Православие > Русское Православие

Православные духовные воины.

<< < (2/218) > >>

elektronik:
Памяти священномученика Николая (Дмитрова)
-1916 г.


8 марта Русская Православная Церковь празднует память священномученика Николая (Дмитрова).

Священномученик Николай родился в 1878 году в подмосковном селе Кунцево в семье священника Лавра Дмитрова, болгарина по происхождению. В 1900 году Николай окончил Московскую духовную семинарию и стал учителем в школе в селе Кунцево. В 1909 году он был рукоположен во священника в Успенской церкви в селе Завидово Тверской епархии, где терпеливо нес крест пастырского служения до мученической кончины.

В приход входили село Завидово, в котором было несколько сотен дворов, и окружающие его деревни, некоторые отстояли от храма на двадцать пять верст. Прихожане полюбили священника за доброту, отзывчивость, за безупречное исполнение пастырских обязанностей. В любую погоду, и это уже в то время, когда новые власти отобрали у него лошадь, он шел пешком в самые дальние деревни причастить больных. Кроме священнических обязанностей, отцу Николаю приходилось исполнять крестьянские работы, на которые он всегда брал детей, особенно на покосы. Они выходили косить рано утром, и бывало так, что священник, завидев в поле одинокую старушку, откладывал свою работу и говорил детям: «Давайте, ребята, поможем ей. Она одна не управится». И они шли помогать.

Когда приходили нищие, священник всегда приглашал их за стол. Эту любовь к нищим усвоили и дети, и, бывало, завидев кого-то из них, они брали что-нибудь из дома и бежали подать. И отец Николай иногда говорил: «Что ж, можно было и больше подать. Еще что-нибудь взять».

Во время послереволюционных гонений отцу Николаю пришлось продать дом и купить ветхую хибару, чтобы на вырученные деньги поддержать семью и уплатить налоги, которые с каждым годом власти всё увеличивали. Одновременно власти уговаривали священника оставить служение и отказаться от сана, в обмен обещая уменьшить налоги. Продолжались эти уговоры в течение нескольких лет, но исповедник в ответ говорил всегда одно и то же: «Никогда не уйду из храма и не сниму сана».

В 1932 году власти потребовали от отца Николая, чтобы он за три месяца напилил и сдал сто пятьдесят кубометров дров. Дети к этому времени разъехались, помочь было некому, и пожилой священник не в силах был в одиночку выполнить задание, а за неисполнение грозило тюремное заключение. Отец Николай написал жалобу, чтобы задание было отменено, местные власти отказали, но все же уменьшили норму вдвое.

В конце концов, поскольку священник не соглашался снять сан, а власти требовали уплаты всё новых и новых налогов, наступило время, когда отец Николай не смог их заплатить, и за это был в 1933 году арестован и приговорен к одному году заключения в исправительно-трудовом лагере.

Когда через год отец Николай вернулся к служению в храме, ему снова стали угрожать арестом.  8 февраля 1937 года он был арестован и заключен в тверскую тюрьму. В это время он тяжело болел, и собирала и провожала его супруга Екатерина. Несмотря на болезнь, отец Николай был духовно бодр, уговаривал супругу не унывать и никогда и ни при каких обстоятельствах не отступаться от Церкви и веры.

«Вы арестованы за проводимую вами контрреволюционную деятельность. Признаете себя в этом виновным?» — спросил его на допросе следователь. «Виновным себя не признаю», — ответил священник. «Скажите, почему же вы, считая себя невиновным, подготовились к аресту, и еще в 1930 году собрали чемодан с бельем и другими вещами, что обнаружено у вас при обыске?» — «Уже с 30-го года мне было известно, что меня арестуют, и я подготовился к аресту; в 1937 году я специально закупил себе нательного белья, так как предполагал, что меня должны арестовать». — «Если вы предполагали, что вас должны арестовать, значит, вы чувствовали себя виновным?» — «После того как арестовали псаломщика нашей церкви, мы с матушкой начали закупать нательное белье для меня, на всякий случай». — «Следствие настаивает давать откровенные показания о проводимой вами контрреволюционной деятельности». — «Контрреволюционной деятельностью я не занимался», — ответил священник.

