку встречало множество народа. Люди решили просить
начальника местного ОГПУ отсрочить поездку, чтобы рабочие могли оформить отпуска
и тоже поехать в Москву. На следующий день владыку снова вызвали в ОГПУ, и он
сказал: "Вы сами идете против народа, сами раздражаете и волнуете; я с вами,
чекистами, разговаривать больше не буду, разговаривайте сами с народом,
вывертывайтесь, как хотите". В тот же день к архиепископу пришли представители
рабочих и сообщили, что они выезжают в Москву для переговоров с Тучковым, а
также отправляют делегатов на беспартийную рабочую конференцию, которая будет
происходить в Москве 27 ноября 1926г. Рабочие отправили две телеграммы в
защиту архиепископа: одну - Тучкову, другую - на имя XV Всесоюзной партийной
конференции с просьбой знать причины и цель вызова архиепископа в Москву к
Тучкову, а также затребовать выезда в Москву вместе с архиепископом делегации
верующих. Когда рабочие приехали в Москву и пришли на квартиру к Тучкову, он
был крайне разгневан и велел им идти в ОГПУ. Тогда рабочие попросили помочь
делегатов рабочей конференции. Однако те с мнением народа считаться не стали
и приняли резолюцию: "Конференция требует немедленного удаления и изолирования
Петра Зверева из Воронежской губ., исключить 9 человек, подписавших телеграмму
из профсоюзов и предать суду их и Петра Зверева". Сообщение об этой резолюции
было опубликовано в газете в первый день Рождественского поста.
Утром 15(28) ноября владыка последний раз служил литургию и, вероятно, предчувствуя
арест, был печален. Ночью к нему явились сотрудники ОГПУ для обыска и ареста.
Когда они начали стучать, келейник владыки архимандрит Иннокентий (Беда)
покрепче закрыл дверь и задвинул щеколду и не пускал их до тех пор, пока владыка
не сжег все письма и документы, которые могли кому-нибудь повредить.
После обыска архиепископ был немедленно доставлен в ОГПУ.
Утром весть об аресте архиепископа разнеслась по городу, и многие пошли к зданию
тюрьмы, чтобы узнать о его судьбе. Арестованного увидели только вечером, когда
охрана вывела его из здания и посадила в автомобиль, чтобы везти на вокзал.
Верующие бросились к вокзалу, но сотрудники ОГПУ оцепили вокзал и никого не
пустили на перрон до отправления поезда. По прибытии в Москву владыка был заключен
в Лубянскую тюрьму.
Вместе с архиепископом были арестованы и заключены в тюрьму его
келейник архимандрит Иннокентий (Беда) и другие близкие ему люди, большей
частью, воронежские рабочие
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ
26/03/1927
Статья ст.58-10,58-11 УК РСФСР
Приговор 10 лет концлагерей
Групповое дело "Дело архиепископа Петра (Зверева) и др. Воронеж, 1927г."
Места заключения
Москва, внутренняя тюрьма ОГПУ на Лубянке
Год начала 1927
Год окончания 1927
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1927
Год окончания 1927
В свое время блаженная Паша Саровская говорила владыке, что он будет заключен
в тюрьму трижды. Незадолго до последнего ареста дивеевская блаженная Мария Ивановна
прислала к нему сказать: "Пусть владыка сидит тихо".
Этап на Соловки отправляли с Ярославского вокзала, и власти разрешили духовным детям
проводить архиепископа. Владыка, увидев их, крикнул: "Есть ли тут дивеевские?"
Среди провожавших были две дивеевских сестры. - "Передайте от меня поклон
блаженной Марии Ивановне", - попросил он
Соловецкий лагерь особого назначения
Год начала 1927
Год окончания 1929
Прибыл на Соловки поздней весной 1927г.
В лагере владыка работал сначала сторожем, затем счетоводом на продуктовом
складе, где трудилось одно духовенство. Жил он тут же, рядом со складом, в
в маленькой комнате, вместе с епископом Григорием (Козловым). Здесь владыка
Петр соблюдал молитвенное правило, жил по церковному уставу, стремился по
мере сил помогать ссыльным, поддерживать нуждающихся. В своей маленькой комнате
он принимал всех, кто желал его видеть и с ним беседовать, поил чаем.
