Ни для кого нет секрета в том, что в наше время Ближний Восток - это самый нестабильный и самый взрывоопасный геополитический район мира. Слишком много интересов, денег и политических комбинаций сталкиваются в этом регионе. Расстановка сил всегда нестабильна, малейшее изменение равновесия между странами Ближнего Востока - и мы получаем совсем другую картину.
Но есть ли система в ближневосточных отношениях? Как и во всех регионах, на Ближнем Востоке существует фундаментальная расстановка сил. Пример в Европе: отношения между Россией и Великобританией, между Германией и Францией и т.д. Фундаментальная расстановка показывает, как страны относятся друг к другу, причём не только на уровне элит, но и на уровне национальных задач и приоритетов. Система официальных политических связей и договоров может колебаться вокруг этой фундаментальной установки очень широко, однако перечеркнуть её не в состоянии. Изменить фундаментальную расстановку могут лишь войны и другие сильные потрясения, и то не слишком сильно.
Определить базовую расстановку сил – это значит получить чёткий ориентир во всех хитросплетениях политической жизни Ближнего Востока.
Для начала надо отметить, что главным мерилом отношений на Ближнем Востоке является ислам, причём не только приверженность к какой-либо его ветви, но и само отношение к религии в стране. Ислам порождает разделение стран Ближнего Востока на два враждующих негласных блока: стран-суннитов и стран-шиитов; возглавляют эти лагеря зарождающиеся великие державы: Турция и Иран. Это разделение – одна из "пороховых бочек" региона.
Турция сегодня на первый взгляд – одно большое противоречие. С одной стороны, она озадачена не только отношениями в регионе (особенно с Израилем), но и возвращением имперского престижа. Идёт постепенная радикализация турецкого общества и руководства страны, которая ничего хорошего для соседей Турции не принесёт. С другой стороны, турецкая армия остаётся одной из самых сильных в блоке НАТО, уступающая только армиям США и Великобритании. С одной стороны, откровенные анти-израильские "выходки" вроде "флотилии свободы" для сектора Газа, и препирания с руководством НАТО. С другой - Турция является местом базирования самой мощной заграничной авиабазы и других военных объектов США. Такие странные факты можно объяснить только одним: Турция является проводником американского влияния в регионе, но не сколько по своему желанию, сколько из-за военного присутствия Штатов в стране. Турецкие элиты имеют множество амбиций и проявляют их там, где над ними не висят директивы НАТО и Вашингтона.Сейчас Турция в своих разборках с Израилем умело использует принцип американской политики: "союзники ссорятся – мы (американцы) не становимся на чью-то сторону и молча наблюдаем, а потом извлекаем из этого прибыль для себя". Именно поэтому турецкие элиты не желают уходить из-под американского влияния, т.к. будучи у Штатов под крылом, Турция может спокойно заниматься своими делами в регионе. Разумеется, только аккуратно и без наглого давления.
Союзниками Турции по суннитскому блоку являются "нефте-монархии" Персидского Залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Бахрейн и т.д.) Эти страны образуют местную группу под сильным влиянием Саудовской Аравии, которая исповедует радикальную форму ислама – ваххабизм. Сама Аравия живёт только за счёт экспорта нефти, и, будучи покорным вассалом США, получает от них значительные субсидии (как лично династии Саудов, так и в казну Аравии; поставки вооружения по льготным ценам и т.д.) за продвижение американских интересов в ОПЕК. Хотя подобная политика династии Саудов не нравится простому народу, ваххабитские круги она вполне устраивает, т.к. кроме субсидирования Штаты закрывают глаза на агрессивные акции ваххабитов и даже поощряют их на акции в совместных интересах.
Третий важный член суннитского блока – Египет. До недавнего времени Египет под руководством Хосни Мубарака чётко вписывался в блок из-за своей проамериканской ориентации. В суннитском блоке действует тот же принцип отношений, что и в Европе: страны, испытывающие американское влияние, проводят внутриблоковую политику против тех, кто заокеанские указания не выполняет, а сама система отношений замыкается на США.