На этом допрос был закончен. 6 марта тройка УНКВД по Калининской области приговорила отца Николая к расстрелу. Через день, 8 марта 1938 года, протоиерей Николай Дмитров был расстрелян в тверской тюрьме. Время расстрелов в тверских выписках всегда ставилось 1 час ночи, потому что при множестве приговоренных легче всего было писать единицу. Тела расстрелянных вывозились из тюрьмы в темное время к выкопанным заранее рвам на краю Волынского кладбища. Их везли на повозках, покрытых мешковиной и брезентом. Когда кто-нибудь из любопытствующих пытался приблизиться, чтобы рассмотреть, что под брезентом, сопровождавшие отгоняли их. По неполным сведениям УФСБ по Тверской области, в 1937 году в Тверской области было расстреляно 2758 человек, в 1938-м — 2419.
источник : сайт Глинские чтения http://www.glinskie.ru/

elektronik:
В поселке Глебовский Московской области центральной площади присвоено имя святого Алексея Смирнова.
п.Глебовский, 21 января 2011 г.


В поселке Глебовский Истринского района Московской области центральной площади было присвоено имя святого Алексея Смирнова. В декабре 2010 г. на очередном заседании совет депутатов Букаревского сельского поселения рассмотрел и одобрил предложение, внесенное по инициативе прихожан Казанского храма с. Глебово  о присвоении наименования площади в поселке в честь священномученика Алексия Смирнова. Отец Алексий 43 года нес пастырские труды в двух храмах Букаревского округа: Христорождественской церкви с. Филатово и Казанской церкви с. Глебово.

В 1938 году батюшка был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово 28 февраля. В 2002 г. отец Алексий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских. В 2007 г. на центральной площади в поселке Глебовский был воздвигнут памятник в честь священномученика Алексия Смирнова. Традиционно к памятнику совершаются крестные ходы и молебные пения. Образ святого изображен на главном колоколе Казанского храма. В 2010 году установлен плакат с изображением святого 6 м Ч 12 м на фасаде 9- этажного здания. Люди помнят о подвижнике веры и благочестия и возносят ему свои молитвы.

Житие новомученика Алексия Смирнова

Священномученик Алексий Смирнов был расстрелян за веру на Бутовском полигоне под Москвой в 1938 г. В 1989 г. священник был реабилитирован, а в 2002 г канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских Священным Синодом Русской Православной Церкви.

Будущий святой родился в 1867 году в Тульской губернии, в семье псаломщика. В семь лет Алексий остался сиротой и мальчика воспитывал дед, живший в Москве. Отец Алексий служил 43 года в двух храмах Истринского района – Казанской церкви с. Глебово и Христорождественской с. Филатово. После революции и прихода безбожников к власти отец Алексий с семьей, в которой было шесть человек детей, как служитель Церкви был лишен гражданских прав. Семья священника попала в бедственное положение.

На протяжении двадцати лет Смирновы были лишенцами, существовали благодаря верующим односельчанам, которые помогали всем, чем могли. В 1937-38 гг. храм и служитель Церкви облагались неоднократно непосильным государственным налогом, и в результате за неуплату приход был закрыт, а священник арестован и без вины расстрелян.

Первое прославление священномученика состоялось 12 июне 2004 г., а в июне 2006 г. произошло чудо. Священномученик Алексий приснился глебовскому жителю Меленчуку Алексею Ивановичу, который до этого не знал о существовании такого святого и во сне сначала принял священномученика за Иисуса Христа. Святой обличил Алексея Ивановича, что он крещёный, но живет не по-христиански, убеждая его покаяться и добавил: «Когда будет тяжело, ты хотя бы перекрестись.» В большом душевном волнении глебовский житель пошел в ближайший Казанский храм, где на иконе и фотографии священномученика узнал того, кто явился ему во сне.

Память священномученика Алексия совершается в день его мученической кончины 15 (28) февраля, а также в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).

elektronik:
АННА (МАКАНДИНА)
Макандина Анна Алексеевна (1892-1938), послушница, преподобномученица.

Память 14 марта (1 марта ст.ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родилась 5 ноября 1892 года [1] в селе Константиново Александровского уезда Владимирской губернии в семье крестьянина. Окончила сельскую школу.

В 1914 году поступила послушницей в Алексеевский монастырь в Москве, располагавшийся в то время на Верхней Красносельской улице. Во все время жизни в монастыре она исполняла послушание на кухне. В том же монастыре находилась её младшая сестра - монахиня Матрона (Макандина).