При разгоне Соловецкого монастыря, 60 монахов согласились остаться в лагере
вольнонаемными и им оставили кладбищенскую церковь во имя преподобного Онуфрия,
которая находилась за пределами монастырских стен. До 1928г. священнослужителям
из заключенных разрешалось посещать ее. Службы там совершались ежедневно:
с 6 часов вечера всенощная и в четыре часа утра - литургия. Архиепископ Петр
старался бывать на всех службах, на всенощной всегда читал шестопсалмие.
6 января 1928г. скончался находившийся в заключении на Соловках архимандрит
Иннокентий (Беда). Архиепископ торжественно отпел своего келейника в
Онуфриевской церкви при участии 30 священнослужителей и огромной толпы
сочувствующих заключенных.
Владыка старался как можно чаще, насколько позволяли условия заключения, писать
своим духовным чадам. Благодарил за посылки, интересовался положением дел в
Воронеже, просил молитв блаженной Феоктисты Михайловны. Из письма
архиепископа: "За молитвы многих я пока жив и здоров... Я же кровно соединен
со своей паствой и не могу не молиться за нее и не беспокоиться о ее благополучии,
мире, здравии, спасении... Вам, вашим родным и всем мир и Божие благословение.
Благодарность. Сана на адресах никто не пишите".
После отъезда с Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) ссыльный епископат
в знак особого уважения избрал архиепископа Петра архипастырем, главой Соловецкого
православного духовенства.
Нравственная высота архиепископа была такова, что даже с метлой в руке, в роли
сторожа или дворника, он внушал благоговейное уважение. Вохровцы при встрече не
только уступали ему дорогу, но и приветствовали его, на что он отвечал, поднимая
руку и осеняя их крестным знамением. Начальники, завидев его, отворачивались -
достойное спокойствие архипастыря принижало их, вызывало раздражение и досаду.
Архиепископ медленно шествовал мимо них, слегка опираясь на посох и не склоняя
головы.
Вскоре начальство в лагере сменилось, и порядки стали более суровыми.
В октябре 1928г. владыка Петр был отправлен на остров Анзер, в VI отделение
лагеря - за то, что крестил в Святом озере заключенную эстонку
Соловецкий лагерь особого назначения, Анзерская Троицкая командировка, VI отд.
Год начала 1928
Месяц начала 10
Год окончания 1929
День окончания 7
Месяц окончания 2
В анзерской Троицкой командировке архиепископ работал счетоводом.
Из его письма: "Слава Богу за все... Не так живи, как хочется, а как Бог велит.
Писем ни от кого давно не получаю, наверное вследствие закрытия навигации.
Наверное, и от меня стали реже приходить, хотя могут быть и другие не зависящие
от нас причины... У нас, по-видимому, настала настоящая зима, с ветрами и метелями,
так что ветер едва не валит с ног... Живу в уединенном и пустынном месте на берегу
глубокого морского залива, никого не вижу, кроме живущих вместе, и могу воображать
себя пустынножителем".
На Анзере владыка составил акафист преподобному Герману Соловецкому. Открытки
с частями текста он посылал своим духовным чадам, и впоследствии они смогли
собрать и восстановить весь текст
Кончина
1929
День 7
Месяц 2
умер в заключении от тифа
Место Соловецкий лагерь особого назначения, о.Анзер, госпиталь в бывшем Голгофо-Распятском скиту
Место захоронения Соловки, о.Анзер, подножие г.Голгофы
Осенью 1928г. на Анзере началась эпидемия тифа. Из 1000 заключенных на острове
умерло 500 человек. В январе 1929г. архиепископ Петр тоже заболел тифом, и его
увезли на Голгофу - так называли госпиталь, размещенный в бывшем
Голгофо-Распятском скиту, в помещении храма в честь Распятия Господня, на горе,
названной Голгофой.
"Картина, которую я застал по приезде своем на Голгофу, -
писал очевидец, - была ужасна, название Голгофы вполне оправдалось. В тесных
помещениях, битком набитых людьми, стоял такой спертый дух, что само пребывание
в нем более продолжительное время казалось смертельным. Большая часть людей,
несмотря на мороз, была совершенно раздета, голые в полном смысле слова, на
остальных - жалкие лохмотья. Истощенные лица, скелеты, обтянутые кожей, голыми
выбегали шатаясь, из часовни [церкви Воскресения Христова] к проруби, чтобы
зачерпнуть воды в банку из-под консервов. Были случаи, когда, наклонившись,
они умирали".
