Бодро урчит мотор, удобный руль приятно вливается ладони, и всегда спокойный, как истинный самурай, "Сузуки"-сан деловито проглатывает километр за километром неблизкого пути. Жаль только, что делают таких самураев не в России. Ну да ничего, придёт время. Кто как, а я-то помню, что трудолюбивые японцы делали этого неприхотливого воина дорог и бездорожья, очень пристально оглядываясь на нашу «Ниву». Машин на трассе мало, вести легко, и прохладное, слегка пасмурное, но совершенно не хмурое, а как бы задумчивое, утро настраивает на возвышенный лад.
Выключаю радио. Слишком уж диссонирует оно с величественным спокойствием окружающего мира. Натужный юмор «ниже пояса», жалкие попытки рассуждений на серьёзные темы, о которых диктор не имеет понятия, но вещает с непоколебимой уверенностью и апломбом, навязшая в зубах реклама... И песни на чужом языке. И ведь ладно ещё, что на чужом. Потому что от большинства вопиюще бездарных русскоязычных «шлягеров» и «суперхитов», просто тошнит. Надоело. Это всё – чужое. А хочется своего. Такого, чтобы защемило сердце, чтобы разум вдруг получил ответы на самые главные вопросы, а душа непостижимым образом прикоснулась к вечности.
У меня есть из чего выбрать, но я уже точно знаю, что именно хочу услышать в этот застывший в раздумьи утренний час. И, словно откликнувшись, нужный диск сам ложится мне в руку, и я узнаю его на ощупь, не глядя. Это хор «Валаам» и мой самый любимый его альбом – «Тернистый путь борьбы и муки». Песни Белой армии. Настоящие. Рождённые в страшные годы Гражданской войны. Сочинённые полковниками, капитанами, прапорщиками. Песни, с которыми Белые воины шли в бой и принимали смерть за Родину, за Россию.
Аппарат считывает диск, и хлынувшие из динамиков мощные звуки хорового пения охватывают меня, словно языки невидимого пламени.
Пусть свищут пули, льётся кровь,
Пусть смерть несут гранаты,
Мы смело двинемся вперёд,
Мы – русские солдаты!
Песня Алексеевского полка, одного из четырёх «цветных» полков Добровольческой армии. И всё же это не просто одна из полковых песен. Пришедшая с фронтов Первой Мировой войны, Великой войны, как называли её тогда в России, она стала одной из самых любимых во всей Добровольческой армии. И она по праву звучит здесь первой.
В нас кровь отцов-богатырей,
И дело наше право,
Сумеем честь мы отстоять,
И умереть со славой.
Автор песни – штабс-капитан Ян Пояшкевич, писавший под псевдонимом Иван Новгород-Северский. В годы Гражданской войны служил в Добровольческой армии, в возрасте всего лишь 26 лет был произведён бароном П. Н. Врангелем в полковники. Генерал Деникин в своих воспоминаниях охарактеризовал его фразой: «отличнейший боевой офицер, вне очереди аттестован на полк».
Не плачь о нас, Святая Русь,
Не надо слёз, не надо,
Молись о павших и живых,
Молитва нам награда!
Полк получил шефское имя М. В. Алексеева только в октябре 1918г., после смерти генерала. В самом начале Белой борьбы он назывался Партизанским. Ветеран-алексеевец Б. Павлов писал: «То, что пошло с Алексеевым и Корниловым на Кубань, трудно было бы назвать армией: только около 4000 человек нашлось на всю Россию, пошедших в этот поход. По численности это был только старого состава полк, правда, небывалый в истории России полк: В его рядах было два бывших Верховных Главнокомандующих, Командующий армией, командиры корпусов, дивизий, полков - и в то же время зеленая молодежь, место которой было еще сидеть на школьной скамье. И вот одним как бы батальоном этого небывалого полка был Партизанский полк, его история в Первом Кубанском походе - это история этого «небывалого» полка, то есть Добровольческой армии. Во всех боях этого похода Партизанский полк участвовал, и много безымянных могил Партизан-Алексеевцев разбросано по полям Кубани. … Состав полка был: молодые офицеры, юнкера, студенты, кадеты, гимназисты, казаки - в главном зеленая молодежь. Впоследствии цветами формы полка стали синий и белый - цвета юности, в память именно этой молодежи, пошедшей с Алексеевым и Корниловым в Первый Кубанский поход.»
Мужайтесь, матери, отцы!
Терпите, жёны, дети!
Для блага Родины своей
Забудем всё на свете.
Мысли возвращаются к личности генерала Алексеева. Сколько упрёков, обвинений, а то и откровенной брани в свой адрес получил он от представителей различных правых движений и организаций, главным образом, монархического направления.
И обвинения эти, увы, не беспочвенны. В феврале 1917 года он совершил страшную ошибку, по сути – государственное преступление. Именно он, в конечном итоге, вынудил последнего русского Государя отречься от престола. Что двигало им в те роковые февральские дни? Вряд ли кто-то сможет точно ответить на этот вопрос. Но можно с уверенностью сказать – что угодно, только не поиск личной выгоды. И тем, кто сейчас с лёгкостью судит старого генерала, не мешало бы вспомнить, что даже святой Пётр трижды за одну ночь отрекался от Христа. А генерал Алексеев не был святым. Он был человеком, который всю свою долгую жизнь верой и правдой служил России, но имел несчастье страшно ошибиться в то жестокое, смутное время, когда ошибались все.
Нет сомнений, что он мучился от тяжести содеянного и раскаивался в своём поступке. "Никогда себе не прощу, – говорил он позднее, – что поверил в искренность некоторых людей, послушал их и послал телеграмму главнокомандующим по вопросу об отречении государя от престола". Но лучшим доказательством раскаяния служит его «последнее земное дело» – создание Добровольческой армии для борьбы за освобождение Родины от большевизма. И, кто знает, может быть, именно поэтому Господь даровал ему, единственному из организаторов отречения императора Николая II, достойную смерть – в походе, во время победоносного наступления своей армии, в окружении соратников. В отличие от того же Рузского, зарубленного чекистами вместе с другими заложниками в 1918г.
"В годы великой смуты, - писал об Алексееве генерал Деникин, - когда люди меняли с непостижимой легкостью свой нравственный облик, взгляды, ориентации, он шагал твердой старческой поступью по прямой кремнистой дороге. Его имя было тем знаменем, которое привлекало людей самых разнообразных политических взглядов обаянием разума, честности и патриотизма".
…Сурово и строго звучат баритоны, взвиваются ввысь тенора, мощь голосов нарастает, и песня взрывается последним куплетом:
Вперёд же, братья, на врага!
Вперёд, полки лихие!
Господь за нас, мы победим,
Да здравствует Россия!
Дмитрий Цапаев
http://pereklichka.livejournal.com/157020.htmlСкачать марш тут:
http://narod.ru/disk/47404946001.4a6c26b7baaa9d47cea140b0afc35b9a/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%20%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2.mp3.html