В 1924 году монастырь был безбожной властью закрыт, и Анна поселилась вместе с монахинями монастыря на квартире; они сохраняли монашеские правила и устав. После закрытия монастыря они состояла членами пошивочной артели "Общее дело", куда входило более двухсот монахинь и послушниц закрытых монастырей, зарабатывали на жизнь шитьём одеял.

В 1930 году власти приняли решение об аресте всех насельников и насельниц закрытых монастырей, и 28 декабря этого года Анна была арестована. Во время следствия содержалась в Бутырской тюрьме. Всего в Москве в декабре 1930 года было арестовано, допрошено и подготовлено к выселению монахов, монахинь и мирян более четырёхсот человек. Их объединяли в группы, которыми занимались отдельные следователи.

На вопросы следователя о том, состояла ли она в политических партиях, с кем живет и чем занимается, послушница Анна ответила, что в политических партиях она не состояла и не состоит. Права голоса лишена как монастырская. Вместе с ней живет её родная сестра и ещё три монастырских сестры. Все они занимаются шитьём одеял. «Занимаемую нами квартиру никто не посещал, — сказала она. — Знакомства ни с кем не вели. Добавить к показаниям ничего не могу».

После окончания допроса следователь объявил ей, что она привлекается к ответственности в качестве обвиняемой в антисоветской агитации.

11 января было составлено обвинительное заключение по делу, в котором сотрудник ОГПУ написал:

Привлечённые по данному делу обвиняемые, бывшие монахи ликвидированных монастырей и подворий... живя скопищами, занимались активной антисоветской деятельностью, выражающейся в организации нелегальных антисоветских "братств" и "сестричеств", оказании помощи ссыльным единомышленникам... антисоветской агитации о религиозных гонениях, чинимых советской властью и распространении всевозможных провокационных слухов среди населения; квартиры их являлись убежищем для всякого рода контрреволюционного элемента.

8 февраля 1931 года Особое Совещание при Коллегии ОГПУ по ст. 58-10 УК РСФСР приговорило Анну Макандину к трем годам ссылки в Архангельскую область. Была выслана вместе с сестрой в город Пинегу Архангельской области.

По окончании ссылки, в 1934 году они вернулись на родину в село Константиново.

22 февраля 1938 года была арестована по обвинению «в распространении провокационных слухов о скором падении советской власти» и заключена сначала в тюрьму в городе Загорске, а потом в Москве.

Лжесвидетели показали, будто она говорила, что это Господь так наказывает — коммунисты организовали колхозы, православных ограбили, и теперь они работают день и ночь задаром, все идет в пользу коммунистов, за то что люди отреклись от Бога и веруют антихристу. Православные, лучше бросьте работать и идите в церковь молиться Богу.

— Обвиняемая Макандина, за что вы агитировали население в октябре 1937 года? — спросил следователь.
— В октябре я работала на поденной работе. Я вспоминаю случай, когда мы вместе несколько человек шли с работы домой. Разговор был о том, что в колхозах стало жить лучше, что советская власть дала колхозникам счастливую жизнь. Это была частная беседа, но против советской власти я никогда не говорила.
— Обвиняемая Макандина, вы признаете себя виновной в антисоветской агитации, которую вели в декабре 1937 года среди колхозников?
— В декабре я работала вместе с другими. Мы рубили капусту. Разговор был о войне. Я говорила, что на нас идет японец, но так как советская власть стала сильна, то войны не допустят, но что касается разговоров против советской власти, то я их не вела.
— Обвиняемая Макандина, что вы говорили в ноябре 1937 года колхозникам, стоя у своего дома?
— Я точно не помню, в каком месяце, но с колхозниками вечером у моего дома был разговор. Говорили, что теперь против царизма стало жить всем лучше, налоги стали небольшие, всего стало больше. А кроме этого ничего не говорили, а я большую часть времени нахожусь дома.
— Обвиняемая Макандина, признаете ли вы себя виновной в том, что опошляете вождей партии и правительства?
— Я к советской власти враждебно не настроена, я довольна советской властью... и виновной себя в антисоветской агитации не признаю.

На этом допросы были закончены.

8 марта 1938 года тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила её к расстрелу за "распускание контрреволюционных слухов о скором падении Советской власти".

14 марта 1938 года была расстреляна и погребена в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой вместе со своей сестрой монахиней Матроной.

Причислена к лику святых Новомучеников Российских постановлением Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
----------------------------------------------------------------------------------------------
НИКИТСКИЙ ВАСИЛИЙ ПЕТРОВИЧНикитский Василий Петрович (1889-1938), священник, священномученик.