Архиепископа Петра положили в палату, которая размещалась у алтаря церкви
Распятия Господня. Он проболел 2 недели, и, казалось, кризис миновал, но
владыка был очень слаб и совсем не ел. В одной палате с ним лежал ветеринар,
его духовный сын. 7 февраля в 4 часа утра он услыхал шум, как бы от влетевшей
стаи птиц. Открыл глаза - и увидел великомученицу Варвару со многими девами,
среди которых узнал святых мучениц Анисию и Ирину. Великомученица Варвара
подошла к постели владыки и причастила его Святых Христовых Тайн.
В тот же день в 7 часов вечера он скончался. Перед смертью несколько раз
написал на стене карандашом: "Жить я больше не хочу, меня Господь к Себе
призывает".
Погребение было назначено на воскресенье 10 февраля. Из Соловецкого кремля
еще во время болезни владыки прислали мантию и малый омофор. В одной из
мастерских заказали гроб и крест. Разрешение на участие в похоронах получили 3
священника и двое мирян, но совершить торжественное отпевание и похоронить
архиепископа в облачении начальство не позволило. Однако вскоре стало известно,
что тело владыки бросили в общую могилу, доверху заполненную умершими.
Начальство приказало завалить могилу землей и снегом, но это распоряжение
выполнено не было.
В канцелярии хозяйственной части совершили панихиду, а затем гроб
и крест отвезли на Голгофу.
Общую могилу освободили от еловых веток. Владыка лежал в длинной рубахе
со сложенными на груди руками, лицо было засыпано еловыми иголочками.
Три священника на простыне подняли его из общей могилы, расчесали волосы,
отерли лицо. Несмотря на запрещение начальства, прямо на снегу покойного
облачили в новую лиловую мантию, клобук, омофор, положили его в гроб, дали
в руки крест, четки и Евангелие.
Перед тем, как вложить ему в руку разрешительную молитву, все три священника
расписались на ней. Монахиня Арсения спросила: "Почему вы расписываетесь?
На молитве ведь не расписываются!" - "Если время переменится, будут обретены
мощи владыки, будет известно кто его хоронил", - ответили они.
Священники громко и торжественно совершили отпевание. На отпевание собралось
около 20 человек. После прощальных слов останки опустили в могилу, выкопанную
напротив алтаря Воскресенского храма и поставили крест с надписью.
Один из хоронивших архиепископа священников позже рассказывал, что когда могилу
зарыли, над ней засиял столп света и в нем явился владыка и всех благословил.
Весной 1929г. по распоряжению лагерного начальства все кресты на соловецких
кладбищах, включая и этот, были сняты и пущены на дрова.
Мощи священномученика были обретены 17 июня 1999г.
Канонизация
Священномученик архиепископ Петр (Зверев)
Дата 20000820
Кем канонизирован Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 13-16 августа 2000г.
Кто представил Воронежская епархия
ТРОПАРЬ, глас 5.
Верою пламенною апостолу Петру подобяся,/ таже и трикратным слышанием
воззвания Христова,/ душу твою за Того положил еси, святителю отче Петре,/
каменю твердый Церкве православныя:/ светильниче во мраце беззаконий
добродетельми сияяй,/ радостию страдания за Христа претерпети изволил
еси,/ со исповедники и страстотерпцы Российскими./ Молися с ними о нас,
архиерею Божий,// священномучениче соловецкий.
КОНДАК, глас 6.
На любовь Божественную всем сердцем отозвавыйся,/ вся юже возмогл еси
благая, воздаде Тому,/ златоустый правды Божия проповедниче,/ златосердый
хранителю таин Господних,/ Фавора славнаго святительское отражение,/
Голгофы Анзерския жертво всесовершенная:/ исповедниче Христов,
священномучениче Петре,// поминай нас, любовию чтущих святую память твою
Дни памяти
1
Собор новомучеников и исповедников Российских
Первое воскресение, начиная с 25.01/07.02
2
Старый стиль 09.08
Новый стиль 22.08
Собор новомучеников и исповедников Соловецких
3
Старый стиль 25.01
Новый стиль 07.02
день мученической кончины (1929г.)
Публикации
1 Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы
и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в
2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994.
878-879.
2 Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957гг.
(Джорданвилль). Ч.2.
С.48.
3 Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб.,
1994. (Исторические сборники. 2).
С.173-174.
4 Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965
гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т.5.
С.376-377.
5 Список пастырей и верных чад Русской Православной Церкви, невинно убиенных за веру
Христову в годы Советской власти// Воронежский Епархиальный Вестник. 1992. N 1-2.