После "арабской весны" начала этого года казалось, что к власти в Египте должны прийти радикалы. Однако и тут хитрые вашингтонские регуляторы не позволили потерять контроль над страной: вместо Х. Мубарака пришёл маршал Хусейн Тантави. А что такое армия, вскормленная на заокеанские субсидии и вооружённая американским же оружием? Естественно, что США не позволит Египту так просто уйти из-под крыла. Во время недавнего скандала с Израилем, Турция перетянула Египет на свою сторону. Если бы в Египте к власти действительно пришли радикалы – Израилю не поздоровилось даже и без скандала вокруг "флотилии свободы". Сейчас можно уверенно утверждать: "арабская весна" на расклад сил в суннитском блоке не повлияла.
Суннитский блок направлен против Ирана как представителя шиизма, который сегодня, как и Турция, имеет большие амбиции и желание стать одной из великих держав мира. И поэтому Иран пытается обзавестись одним из атрибутов современного влиятельного государства – ядерным оружием. Хотя у Ирана уже есть всё необходимое для его создания, нагнетаемая в течение многих лет шумиха вокруг персидской атомной бомбы, заставляет усомниться в том, что она появится в ближайшее время. Однако тут Соединённые Штаты могут спокойно повторить иракский сценарий и привлечь Израиль к своей военной акции против Ирана.
Иран сегодня активно ищет военно-политических союзников, которые смогут уже своим присутствием охладить пыл США и их партнёров из суннитского блока. Хотя сегодня противостояние суннитов и шиитов не настолько сильно, оно может в любой момент перерасти в войну.
Особой проблемой на Ближнем Востоке является Израиль и его политика по вытеснению арабов из Палестины.Израиль граничит со странами суннитского блока, и поэтому неудивительно, почему Соединённые Штаты решили распространять влияние именно на них: без американского "намордника" эти страны вполне могут уничтожить Израиль как государство и изгнать евреев из Палестины. Поэтому, если одна из стран суннитского блока имеет проблемы с Израилем, остальные придерживаются нейтралитета. Хотя Египет недавно попытался нарушить эту "традицию", дальше громких разговоров это дело не дошло.
Израиль, как ни странно, сегодня является одним из стабилизирующих факторов на Ближнем Востоке, т.к. своим существованием удерживает страны суннитского блока от войны с шиитским Ираном. В то же время, привилегированное положение Израиля (стараниями Вашингтона), позволяет ему жёстко проводить свою бескомпромиссную политику. Однако эта "привилегия" будет сохраняться только до того момента, когда одна или несколько стран суннитского блока скинет американский контроль (хотя это сегодня крайне маловероятно).
Кроме Израиля и Ирана, у стран суннитского блока есть ещё внутренний противник - курдские сепаратисты. Общины курдов находятся на территории Турции, Ирака, Ирана и Сирии, а организации сепаратистов активно действуют в первых трёх странах. Север Ирака сейчас почти неуправляем, а в Турции недавно началась операция по уничтожению баз курдских боевиков. Иранские курдские общины сейчас тоже неспокойны.
Проблема курдского сепаратизма сегодня является самой опасной для хрупкой стабильности в регионе. Если кто-то будет заинтересован в полной дестабилизации Ближнего Востока, то он в первую очередь обратит внимание на курдов и окажет им поддержку. Если курдские сепаратисты, опираясь на северный Ирак и иракскую анархию, захотят объявить о создании Курдистана, то гражданская война в странах, где есть курдское население, обеспечена. Последствия такой войны непредсказуемы, и поэтому все страны с курдским населением сейчас озабочены смягчением курдской проблемы.
Подобный расклад сил показывает нам основные направления политики главных игроков на Ближнем Востоке. Перед Турцией стоят задачи:
• увеличить своё влияние на остальные страны суннитского блока и сравнить его с влиянием американским;
• выход из НАТО и развязывание себе рук;
• сделать всё возможное для выхода американских войск со своей территории;
• взять контроль над суннитским блоком целиком в свои руки;
• наладить отношения с Арменией, и, опираясь на Азербайджан, распространить своё влияние на Кавказ и южные территории России.
Такие задачи можно решить, если сложится такая ситуация, когда армия Соединённых Штатов должна будет покинуть территорию Турции. Однако сегодня США крепко держатся за Турцию, и поэтому осуществление задач пока невозможно. Улучшение отношений с Арменией упирается в вопрос об армянском геноциде во время Первой Мировой войны, причём и Турция, и Армения сегодня не намерены менять свою позицию.
Иран сейчас озабочен другими вопросами:
• найти союзников среди сильных стран;
• обеспечить безопасность от израильской и американской агрессии;
• снять западные эмбарго и занять достойное место в мировой экономике.