Память 14 марта,(1 марта по ст.ст.) в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Бутовских новомучеников.

Родился 3 января 1889 года в селе Покровское Волоколамского уезда Московской губернии в семье псаломщика Петра Никитского и его жены Екатерины, у которых было девять детей. Семья жила бедно, все имущество состояло из дома, трех десятин земли и коровы. В 1905 году отец поехал в Москву навестить брата и пропал; все попытки его отыскать ни к чему не привели. После исчезновения отца вся семья оказалась на иждивении матери и старшего брата. Положение семьи было самое отчаянное, и Екатерина, спасая малолетних детей от голода, отдала их в приют и сама пошла туда работать кухаркой. Глубоко верующая женщина, проводя время в трудах и молитве, с помощью Божией она смогла дать детям образование.

После окончания Волоколамского духовного училища поступил в Вифанскую духовную семинарию, которую окончил в 1913 году. После её окончания поступил работать учителем в школу при Павлово-Посадской фабрике в Богородском уезде. Вскоре он женился на дочери священника Екатерине Михайловне Нечаевой, которая работала учительницей в той же школе.

15 декабря 1915 года был рукоположен во священника ко храму Рождества Богородицы в селе Поречье Можайского уезда.

В 1920 году власти мобилизовали отца Василия в тыловое ополчение, в котором он пробыл полгода, а затем в связи с болезнью был освобождён от дальнейшего пребывания в армии и вернулся служить в храм в село Поречье.

Священник пользовался большим авторитетом среди прихожан, многие из них приходили к нему домой за советами. У отца Василия была большая библиотека, много духовных книг, которые он давал читать всем желающим. В селе он оказывал помощь бедствующим прихожанам. Когда в семействе Капаевых умер кормилец-отец и вдова осталась с пятью детьми без средств к существованию, отец Василий и его жена Екатерина сразу пришли ей на помощь. Приход был бедным, и священник и его семья вынуждены были заниматься сельским хозяйством, сами косили и запасали сено для коровы, возделывали огород и ухаживали за садом.

В 1929 году власти предприняли попытку закрыть храм в селе, священник воспротивился этому. 30 августа 1929 года сотрудник секретного отделения Московского окружного отдела ОГПУ составил документ, в котором говорилось, что священник, “выступая на собраниях, “обрабатывал” общественное мнение против закрытия церкви”. В результате этой “деятельности собрано до тысячи подписей и крайне возбуждено настроение верующих. На собрании, где обсуждался вопрос о закрытии церкви, слышались антисоветские и антикоммунистические выкрики. Принимая во внимание, – писал сотрудник секретного отделения, – что дальнейшее нахождение на свободе может повлечь за собой последствия, которые вредно отразятся на работе местных организаций и на настроении населения”, ОГПУ приняло решение арестовать священника.

Священник Василий Никитский. Москва.Бутырская тюрьма. 1929 год (fond.ru)
Священник Василий Никитский. Москва.Бутырская тюрьма. 1929 год (fond.ru)
4 сентября 1929 года был арестован и заключён в Бутырскую тюрьму в Москве. 7 сентября следователь допросил священника. Отвечая на вопросы, отец Василий сказал: “Своё положение священника в целях антисоветской агитации я не использовал. Среди крестьян или верующих прихода я никогда ничего антисоветского не говорил”.

Через три с половиной недели после допроса священника ОГПУ стало вызывать свидетелей. Первым был вызван секретарь местной ячейки комсомола, который дал следующие показания:

Будучи секретарём ячейки, я замечал, что Никитский агитирует родителей беспартийной молодёжи не бросать религиозный предрассудок, в смысле богопоклонства и посещения храма. В феврале этого года на волостном съезде было вынесено предложение со стороны крестьян о закрытии Порецкой церкви. Никитский через своих поклонников, в частности Никанора Гавриловича Ивкина, устроил собрание в доме Ивкина, где было много беспартийных, особенно девушек и женщин, где постановили провести подписку против закрытия церкви. Комсомольцы на данное собрание не были допущены.

Затем был допрошен член церковного совета, который сказал:

Храм наш нужно удержать во что бы то ни стало. Построить храм стоило больших трудов графу Разумовскому и впоследствии Уварову. Никитский, для того, чтобы храм удержать, предложил провести регистрацию верующих против закрытия храма.