С.37.
6 Страстотерпец Петр, архиепископ "Соловецкий"// Русский паломник. 1995. N 11-12.
C.88-105.
7 Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о
собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12-16
августа 2000г.
8 Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской
Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь,
2000. Кн.4.
С.28-80,447-469.
9 Феодосий (Алмазов), архимандрит. Мои воспоминания (записки соловецкого узника). М.:
Крутицкое Патриаршее Подворье. Общество любителей церковной истории, 1997. 260с.
С.93-94,101-102.
10 Соловецкий мартиролог// Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого
монастыря.
11 Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский// Календарь храма Благовещения
Пресвятой Богородицы. Москва, 2003. Февраль. N 2.
С.2-16.
Заявители
Андрущенко Николай
Документы
1 ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263.
Л.86.
2 ГА РФ. Ф.8409. Д.16.
======================================================================
Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович)
Год рождения 1889
День рождения 25
Месяц рождения 4
Место рождения Волынская губ., Житомирский у., с.Скаковка (Янковцы?)
епископ
Родился в семье священника Иоанно-Богословской церкви с.Скаковки Житомирского
уезда о.Иосифа Венедиктовича Остальского (скончался в тюрьме) и его жены Софьи Павловны,
дочери священника о.Павла Филипповича Стефановича,
служившего в с.Янковцы Житомирского уезда.
Был крещен 16 мая 1889г. в Иоанно-Богословской церкви с.Скаковки,
где служил его отец. Таинство крещения совершил его родной дед по матери о.Павел
Филиппович Стефанович.
У Аркадия было двое братьев - Владимир и Евгений
Епископ Аркадий. Внутренняя тюрьма ОГПУ. 1928 год
Епископ Аркадий. Следственный изолятор поселка Кремль в Соловках. 1931 год
Аркадий Остальский после окончания семинарии в 1910г.
Образование
Волынская Духовная Семинария в Житомире
Год окончания 1910
Окончил Духовную Семинарию по I разряду
Служение
Волынская губ., Новоград-Волынский у., с.Цвиль (Цвиля?)
Должность учитель церковно-приходской школы
Год начала 1910
Месяц начала 9
Год окончания 1911
Месяц окончания 10
В это время он, по настоянию родителей, женился на Ларисе Константиновне, 1893г.р.,
хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу
Рукоположение
иерей
1911
День 14
Месяц 9
Место Волынская губ., г.Староконстантинов, собор
По источнику [13] был рукоположен в сан священника в октябре 1911г.
Служение
Волынская губ., г.Староконстантинов
иерей
Должность священник на диаконском штате, епархиальный миссионер
Год начала 1911
День начала 14
Месяц начала 9
Сразу после рукоположения Аркадий Остальский был назначен помощником
епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным
деятелем. В отчетах он излагал свои впечатления от поездок, суждения относительно
сектантов на Волыни, опубликованные впоследствии в "Епархиальных Ведомостях".
Душа о.Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему
как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным
миссионером. Проповедовал просто и ясно, так, что огонь любви к Богу, горевший
в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом.
Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной
ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему,
что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных
слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе
Полтава, Свято-Николаевская единоверческая церковь
иерей
Должность настоятель
Год окончания 1914
408-й Кузнецкий пехотный полк
иерей
Должность полковой священник
Год начала 1914
Год окончания 1917
Месяц окончания 8
Полковой священник в период Первой мировой войны
Волынская губ., г.Житомир, церковь прп.Серафима Саровского
священник
Должность настоятель
Год начала 1917
Месяц начала 8
Еще молодым священником прибыл о.Аркадий с фронта в Житомир и стал настоятелем
маленькой церкви прп.Серафима Саровского при гарнизонном военном госпитале в
центре города.
По благословению архиепископа Евлогия (Георгиевского) он организовал
Свято-Николаевское благотворительное Братство. Первое учредительное собрание
братства состоялось в здании Житомирского суда 1 сентября 1918г.
Члены братства оказывали помощь
нуждающимся и больным, хоронили умерших, не имевших родных и близких. О.Аркадий
поименно помнил всех опекаемых им больных. Деятельное участие в делах братства
приняли княгиня Наталья Оржевская, ее племянница Наталья Шаховская, Ольга
Мезенцева, Константин Роше, Антон Дробязко и многие другие. Вместе с членами
братства о.Аркадий предпринимал пешие паломничества к православным святыням
в Киев.