А какие интересы имеет Россия в этом взрывоопасном регионе?
К сожалению, Россия не может отмахнуться от Ближнего Востока. Цель России на протяжении веков – выполнение Византийского Завещания (защита и распространение Православия, обращение Константинополя, установление контроля над Святой Землёй). И, как назло, всё зависит именно от нашего злейшего врага – Турции. Не секрет, что сегодня Турция с поддержки Вашингтона, проводит анти-русскую политику на Кавказе, а главный союзник Турции – Саудовская Аравия – финансирует ваххабитские секты на Кавказе и оказывает всю возможную помощь чеченским боевикам.
Сегодняшняя постсоветская элита абсолютно не озабочена турецкими поползновениями на Кавказе. Она позволяет себе заигрывание с боевиками, которых надо только уничтожать, и не делает ничего для прекращения ваххабитской пропаганды, которая представляет опасность не только для Кавказа, но и для Татарстана с Башкирией. Затягивание с борьбой с ваххабизмом на территории страны чревато большими проблемами в будущем.
В целом, национальные задачи России требуют ослабления Турции и ослабления влияния суннитского блока на Кавказ. Дипломатическим способом можно удержать только Армению. А вот Азербайджан после развала СССР сделал большое продвижение в сторону Турции, и чтобы его повернуть его к себе, надо решить проблему Нагорного Карабаха в пользу Азербайджана, что отвратит уже Армению. Поэтому идеальный способ остановить турецкие козни на Кавказе – вернуть всё Закавказье в состав России и привлечь элиты Азербайджана к ответственности. По процессу против коммунизма, т.к. азербайджанские элиты в основном выходцы из парт-номенклатуры, как и во всех постсоветских странах, кроме Прибалтики. К сожалению, сделать это сегодня невозможно, т.к. Россия сама нуждается в подобной чистке, да и дипломатически путём разрубить это узел тоже не получится. Но этот путь – единственный, и поэтому дело возврата Закавказья – вопрос будущего.
Сказать Турции "нет" на Кавказе – это ещё не значит остановить её поползновения на север. Турция хорошо помнит, что именно вмешательство России в турецкие дела в XVIIв. поставило точку в решении "восточного вопроса", сделав крах Османской Империи вопросом времени. И вряд ли она упустит шанс, чтобы отыграться. Для этого надо при каждой возможности всеми силами ослаблять Турцию и не давать ей ходу на мировой политической арене.
В деле ослабления Турции
Россия может поставить на Иран, который как раз ищет сильных союзников. Хотя Иран тоже имеет к нам исторические претензии, но сегодня не существует особых камней преткновения между нами. Самое главное, что Иран находится в суннитском окружении, и поэтому персы не ставят перед собой экспансивные задачи.Союзнический Иран – это и противовес Турции в регионе, и прикрытие интересов России в Средней Азии, и хороший задел для распространения русского влияния на Ближний Восток и на Индостан. Оказание помощи Ирану в дипломатической борьбе с США и Израилем, установление тесных экономических связей - вот способы привлечения персов на свою сторону.
К большому сожалению, сегодня дипломатический прорыв России на Ближнем Востоке невозможен. А всё из-за чекистско-нуворишской шайки, рулящей страной, которая ради мнимой дружбы с Западом портит отношения с вероятными союзниками в регионе (например, не оказывает дипломатическую помощь Ирану, присоединяется к санкциям, не помогает с развитием вооружения) и не морочит себе голову проблемами агрессивной турецкой политики. А ведь время идёт, обстановка на Ближнем Востоке нестабильна, и сегодняшние вероятные партнёры могут просто потерять терпение и отвернуться от России, возможно и навсегда. Для России это означает ужасный геополитический разгром и изгнание из региона. В таком случае наша страна теряет возможность создать внутри-региональные противовесы Турции, окончательно усмирить радикальный ислам на своей территории, спокойно вернуть Среднюю Азию. Россия получает постоянные проблемы с Кавказом, а также необходимость отбиваться от Турции только своими силами. И самое главное – выполнение Византийского Завещания отодвигается на неопределённый срок…
Глеб Ходкевич
http://pereklichka.livejournal.com/123540.htmlОбращаю Ваше внимание, что и здесь мои позиции во многом совпадают с РОВС, хотя и не во всём.