Был вызван на допрос и Никанор Гаврилович Ивкин, который сказал:

Всю инициативу по делам церкви Никитский брал на себя. Церковный совет работает целиком под его руководством. По его инициативе церковный совет провел работу по регистрации всех верующих, причём он указал, что нужно эту работу провести как можно шире, так как чем больше подписей, тем смелее мы будем требовать от власти оставить церковь в покое. Никитский человек умный и хитрый, и знать его мысли в отношении власти в частном разговоре не удаётся. В проповедях же проскальзывают выпады против советской власти, касающиеся политики воспитания детей и молодёжи, например: советская власть развращает их и делает их моральными калеками, не знающими ничего святого.

В конце допроса, подписывая протокол, Никанор Гаврилович написал: “Лично этого выражения не слышал”.

15 ноября следствие было закончено, и священнику было вменено в преступление, что он “обрабатывал общественное мнение против закрытия церкви”. 18 ноября Особое Совещание при Коллегии ОГПУ приговорило его по ст. 58-10 УК РСФСР к трем годам заключения. В заключении отец Василий работал в леспромхозе.

На руках супруги отца Василия осталось трое детей. Семья была лишена карточек, и матушка, собрав детей, ходила по деревням и собирала подаяние, чтобы как-то прокормиться.

В 1932 году вернувшись из заключения, отец Василий вновь стал служить в родном селе Поречье, а затем был переведен в храм в село Ильинское Волоколамского района.

В 1934 году священника направили служить в храм в Талдомском районе.

В мае 1937 года, когда в связи с многочисленными арестами священников, отчего некоторые храмы оставались без служб, был переведен в храм в селе Борисово Можайского района, где прослужил полгода. Власти заявили священнику, что храм будет в обязательном порядке закрыт за неуплату налогов.

В декабре 1937 года переведен в посёлок Чисмена Волоколамского района.

18 января 1938 года направлен в Вознесенский храм в селе Теряево Волоколамского района.

Шли гонения на Русскую Православную Церковь; от представителей местных властей стали требовать, чтобы они составляли “соответствующие” характеристики на священно-церковнослужителей. 12 февраля 1938 года председатель Теряевского сельсовета составил на отца Василия характеристику для НКВД. В ней он писал, что священник распускает слухи, будто ему советская власть не дает служить, не разрешает отпевать людей на кладбище, заставляя их хоронить, как собак. В сельском магазине, стоя в очереди за галошами, священник говорил, что советской власти нечем торговать. Коммунисты взялись за дело, а фактически у них ничего не получается, в очереди стоит 150 человек, а галош привезли только 20 пар.

В тот же день некий человек отправил докладную записку участковому инспектору милиции, в которой доводил до его сведения, что в Теряеве имеется поп, который ведет антисоветскую пропаганду. 7 февраля поп стоял около церкви и говорил, что 15 февраля будет служба и в храме будет сказана проповедь, о чем он предлагал оповестить все население. “Прошу участкового инспектора милиции, – писал далее заявитель, – примите срочные меры к попу. Вы хорошо знаете, что скоро будут выборы в Верховный Совет. Поповская агитация будет нашу массовую работу на селе тормозить”.

14 февраля сотрудники НКВД допросили лжесвидетелей, которые показали, что священник в храме произносит контрреволюционные и антисоветские проповеди, но в чем они заключались, они сказать не смогли; они показали также, что в магазине в очереди, стоявшей за галошами, священник вел антисоветскую пропаганду, призывая стоявших в очереди посещать церковь. Одна из лжесвидетельниц показала, что отец Василий “по вечерам собирает у себя в доме неизвестных лиц из окружающих сел. 9 февраля 1938 г. в 23 часа ночи я пыталась подслушать, о чем там вели разговор, но слышно не было”. Этим и ограничивались показания лжесвидетелей.

26 февраля 1938 года власти арестовали священника, и он был заключён в тюрьму в Волоколамске.