О.Аркадий показывал пример жертвенности и крайнего нестяжания. У него не было
почти никаких личных вещей и ничего ценного
Волынская губ., г.Житомир, Никольская церковь
священник
Год окончания 1922
Начавшиеся гонения на Церковь только умножили ревность о.Аркадия, и со всем пылом
молодой, глубоко религиозной натуры он устремился на защиту православной веры.
Его проповеди помогли многим сориентироваться и не погибнуть в это
страшное время. О.Аркадий часто служил и исповедовал. На исповеди никого не
торопил, предлагая без стеснения назвать то, что мучает душу человека. Иногда
исповедь затягивалась до двух часов ночи.
С каждым днем в его храме становилось все больше и больше прихожан и членов
братства.
В начале 1920-х годов на Украине была организована раскольничья Украинская
автокефальная церковь, которую поддерживали националисты-петлюровцы.
Несмотря на давление петлюровских властей о.Аркадий
поддержал позицию Управляющего Волынской епархией Фаддея (Успенского),
непоколебимо хранил верность канонической Патриаршей Церкви и резко
отрицательно относился к раскольнической "автокефальной Украинской Церкви".
Весной 1922г. в Волынской епархии начались "изъятия церковных ценностей"
Награды
набедренник
Год награждения 1912
Был награжден набедренником "За примерное исполнение пастырских обязанностей"
Аресты
Волынская губ., г.Житомир
Год ареста 1922
Весной 1922г. по распоряжению правящего епископа Аверкия (Кедрова) о.Аркадий
огласил в храме послание Патриарха Тихона относительно изъятия ценностей.
Это стало известно в ГПУ, и 6 мая о.Аркадий после Литургии при выходе из храма
был арестован за "агитацию против изъятия ценностей в пользу голодающих".
Огромная толпа молящихся, на глазах которых происходил арест, двинулась вместе
с о.Аркадием к зданию ЧК. Чекисты потребовали разойтись, угрожая расстрелом.
Но православные, прижавшись друг к другу, затаив дыхание от страха, все же
остались на месте. Наиболее активная часть протестовавших была арестована
и помещена в подвалы ГПУ. Также был арестован и отец о.Аркадия священник Иосиф
Венедиктович Остальский (скончался в тюрьме во время следствия)
Осуждения
Окружной суд
10/06/1922
Обвинение "прочтение послания Патриарха Тихона, сопротивление изъятию церковных
ценностей"
Приговор высшая мера наказания - расстрел, заменен на 5 лет заключения в лагере
Следствие продолжалось в течение месяца. Состоялся открытый суд, который
продолжался несколько дней - с 7 по 10 июня 1922г.
Суд сопровождался репортажами в местной прессе, которая бессребренника и
благотворителя о.Аркадия изображала скрягой, желающим смерти голодающим людям.
Множество свидетелей говорили об о.Аркадии как о замечательном, прекрасном человеке,
бессребреннике, священнике, сумевшем всю свою жизнь отдать на служение Богу и
людям, приводилась масса примеров его исключительной доброты и
самоотверженности. Но прокурор, доходчиво объяснил собравшимся, что все
блестящие характеристики, не только не оправдывают, но, более того, усугубляют
вину священника. И что идеи, проповеданные и проводимые в жизнь священником,
не только не нужны молодому советскому государству, но и крайне вредны.
О том, как шло следствие, можно судить по воспоминаниям сына о.Юлиана
Красицкого: "После окончания следствия отец видел на спине Остальского
следы пыток". (Сам исповедник никому об этом не говорил).
Во время чтения приговора о.Аркадий уснул, и конвоиры вынуждены были его
разбудить, чтобы сообщить, что он приговорен к смерти. "Ну что ж, - сказал
о.Аркадий, - благодарю Бога за все. Для меня смерть - приобретение"
После суда паства стала хлопотать о смягчении приговора, и он был заменен
на пять лет заключения
Места заключения
Волынская губ., г.Житомир, тюрьма
Год начала 1922
Год окончания 1922
ИТЛ
Год начала 1922
Год окончания 1924
Находясь в заключении, о.Аркадий вместе с Владыкой Аверкием (Кедровым) трудились
на лесоповале в Корабельной Роще.
Во время заключения о.Аркадия церковь, в которой он служил, была закрыта, но
братство, основанное им, продолжало работать тайно, собираясь или в церкви
Иоанна Богослова недалеко от собора, но теперь уже как обычные прихожане, или
на квартире его матери, Софии Павловны, то у кого-либо из членов братства.
Под давлением членов братства, постоянно ходатайствовавших о своем наставнике,
о.Аркадий был освобожден по амнистии в самом конце 1924г.
Рукоположение
иеромонах
Аркадий
1925
Место Нижегородская о., г.Саров, Саровская Успенская пустынь
В то время, пока он был в заключении, супруга его вышла замуж за командира
Красной Армии, потребовав развода. Детей у них не было, о.Аркадий отдавал
церкви и все свое время молитве и был рад, что Господь разрешил его от этих уз.
Освободившись из тюрьмы, он поехал помолиться в Дивеевский монастырь, а затем
в Саров и там принял монашеский постриг
Служение
Житомир
иеромонах
Год начала 1925
Год окончания 1926
Вернувшись в Житомир, иеромонах Аркадий отдавал все время Свято-Николаевскому
братству. Кроме того, он боролся с обновленчеством, отстаивая Православную Церковь.
По церковным послушаниям часто посещал Киев и Москву
Киев, Никольский монастырь
иеромонах
Год начала 1925
Год окончания 1926
В Киеве служил в Никольском монастыре
Москва, храм Пимена Великого в Новых Воротниках
иеромонах
Год начала 1925
Год окончания 1926
В Москве останавливался на подворье Валаамского монастыря.
Служил в храме Пимена Великого в Новых Воротниках.
Поддерживал добрые отношения с ее настоятелем о.Николаем Баженовым.
За каждым богослужение проповедовал
Рукоположение
архимандрит
1926
В начале 1926г. был возведен в сан архимандрита
епископ
1926
День 15
Месяц 9
Место Москва
Кто рукоположил митрополит Сергий (Страгородский)
Был хиротонисан во епископа 2/15 сентября 1926г.
Служение
Полтавская епархия
епископ
Должность епископ Лубенский, викарий Полтавской епархии
Год начала 1926
День начала 15
Месяц начала 9
Год окончания 1926
Месяц окончания 10
Аресты
Полтавская епархия
Год ареста 1926
Месяц ареста 10
Как только епископ Аркадий прибыл в Полтавскую епархию и своим словом
всколыхнул народные массы, он был арестован и выслан в Харьков с запретом
возвращаться в свою епархию
Осуждения
./10/1926
Приговор ссылка
Места заключения
Харьков
Год начала 1926
Месяц начала 10
Год окончания 1927
В Харьков в то время ГПУ сослало многих выдающихся архиереев украинских епархий.
По ряду свидетельств, Владыка Аркадий тайно приехал в Лубны, и даже провел
пасхальное богослужение.
Это было единственным богослужением, которое он смог провести в своей епархии.
Под угрозой репрессий Владыка вынужден был скрыться, уехав в Ново-Афонский
монастырь на Кавказе
Места проживания
Кутаисская губ., Сухумский у. (Абхазия, Гудаутский р.), Новый Афон
Год начала 1927
Месяц начала 2
Год окончания 1927
Владыка Аркадий уехал в район закрытого в 1924г. Ново-Афонского Симоно-Кананитского
монастыря в Абхазии, жил в горах в скитах, встречался с подвижниками-монахами,
которые скрывались в то время в пропастях и ущельях Кавказских хребтов.
После известной Декларации митрополита Сергия (Страгородского) владыка Аркадий
находился в тайной оппозиции митрополиту Сергию. Он критично отнесся к Декларации митрополита
Сергия, но оставался в его юрисдикции.
Владыка находился в единомыслии с клириками и прихожанами
"Мечевского" центра умеренной оппозиции при храме свт.Николая на Маросейке
в Москве, настоятелем которого после о.Алексия Мечева стал его сын о.Сергий Мечев.
Официально не отделяясь от митрополита Сергия, они резко критиковали его,
подавали прошения об увольнении на покой: воздерживались от возношения его имени
за богослужениями.
Епископ Аркадий был участником "Кочующего Собора" ИПЦ. Под канонами Собора записано от его имени:
"Согласился, но подписать отказался".
Продолжая жить на Кавказе и понимая, что он находится в розыске
и в любую минуту может быть убит, носил под подкладкой сапога свою фотографию,
чтобы в случае смерти люди могли узнать о его участи.