2 марта состоялся первый допрос.
– Вы арестованы за контрреволюционную и антисоветскую деятельность, которую вы проводили среди населения и окружающих лиц в селе Теряево. Дайте показания по этому вопросу! – потребовал следователь.
– Контрреволюционной и антисоветской деятельности я не вел, – ответил священник.
– 3 февраля вы, Никитский, стоя в очереди за галошами в магазине Теряевского сельпо, высказывали недовольство советской властью и партией ВКП(б). Признаете ли себя в этом виновным?
– Да, действительно, за галошами я в очереди стоял, но контрреволюционных и антисоветских выступлений с моей стороны не было.
– Следствием установлено, что ваш дом посещали посторонние лица, среди коих вы проводили контрреволюционную деятельность. Дайте правдивые показания по этому вопросу, кто персонально вас посещал и какую работу вы с ними проводили?
– Мою квартиру посещали диакон Спировской церкви, фамилию которого я не знаю, один гражданин из деревни Валуйки Волоколамского района и бывшая церковная староста Мария Болдина, с которой я повстречался в Москве в Патриархии, она меня позвала служить в село Теряево. Контрреволюционной деятельности среди посетителей я не вел.

4 марта 1938 года Тройка НКВД приговорила отца Василия к расстрелу за "активную контрреволюционную агитацию и резкую антисоветскую пропаганду".

14 марта 1938 года священник Василий Никитский был расстрелян и погребён в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода 27 декaбря 2000 года для общецерковного почитания.

источник сайт Древо (открытая православная энциклопедия) http://drevo-info.ru

elektronik:
Коврова Марфа Степановна, +16.03.1938

Марфа Степановна Коврова родилась в 1887 году в селе Галыгино Коробовского района Московской области и происходила из крестьянской семьи. Решив посвятить свою жизнь служению Богу, она стала послушницей Александро-Мариинского женского монастыря в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии. В этом монастыре будущая мученица прожила вплоть до его закрытия.

26 февраля 1938 года послушницу Марфу арестовали. Она была обвинена в «антиколхозной агитации», и 9 марта 1938 года Тройка при УНКВД СССР по Московской области вынесла окончательный приговор – высшая мера наказания, расстрел. Марфа Степановна Коврова была расстреляна 16 марта 1938 года на Бутовском полигоне.

Строев Михаил Степанович, +16.03.1938

Мученик Михаил родился 6 сентября 1876 года в городе Воскресенске* Звенигородского уезда Московской губернии в семье Степана Строева – бывшего крепостного живописца, приписанного к Новоиерусалимскому монастырю. Все деды и прадеды Степана Строева были живописцами. Оставшись девяти лет без отца, Михаил с двенадцати лет стал помогать своему деду-художнику, который и стал его первым учителем живописи. В 1902 году Михаил Степанович женился на Анне Григорьевне Григорьевой, работнице текстильной фабрики. В 1904 году он поступил на вечерние курсы Строгановского училища. В 1909 году Михаил Степанович основал первое в уезде Добровольное пожарное общество, пожизненным членом которого он впоследствии стал.
В 1916 году Михаил Степанович был призван в Астраханский запасной полк, располагавшийся в городе Моршанске Тамбовской губернии. Вернувшись после окончания войны домой, он был назначен начальником Воскресенской уездной пожарной охраны и во время своей службы окончил губернские пожарные курсы. Впоследствии по состоянию здоровья и возрасту он был переведен на должность начальника добровольной фабричной пожарной команды. С ранних лет привыкнув к труду, он и своих детей наставлял трудиться, часто напоминая им известную пословицу: «Труд кормит – а лень портит». Будучи глубоко верующим человеком, он во времена гонений от безбожной советской власти был старостой Троицкой церкви в селе Троицком, безропотно неся это тяжелое и опасное по тем временам послушание.
В тридцатых годах председатель местного сельсовета продал под дачу некоему советскому профессору помещение школы, а школе предложил перебраться в деревянное – построенное более трехсот лет назад и потому считавшееся даже и во времена безбожия архитектурным памятником – здание церкви. Верующие воспротивились этому и попросили Михаила Степановича, чтобы он обратился к властям с жалобой. Дело было разобрано, и власти обязали председателя сельсовета расторгнуть договор о продаже здания школы как незаконный, и таким образом дети остались в прежнем здании, а у верующих в целости был сохранен храм для службы. Однако наступившие позже гонения 1937 года не пощадили никого. В ноябре 1937 года были арестованы оба священника Троицкого храма – Александр Машков и Иоанн Орлов**, диакон Петр Троицкий*** и староста храма Михаил Строев и заключены в Таганскую тюрьму в Москве.
– Показаниями обвиняемого Машкова вы уличаетесь как участник контрреволюционной группы. Дайте показания по этому вопросу! – потребовал от Михаила Степановича следователь.
– Заявляю, что я участником контрреволюционной группы не являюсь.
– Вам зачитываются показания обвиняемого Машкова. Подтверждаете ли вы их?
– Показания обвиняемого Машкова я отрицаю.
– Знаете ли вы граждан Ивана Ивановича Орлова, Петра Ивановича Троицкого и какие у вас с ними взаимоотношения?
– Священника Ивана Ивановича Орлова и диакона Петра Ивановича Троицкого я знаю хорошо, и взаимоотношения у меня с ними хорошие.
– Посещаете ли вы их квартиры и ходят ли они к вам? – спросил следователь.
– По долгу службы Орлова и Троицкого я посещал, а также и они ко мне ходят.
27 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила Михаила Степановича к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере, и он был отправлен работать на лагерную свиноферму в Сибири.
Михаил Степанович Строев скончался в заключении в Сусловском отделении Сиблага 16 марта 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
источник сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета http://pstgu.ru/