Несмотря на то, что ему пришлось вести полулегальный образ жизни, Владыка
продолжал поддерживать тесную связь и частую переписку с духовенством Полтавской епархии.
Один священник Полтавской епархии (о.Александр) обратился к епископу с письмом,
в котором заявлял, что отказывается от подчинения епископу Аркадию и митрополиту
Сергию из-за Декларации, так как она, по его мнению, по существу есть измена православию.
В ответном письме Владыка высказал свою точку зрения на настоящие события и
и попытался убедить священника в ошибочности его взглядов, грозящих церковным
расколом.
Это письмо, без разрешения Владыки, было в несколько переделанном виде
выпущено как "Послание Владыки Аркадия к Лубненской пастве", получив широкое
распространение на Украине:
"... И так положение Церкви тяжелое. Но как быть нам? Можем
ли мы подчиняться тем первоиерархам, которые стали на опасный
путь, ведущий Церковь Христову к новым великим страданиям?
Прежде всего нужно хорошо уяснить себе то обстоятельство, что для
Церкви Христовой не может быть большего зла, как раскол.
Никакие гонения и насилия не могут нанести Церкви такой раны, как
раскол. Раскол - это вечно ноющая, вечно мучащая Церковь рана.
И горе тому, кто ее нанесет Телу Христову. Не даром св. Отцы говорили,
что грех раскола не смывается даже мученическою кровью.
Посему на церковный раскол с душевной болью можно идти тогда только,
когда испробованы уже все иные пути и средства спасения верующих.
Итак, мы ни в коем случае не можем чинить раскола.
Мы должны стоять на страже чистого Православия и прилагать все
возможные меры любви и обращения к совести тех, кто сознательно
или бессознательно ведет Российскую Церковь к новому расколу.
Мы не совершим раскола, но если увидим и уже видим и свидетельствуем,
что нашими первоиерархами нарушается и попирается самый дух Православия;
"легализованная Церковь" превращается в один из отделов "СОЧИ"
(секретно особая часть при ГПУ); пастыри связываются неприемлемыми
их совестью требованиями - тогда с сердцем, облитым кровью и
слезами, мы должны встать на защиту истины и сказать:
"Архипастыри и пастыри: мы отходим от вас, ибо вы уже отошли
от правды Божией, вы создали новое направление в Церкви Божией...
От этого нового направления - от этого раскола, мы и уходим.
Грех же раскола лежит на вас".
Но вы спросите: как же все это можно провести на деле?
Кто должен взять на себя почин? Может ли это сделать
каждый христианин? Когда и кто правомочен объявить верующим, что
настал час разрыва с первоиерархом?
Осуждать еретиков правомочна одна только Церковь.
"Если Церковь преслушает, да будет же тебе яко язычник и мытарь" Мф.18,17.
Выразителем же воли церковной является Собор.
Но как быть в то время, когда Собору нельзя собраться?
- Тогда суждение по поводу того или иного церковного явления
произносят епископы. Их же суждения не есть еще окончательный приговор,
но есть авторитетнейший голос в Церкви; они являются стражами Церкви и
ими в междоусобный период управляется Христова Церковь.
Следовательно и в настоящем деле, почин и решение принадлежат
епископату...
Епископы, видя нарушение духа и буквы канонов, в одиночку или
группами, должны посылать свои протесты митр. Сергию, моля его свернуть
с неправого пути.
Если эти протесты не возымут действия, тогда они, согласясь между собой
(можно и через посредство переписки), сообщают митрополиту Сергию,
что они отселе не считают его уже Заместителем Патриаршего Местоблюстителя,
осуждают взятое им церковное направление и отделяются от него.
То же объявляется и всем верующим.
С этого момента совесть духовенства и верующих становится
свободной от всякого рода действий (приказаний, запрещений)
митр.Сергия и состоящего при нем "синода".
Отошедшая же от митроп.Сергия Православная Церковь может управляться
одним из старейших иерархов, или, как это было во время заключения
Патриарха ТИХОНА, каждая епархия самостоятельно своим архиереем.
- Какую же роль во всем этом нести должны священники и верующий народ?
- Судить и запрещать архипастырей они не могут;
не могут они также без епископов отходить от епископата.
Но это не значит, что они должны бездействовать.
Как воины совместно с вождем, так и они, вместе с епископами
должны бороться за Истину и защищать ее...
Верующие, пока не пройдет опасность для Церкви, должны возбуждать в
своих пастырях дух ревности, бодрствования и стойкости и всячески
(духовно и материально) поддерживать их, дабы те безболезненно и
право правили слово Истины.
Молитесь же горячо за своих архипастырей и пастырей, возьмите на себя
заботы об их семьях, дабы пастыри видели, что их семьи не будут
нищенствовать без них, и тогда смело, с любовью, а когда потребуется,
то и с настойчивостью, сообщайте ему мнения и суждения верующих
по разным вопросам церковной жизни.
Опираясь на ревность и любовь своей паствы и понуждаемый ею, пастырь
будет истинным стражем православия.
А это залог правого пути Церковного.
- Есть еще и другой, менее болезненный путь. Так как митр. Сергий
не есть Патриарший Местоблюститель, а только Заместитель Патриаршего
Местоблюстителя Митрополита Петра Крутицкого и что заместительство
он несет, как послушание нынешнему главе Российской Церкви
Митрополиту ПЕТРУ, то для каждого ясно, что митрополит ПЕТР,
когда угодно, может освободить митрополита Сергия от сего послушания
и возложить оное на другого архипастыря.
Точно также сами собой падают все права и обязанности митрополита
Сергия, как Заместителя Патриаршего Местоблюстителя в случае смерти
митрополита ПЕТРА.
Вот те мысли, которыми считаю нужным поделиться с вами,
моля Господа о Вашем умудрении и укреплении.
Благословение Божие буди со всеми вами, братие. Аминь.".
Это письмо было впоследствии поставлено ему в вину как "антисоветский документ"
Киев
Год начала 1927
Год окончания 1927
Месяц окончания 4
Скитания и жизнь в тяжелых условиях, подорвали здоровье
епископа, и он тяжело заболел. Болезнь застала его в Киеве во время одного из
переездов. Его приютила в своем доме одна его духовная дочь, которая перешла
жить к своей подруге, благодаря заботе ее и ее матери Владыка поправился, но
оставаться в Киеве он не мог, полагая, что его разыскивает ОГПУ. Он не мог
подвергать опасности людей, позаботившихся о нем
Аресты
Год ареста 1927
Месяц ареста 4
Вновь был арестован в апреле 1927г. и сослан в Казань
Места заключения
Казань
Год начала 1927
Год окончания 1928
Месяц окончания 3
Из ссылки бежал и нелегально поселился в Ленинграде
Места проживания
Санкт-Петербург (Ленинград)
Год начала 1928
Месяц начала 3
Год окончания 1928
Проживал тайно на подворье Киево-Печерской Лавры.
Но Пасху 1928г. он решил встретить открыто.
Друзья выхлопотали для него разрешение служить. И он в первый
день Пасхи участвовал в торжественной службе в Александро-Невской лавре, где
выступил с задушевной и вдохновенной проповедью о воскресении Христа.
Митрополит Серафим предложил ему стать викарным епископом, но сказал, чтобы
предварительно Владыка запросил разрешение властей. Тогда Владыка Аркадий
принял решение поехать в Москву на Лубянку, чтобы попросить там разобрать его
дело
Аресты
Москва
Год ареста 1928
День ареста 15
Месяц ареста 5
В Москве Владыка Аркадий решил лично повидать Тучкова, чтобы
прояснить свое положение. 9 мая 1928г. он явился в ОГПУ на Лубянку
"для объяснений", там очень удивились его появлению. Владыка не был арестован
сразу, но и не был отпущен. 15 мая его дело рассматривал заместитель председателя
ОГПУ Ягода, который и выписал ордер на арест епископа.
Ему вменили в вину его "Послание к Лубненской пастве"
Осуждения
Особое Совещание при Коллегии ОГПУ СССР
23/07/1928
Обвинение "обращение с посланием контрреволюционного содержания к верующим Полтавы"
Статья ст.58-10 УК РСФСР
Приговор 5 лет заключения в лагере
Места заключения
Москва, Бутырская тюрьма
Год начала 1928
День начала 15
Месяц начала 5
Год окончания 1928
День окончания 27
Месяц окончания 7
27 июля 1928г. он был отправлен с партией заключенных в Соловецкий лагерь.
Погода стояла жаркая, вагоны набили таким количеством людей, что сидеть было
негде и ехали стоя. Не хватало воздуха; некоторые не выдерживали и умирали в пути.
На остановках конвой вытаскивал из вагонов трупы
Архангельская о., Соловецкий лагерь особого назначения <