elektronik:

Современная история подробно, но в иных эшелонах, опишет мрачную эпоху большевизма, эпоху кровавых деяний варваров ХХ века. Но для воссоздания этого времени, кроме сухих материалов, извлеченных из архивов, необходимы документы, написанные современниками под впечатлениями совершившихся событий.

30-го сентября 2010г. на Троицком кладбище Елабуги при скоплении народа, надгробным камнем был запечатлен подвиг священника о.Павла (Дернова) и трех его сыновей 17-ти, 18-ти и 20-ти лет. На черном граните выбиты их последние слова: «Они шли умирать… За Веру и Святой крест». Зачинателем этого стала внучка расстрелянного священника, из Санкт-Петербурга - Анна Сергеевна Филиппова, скопившая свои скромные средства.


В первых числах февраля 1918г. большевистский Совет Елабуги захватил власть, но через три дня население выступило и разогнало его. 26-го февраля прибывшая из Сарапула матросская фракция Ефима Колчина - 320 штыков при двух пулеметах, жестоко подавила выступление и за несколько дней, вернула большевиков к власти. Жителям было строго запрещено выходить на улицу.

Под пулемет были поставлены: сначала те, кто был «против», а затем и те, кто «за».
Уже 1-го марта газета «Труженик» с радостью сообщила, что «От начальника, посланного в Елабугу отряда красногвардейцев тов. Колчина, поступила телеграмма: «В Елабуге все спокойно. Власть в руках революционного штаба». «Покой» кровавого разгула генерал Молчанов - выпускник реального училища, в котором преподавал о.Павел, определял до 500 жертв.

Дочь и сестра несчастных - Варвара Павловна в 1976г. записала в дневнике: «Теперь, спустя шестьдесят лет, я понимаю, какое большое и важное обязательство брала на себя коммунистическая партия, забирая в руки этот разлив безначалия, анархии, общего распада и беспорядка. Мои представления о царе и революции были представлениями девочки десяти лет, выросшей в духовной, монархической семье и никогда не слышавшей ничего иного. Когда в городе кипели митинги, никто из нашей семьи, ни отец, ни братья в этом участия не принимали. В церквах вместо царя стали поминать какой-то «синклит».

Мои братья в это время учились в Петрограде. Борю не брали в армию по близорукости. Гриша поступил в Константиновское артиллерийское училище. Не помню, в каком месяце конца 1917г., он приехал домой в военной форме. Было беспокойно, по улицам ходили солдаты, иной раз баловались стрельбой. Папа в гневе как-то сделал такому солдату замечание. Солдаты стреляли в белый свет, так просто, это была еще одна из примет времени и выражение «беспорядка».

Вначале 1918г. в Киеве был убит Митрополит Владимир. Патриарх Тихон анафематствовал большевиков и приказал прочесть его «буллу» на торжественных служениях в храмах. Кто же ее произнесет?
Отец Павел Дернов! Известный всему городу оратор, человек, владеющий даром слова. Это было решение елабужского духовенства, которое обратилось к папе с просьбой сказать эту проповедь. И папа согласился. Я думаю, он хорошо понимал, на что идет.

Хорошо помню разговор между папой и мамой вечером. Говорила она очень взволнованно мама: «Что ты делаешь, у тебя дети!». Надо сказать, что я никогда не слышала никакой размолвки между родителями. Он уже решил для себя, принял на себя это обязательство, И, вероятно, не сомневался, что последует расплата.

И вот состоялось это торжественное служение в соборе. Отец вышел на амвон. Было это 10-го или 11-го февраля старого стиля 1918г. После торжественного служения состоялся крестный ход. Из церкви выносили хоругви, иконы, обычно наиболее почитаемые. Все духовенство выходило в облачениях. Крестный ход обошел церкви города. Около каждой останавливался и служился молебен. День был чудесный, солнечный…

Вечером 12-го февраля раздался звонок. Обыск продолжался всю ночь. Нашли пулеметную ленту, которую двоюродный брат мамы привез из Галиции в подарок моим братьям. Лента была пустая. В детской маленький Сережа сказал им: «У нас здесь ничего нет», но солдат перебрал весь детский хлам. Нашел в ящике письменного стола золотое кольцо с камнем и сказал: «Уберите, пропадет, еще на нас подумаете».

Не могу вспомнить, как скоро, но стало известно, что папа расстрелян на р.Тойме у мельницы, а мальчики сидят в каком-то Комитете. К вечеру тело папы было привезено, обмыто, облачено в священнические одежды и положено на стол. Есть предположение, что его не расстреляли, а закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на лице на вылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, что жив, то ли добивали.

Через несколько дней после похорон маме сказали, что можно съездить на мельницу. Оказалось, что на льду Тоймы громадное кровавое пятно. Мама зачерпнула этого кровавого снега. Помню, как хозяин мельницы убеждал маму, что он все видел, и что когда отца привезли, то он просил дать ему возможность исповедаться. Он и перед такой смертью хотел, чтобы ему отпустили грехи, согласно его нерушимой вере.

Братьев среди бела дня повели по берегу на расстрел. Вели по дамбе и все это видели. Они кричали для передачи маме, что они идут умирать за Веру и Святой крест. Есть множество свидетелей этого смертного пути. Братья, во всяком случае, думали, что именно так надо идти умирать. И я думаю, что именно так и никак иначе.

Их расстреливали спешно. Борю добивали по голове. У Гриши было что-то страшное - его застрелили разрывной пулей в затылок и, разлохматили весь низ лица, челюсть, язык. Он лежал с толстой повязкой на лице. Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти, ему за неделю до этого исполнилось всего семнадцать лет. Его тоже убили разрывной пулей. Лицо его было единственное из всех четверых цело и спокойно. Отец с закрытым воздухом лицом, так хоронят духовных. Есть фотография всех четверых на столе. Во время войны, когда боялись, что немцы ворвутся в Ленинград, одна скверная баба сказала, что маме нечего бояться, надо только показать немцам эту фотографию.

Мы уже знали, что мальчики убиты, но никто не мог решиться рассказать маме. И в дверь из маленькой прихожей вышел дедушка Аркадий Иванович. Он держал перед собой руки с полу сжатыми кулаками. И мама закричала: «Убиты?» И дедушка сказал: «Да, Анюта, расстреляны!». Мама воскликнула: «Да будет воля Твоя!».


По воспоминаниям местных жителей старшие братья были убиты мгновенно. Для гимназиста потребовался второй винтовочный залп, так как при первом он отвернул голову.

Отдельные штрихи оставил и «Отчет из «Церковных ведомостей» № 15-16 1918г. «О.Павел был расстрелян в пять часов утра. Труп хотели бросить в прорубь, но увидевшие это крестьяне не позволили надругаться над телом священномученика. Когда арестованные дети узнали, что их отец убит, то один из них не выдержал и назвал красногвардейцев «душегубами». Этого было достаточно.

Представьте себе, - пишет автор. - Яснее представьте себе эти живые картины нашей ужасной действительности, когда в доме достойного священнослужителя из доброй духовной семьи, известной во всем крае, лежат четыре трупа невинных жертв, лежат без гробов. И поставьте перед собой вопрос: не вопиет ли эта кровь убиенных и эти рыдания оставшихся сирот к небу, и не звучат ли нам, еще живым, укором».

Кто сегодня, из облаченных в рясы растерзанных священников, согласится на подобный акт самопожертвования – неизвестно. Но даже девяносто три года не отделяет нас от подвига о.Павла, канонизированного РПЦ (З) в 1981г., который всем показал пример жизни и смерти во Христе.
С. Простнев
источник: сайт ПЕРЕКЛИЧКА электронный журнал 1отдела РОВС в РОССИИ http://pereklichka.livejournal.com/

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии