Белая гвардия > Александр Васильевич Колчак

Золото Колчака

(1/4) > >>

Abigal:
В течение нескольких номеров читатель газеты "Аргументы и факты" мог следить за тем, как постоянно раскрывалась тайна Золота Колчака...

«Аргументы и Факты» раскрыли тайну золота Колчака

На фоне премьеры фильма о Колчаке вновь вспыхнули разговоры о колчаковском золоте

Не одно поколение кладоискателей ищет его «где-то на дне шахты в Сибири». А кто-то уверен, что золотые запасы лежат в западных банках, где на них «наросли» немереные проценты. Этим легендам скоро исполнится сто лет, где же сокровища на самом деле?

Доктор исторических наук Олег Будницкий почти десять лет занимается проблемой. Благодаря доступу к архивам белой эмиграции* учёному всё-таки удалось «взять след». Результатами поисков он поделился с «АиФ».

Ванька Каин
Колчаковское золото - это большая часть золотого запаса Российской империи, которая в начале Гражданской войны хранилась в Казани, казавшейся безопасным местом. Здесь в августе 1918 г. золото было захвачено войсками Комуча (Комитета членов Учредительного собрания).

После различных перемещений «золотые эшелоны» были «угнаны» из Челябинска будущим колчаковским министром финансов Иваном Михайловым по кличке Ванька Каин и оказались в Омске. Добыча составила более 490 тонн золота в монетах, слитках, полосах и кружках на сумму более 645 млн. золотых рублей (зол. руб.). В то время золотой рубль стоил 0,5 долл. Так что в распоряжении Колчака оказалась огромная по тем временам сумма. Адмирал длительное время запрещал трогать золото, считая его общенациональным достоянием.

Однако снабжение колчаковских войск союзниками было недостаточным, и часть золота белые были вынуждены продать или заложить в заграничных банках в обеспечение кредитов. Всего на это ушло свыше 190 млн. зол. руб. Найти покупателя на часть российской имперской казны оказалось непросто, ведь её пыталось продать непризнанное правительство. Банкиры боялись: вдруг в стране установится другая власть и призовёт их к ответу? Наконец на сделку согласились французские банкиры. Первая партия колчаковского золота была продана ниже рыночной стоимости.

Однако после первой сделки возникла конкуренция между британскими, японскими и французскими банками, выстроившимися в очередь за русским золотом. Этим воспользовались российские финансисты. Александр Никольский, директор иностранного отделения кредитной канцелярии правительства Колчака, писал в своих мемуарах о том, как однажды продал партию золота одному из японских банков по завышенной цене. Он заявил им, что золото хотят купить американцы, но, дескать, он дружески относится к японцам и готов уступить золото им. Но ответ надо дать немедленно. Хитрость в том, что японцы не умеют быстро считать в уме. Этим и решил воспользоваться финансист. Директор японского банка и в самом деле в азарте конкурентной борьбы согласился на цену Никольского.

Деньги сожгли
Львиная доля денег пошла на закупку вооружения, боеприпасов и обмундирования. К тому же свыше 4 млн. долл. пошли на заказ денежных знаков, рублей нового образца. Колчаковские экономисты хотели пустить в оборот надёжные купюры, которые было трудно подделать. Купюры изготовили, но не успели доставить в Россию до падения Колчака. Несколько лет банкноты хранились в США на складе, за аренду которого приходилось платить. В конце концов, деньги в буквальном смысле пустили на ветер - сожгли 2484 ящика с денежными знаками. Для этого даже пришлось построить две специальные печи.

Счёт за насекомых
Часть колчаковского золота была похищена. Один из эшелонов захватил атаман Семёнов. Золота в нём было более чем на 43 млн. зол. руб. Эти деньги атаман потратил на содержание своих войск. В последние дни колчаковского режима в ночь с 11 на 12 января 1920 года между станциями Зима и Тыреть загадочно пропали 13 ящиков с золотом (на 780 тыс. зол. руб.). А большая часть золота - более 409 млн. руб. - после разгрома Колчака досталась в начале 1920 г. красным вместе с адмиралом. Колчак был расстрелян, а золото отправлено обратно в Казань.



К моменту полного краха белого движения на счетах правительства Колчака ещё оставались значительные суммы - порядка 80 млн. руб. золотом. Было ясно, что после окончательной победы большевиков на деньги будет наложен арест заграничными правительствами. со счетами частных лиц это сделать невозможно. И тогда деньги были переведены на счета российских финансовых агентов (атташе) Конрада Евгеньевича фон Замена (Лондон, около 3 млн. ф. ст.), Сергея Антоновича Угета (Нью-Йорк, 22,5 млн. долл.), Карла Карловича Миллера (Токио, свыше 6 млн. иен). Они были избраны в качестве хранителей казённых денег, поскольку имели стаж службы в Министерстве финансов до революции и пользовались  исключительным доверием (абы кого на такие посты не назначали, а Замен был даже директором Кредитной канцелярии Министерства финансов). Кроме того, они доказали свою преданность Белому движению и пользовались авторитетом в финансовых кругах стран пребывания.


Львиная доля оставшихся средств (свыше 2 млн. долл.) пошла на расселение армии Врангеля в Сербии и Болгарии. Впоследствии деньги шли на поддержку русских школ, больниц, домов престарелых, на пособия «семьям героев Гражданской войны», в частности, пособие выплачивалось вдове адмирала Колчака - Софье Фёдоровне, генералу Деникину, который взял на воспитание детей генерала Корнилова, и т. д.


Заботясь о своей репутации, финансисты тщательно документировали расходование каждого доллара, франка или иены - вплоть до счёта на 75 долл. за травлю «различного рода насекомых» в российском торговом представительстве в Нью-Йорке.

Золотой ручеёк окончательно обмелел в конце 1950-х гг. Это так, к слову, для тех, кто ещё ищет…

* Гуверовский архив в Калифорнии, Бахметевский архив в Нью-Йорке, Русский архив в Лидсе.

Информация: http://www.aif.ru/society/article/22013
Пройдя по ссылке можно будет увидеть фотографии и карты, относящиеся к статье.

Abigal:
В продолжении темы я буду постоянно опубликовывать все новые и новые материалы и статьи, связанные с золотом Александра Колчака...

«Золото Колчака» 90 лет могло пролежать в Байкале

Уникальные артефакты нашли участники экспедиции «Миры» на Байкале». Блестящие предметы похожи на слитки.

30 августа ГОА «Мир-1» и «Мир-2» совершили заключительные погружения в озеро Байкал в рамках Международной комплексной научно-исследовательской экспедиции «Миры» на Байкале».

Погружения прошли в районе берегового склона Кругобайкальской железной дороги, где в 2009 году экспедицией были обнаружены фрагменты железнодорожного вагона, а также ящики с патронами времен Гражданской войны. Участники экспедиции не теряют надежды найти на дне озера легендарное «золото Колчака» или другие реликвии тех времен.

В погружении участвовали буддистский священник из Бурятии и представитель руководства Фонда содействия сохранению озера Байкал. В экипаж вошли пилот Евгений Черняев, Директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов и начальник аппарата губернатора Иркутской области Владимир Дорофеев.

Во время погружения ГОА «Мир-2» обнаружил уникальную находку в районе мыса Толстый, в 1,5 км от берега на глубине около 400 м. Члены экипажа увидели прямоугольные объекты с металлическим блеском, похожие на золото. Исследователи попытались забрать артефакты в специальные накопители с помощью манипулятора.
Аппарат «Мир-2» был поднят на борт баржи-носителя «Метрополия».

- После обнаружения на глубине почти 1000 метров фрагментов металлических конструкций, похожих на фермы железнодорожного моста КБЖД, аппарат начал подъем по береговому склону, покрытому осыпными породами. На этом склоне были найдены 4 бруска с характерным золотым блеском, зажатые в расщелине на осыпи. Мы смогли максимально приблизиться к находке, но так как осыпь - очень подвижная структура, то любые действия манипулятора приводили гравий в движение. Манипулятор не смог дотянуться до находок, но мы зафиксировали точные их координаты, - прокомментировал директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов.

Все полученные в результате сегодняшних погружений данные будут обнародованы в рамках работы Байкальского экономического форума, который пройдет в Иркутске с 6 по 9 сентября 2010 года, сообщает Фонд содействия сохранению озера Байка.

В 2008 году «Миры» уже пытались найти золото Колчака, которое, как предполагается, в годы гражданской войны могло затонуть в Байкале. Поиски не принесли результатов. Они шли на глубине более тысячи метров в районе Листвянки, где мог затонуть железнодорожный эшелон, перевозивший захваченное золото царской России.

Глубоководные аппараты «Мир» нашли на дне озера остатки старых железнодорожных вагонов Гражданской войны в 2009 году. В прошлом сезоне наступление осени — штормовой ветер, сильные грозы и высокие волны — помешало завершить работы в этом районе. Исследователи не исключают, что в поезде находилось золото Колчака. Возможно, именно в этом районе Байкала в озеро упал железнодорожный состав, перевозивший золото белой армии.

Как утверждают историки, в 1914—1917 годах около трети золотого запаса России было отослано на временное хранение в Англию и Канаду, а примерно половина была вывезена в Казань. Часть золотого запаса Российской империи, хранившаяся в Казани (более 500 тонн), была захвачена 7 августа 1918 года войсками Народной армии под командованием Генерального штаба полковника Каппеля и отправлена в Самару. Там утвердилось правительство КОМУЧа.

Из Самары золото на некоторое время перевезли в Уфу, а в конце ноября 1918 года золотой запас Российской империи был перемещён в Омск и поступил в распоряжение правительства Колчака. Золото было размещено на хранение в местном филиале Госбанка. В мае 1919 года было установлено, что всего в Омске находилось золота на сумму 650 млн рублей - 505 тонн.

Имея в своем распоряжении большую часть золотого запаса России, Колчак не позволял своему правительству расходовать золото, даже для стабилизации финансовой системы и борьбы с инфляцией. На закупку вооружения и обмундирования для своей армии Колчак потратил 68 миллионов рублей. Под залог 128 миллионов рублей получены кредиты в зарубежных банках: доходы от размещения возвращались в Россию.

31 октября 1919 года золотой запас под усиленной охраной был погружен в 40 вагонов, ещё в 12 вагонах находился сопровождающий персонал. Они отправились по Транссибирской магистрали от Ново-Николаевска (ныне Новосибирск) до Иркутска.

27 декабря 1919 года штабной поезд и поезд с золотом прибыли на станцию Нижнеудинск, где представители Антанты вынудили адмирала Колчака подписать приказ об отречении от прав Верховного правителя России и передать эшелон с золотым запасом под контроль Чехословацкого корпуса.

15 января 1920 года чешское командование выдало Колчака эсеровскому Политцентру, который уже через несколько дней передал адмирала большевикам. 7 февраля чехословаки отдали большевикам 409 миллионов рублей золотом в обмен на гарантии беспрепятственной эвакуации корпуса из России.

Народный комиссариат финансов РСФСР в июне 1921 года составил специальную справку: за период правления адмирала Колчака золотой запас России сократился на 235,6 миллионов рублей, или на 182 тонны. Ещё 35 миллионов рублей из золотого запаса пропало уже после передачи его большевикам, при перевозке из Иркутска в Казань. Его-то и ищут долгие годы ученые.

Есть мнение, что золото до сих пор лежит в банках Великобритании и Японии. Однако уже более восьмидесяти лет живет легенда о том, что часть золотого запаса, вывезенного белыми из Казани, затерялась где-то в Сибири. Ученые искали золотые слитки и под Красноярском, и в Приморье, но ничего не нашли. Возможно, увиденные на дне Байкала предметы, похожие на слитки и окажутся частью золота, ставшего настоящей легендой.

http://www.irk.aif.ru/science/article/15426

Abigal:
Призрак «золотого эшелона» Колчака

Из «золотого состава» исчезло всего 13 ящиков и один дорогой мешок, что составляет лишь одну пятнадцатую часть объёма небольшого пульмановского вагона.

Это одна из самых популярных загадок русской истории начала ХХ века. Теме «Куда исчезла значительная часть золотого запаса Российской империи в годы Гражданской войны?» посвящено множество противоречивых публикаций, которые дали почву самым невероятным мифам. Осенью этого года все ведущие российские СМИ сообщили о предстоящем поиске колчаковского золота на дне Байкала глубоководными аппаратами «Мир». Преуспеют ли акванавты, выяснял иркутский исследователь Сергей Волков.

Под знаком Красного креста
За время правления Сибирского правительства во главе с Александром Колчаком из Омска во Владивосток было осуществлено семь поставок драгоценного металла. По документам Кредитной канцелярии, в портовый город отправлено в общей сложности 9244,5 пуда золота на сумму более 195 млн золотых рублей, однако не всё оно благополучно добралось до пункта назначения. Эшелон, отправленный 18 октября с общим весом золота около 2 тыс. пудов (32 т) общей стоимостью 43,5 млн рублей захватил в Чите атаман Семёнов.

Но наибольший интерес представляет история последнего эшелона, сформированного при эвакуации белых из Омска. Крупная кража из этого состава породила устойчивые слухи о спрятанном в Восточном Саяне золоте Колчака. Это была самая большая перевозка золота на восток, по своей ценности более чем в два раза превышающая суммарную стоимость всех вместе взятых семи предшествующих отправок во Владивосток.

10 ноября 1919 года в Омске сформирован литерный поезд. Он состоял из 29 вагонов с ценностями (из них 28 - с золотом) и 11 вагонов охраны, ещё в 7 вагонах другого состава погружены серебро и платина. Золотой состав замаскировали под санитарный - на некоторых вагонах были знаки Красного Креста. Вот что сообщает об эвакуации газета «Новая русская жизнь»:

«Из Омска отправлено семь военных эшелонов на восток, в одном из которых размещался золотой запас. В эшелонах находилось более 1 тыс. человек, в том числе личный конвой Колчака». Поезда имели литеры «А», «В» - поезд верховного правителя, «С», «Д» - золотой состав, «Е» и бронепоезд. За паровозами шли две блиндированные платформы.

13 ящиков пропало
Из-за смуты гражданской войны до Иркутска «золотой эшелон» добирался чрезвычайно долго. Для сравнения -министры, покинувшие Омск 10 ноября, ехали 2400 км до Иркутска 9 дней, «золотому эшелону» и поезду Колчака, вышедшим из Омска двумя днями позже, на этот же путь пришлось потратить два месяца и три дня. За этот период произошло отречение Верховного правителя Колчака от власти, передача «золотого эшелона» под охрану чехословацким легионерам, а позже - большевикам.

Было также зафиксировано два хищения. Согласно акту комиссии, в Нижнеудинске официально приняли 28 вагонов с золотом: 5156 ящиков, 1678 солдатских мешков, общим весом 21 842 пуда. В Иркутске при передаче большевикам проведена новая ревизия. Не доставало 13 ящиков.

По утверждениям разных историков, из последнего «золотого эшелона» Колчака могло бесследно исчезнуть от 1 до 4-6 млн золотых рублей, однако, наверное, правильнее будет ссылаться на официальные банковские документы и акт ревизии в Иркутске, согласно которым в пути следования произошло лишь две кражи золота: на перегоне перед ст. Тыреть - 13 ящиков на 780 тыс рублей, при погрузке в Омске - мешок на 60 тыс рублей. Всего на 840 тыс рублей. Судьба этих 13 ящиков и одного мешка нуждается в дальнейшем исследовании. Никаких других краж не было!

В отдельных публикациях к кражам из «золотого эшелона» ошибочно прибавляют третье хищение, которое в действительности произошло из седьмой октябрьской поставки золота на ст. Тайга (того самого, захваченного атаманом Семёновым в Чите).

Вагоны-то разные
К числу наиболее часто повторяющихся нелепостей можно отнести утверждения, что вагонов с золотом дошло меньше, чем их было при отправке. Источник этого заблуждения порождён ошибкой при сравнении вагонов разной грузоподъёмности. Ведь из Омска золото перевозилось в двухосных пульмановских вагонах (их максимальная грузоподъёмность в 1920 г. составляла 16 т), а возвращалось золото из Иркутска в более вместительных новых американских вагонах. То есть, содержимое 28 пульмановских вагонов перегрузили в 13 более вместительных американских.

На всём пути следования золото находилось под охраной и жёстким контролем, сопровождавших его финансовых работников. Пломбы на вагонах проверялись неоднократно в течение дня, охрану несли на нескольких периметрах вокруг вагонов смешанные караулы из чехословацких и русских солдат, среди которых на разных этапах присутствовали конвойные из охраны Колчака, затем - черемховские партизаны и политцентровские солдаты. Даже Япония предъявила в Иркутске претензию на то, чтобы к русскому золотому запасу был приставлен их караул.

Сказки, в которые хочется верить
О «золотом эшелоне», следовавшем из Омска в Иркутск, написаны десятки приключенческих романов и сняты фильмы. Английский писатель Брайн Гарфилд в 1974 г. выпустил роман «Золото Колчака», в котором рассказана вымышленная история о пропавшем в годы Гражданской войны золотом эшелоне по пути его следования во Владивосток и последующем противоборстве уже в наше время спецслужб ЦРУ и КГБ, пытающихся найти на необъятных просторах Сибири золотую шахту со спрятанными в ней сокровищами. Несколько ранее подобный сюжет был использован в российском фильме «Золотой эшелон», который продолжают искать многочисленные кладоискатели. В итоге широкое распространение получили неверные сведения о событиях, не имевших места на самом деле.

Шумиха, поднятая вокруг поиска колчаковского золота на дне Байкала глубоководными аппаратами «Мир», может быть объяснена «пиаром» и некомпетентностью консультирующих экспедицию историков. Озвученная исследователями гипотеза о том, что поезд с золотом Колчака в 1920 году упал в воду с моста через Березовскую бухту на Кругобайкальской железной дороге (99-100 км), не выдерживает никакой критики, ведь этот мост на самом деле к описываемому времени уже не существовал - в 1914-1915 гг. он перенесён на р. Выдрино.

О каком золоте вообще идёт речь, если «золотой эшелон» восточнее Иркутска не перемещался и больших недостач золота не существует в природе? Никаких «местных» легенд о затонувшем «колчаковском золоте» в Байкале до начала работы «Миров» на сибирском озере не существовало.

Языком цифр:

При императоре Николае II золотой запас России был одним из крупнейших в Европе. Накануне Первой мировой войны царская Россия по размерам золотой казны уступала только США и Франции. На 1 января 1914 г. запас оценивался в 1695 млн золотых рублей (около 1312 т). К февралю 1917 г., после расходов на Первую мировою войну, он сократился до 1096 млн рублей (848,5 т). Колчаку досталась только половина. В Казани хранилось 651 млн. рублей золота, в хранилищах Нижнего Новгорода - 440 млн. Из доставленного впоследствии в Омск «казанского золота» правительством Колчака истрачено на ведение войны, по данным справки Наркомфина от 6 июля 1921 г, 235,5 млн рублей - 1/3. Из Иркутска в Казань было возвращено 409,6 млн рублей, т.е. 2/3 «казанского золота». Ещё раз обращаем ваше внимание на официальные данные: возвращены две трети, истрачена одна треть.

Обнаруженные 30 августа 2009 г на глубине 1350 м при погружении «Мира» на 132 км Кругобайкальской железной дороги обломки вагонов могут быть не времён Гражданской войны, а относиться к одному из 15 известных крушений поездов, происшедших за период с 1930 года до 1962 года. Нет никаких веских доказательств о принадлежности найденных на дне железнодорожных вагонов не только к «колчаковскому золоту», но и к годам Гражданской войны.

Кстати:

2 декабря на Байкале начались съёмки двух фильмов «Золото Колчака» и «Глубинный телескоп Байкала». Группа Федерального космического агентства готовит их для телеканалов «Дискавери» и «Вести», сообщила сотрудник пресс-службы ВСЖД Альбина Павленко:

- Это очень серьёзный проект. Основной задачей фильмов станет популяризация озера Байкал и Прибайкалья, а также привлечение внимания к развитию железнодорожного туризма на Байкале. Картины расскажут и о Кругобайкальской железой дороге как уникальном памятнике промышленной архитектуры, аналогов которого нет в России. Картины выйдут в эфир в 2010 году.

http://www.irk.aif.ru/society/article/10175

Abigal:
Позолоченное дно Байкала

Статья 1
На Байкале нашли обломки одного из 15 поездов?

Исследователи заходят в тупик, гоняясь за призраком золотого эшелона Колчака.

В течение последних трёх лет с подачи международной научно-исследо­вательской экспедиции «Миры» на Байкале» российские СМИ распространяют исторически недостоверный миф - о якобы затонувшем на дне Байкала золотом эшелоне времён Гражданской войны. С разоблачением этого мифа выступает эксперт «АиФ в ВС», путешественник Сергей Волков.

В распространении легенд о золоте Колчака и его блеске на дне Байкала, сильно искажённых и приукрашенных вымыслом журналистов в многочисленных перепечатках, удивляет не столько их полная бездоказательность, сколько разнообразие комментариев со слабым знанием истории и грубейшими фактическими ошибками. В итоге за три года сознательной манипуляции общественным сознанием на наших глазах родился новый миф - о якобы затонувшем золотом эшелоне Колчака в Байкале. Теперь самой популярной темой на экскурсиях по Кругобайкальской железной дороге стал вопрос: «А правда ли, что здесь утонул поезд с золотом?»

Интересно отметить, что ни разу в комментариях не прозвучало, на основании каких документов ищут золото Колчака или какую-либо его часть в Байкале. А на видеокадрах, обнародованных на Байкальском экономическом форуме, последнего погружения глубоководных аппаратов «Миры» пользователи Интернета так и не смогли рассмотреть среди камней ничего похожего на обещанный «золотой блеск четырёх слитков»...

Нет блеска - есть сенсация
За три года работы «Миров» на Байкале было сделано много важных научных открытий, исследованы газогидраты, обнаружены новые живые организмы, однако самыми громкими и сенсационными среди них оказались заявления о предположительных находках золота Колчака. В 2008 году было объявлено об обнаружении «остатков железнодорожных вагонов времён Гражданской войны, предположительно с золотом Колчака» вблизи 90-го км Кругобайкальской железной дороги на глубине 700 м. Директор Фонда содействия сохранению озера Байкал Баир Цыренов по этому поводу говорил: «Интрига сохраняется, потому что нельзя пока с точностью сказать, есть тут золото Колчака или его не было никогда. На сегодня этот вопрос остаётся открытым».

В следующем году на глубине 1350 м при погружении «Мира» в другой точке на 132-м км Кругобайкальской железной дороги обнаружены фрагменты железных конструкций, объявленных также обломками вагонов времён Гражданской войны. Однако никаких веских доказательств о принадлежности найденных на дне железнодорожных вагонов не только к колчаковскому золоту, но и к годам Гражданской войны продемонстрировано не было. Эти железные обломки могут относиться к одному из 15 известных крушений поездов, происшедших за период с 1930 года до 1962 года. Историк А. Тиваненко, участвующий в этом погружении, сообщает, что на «самом деле что-то блеснуло золотым цветом, но ситуация такова, что сдвинь с места один камень - вся осыпь придёт в движение». Удивительным образом, точно так же при последнем погружении в летнем сезоне 2010 г., с точностью до деталей, как по отработанному сценарию, была официально обнародована очередная сенсация. На этот раз на 81-м км, в третьей точке погружений у Кругобайкальской железной дороги натурально блеснули 4 «прямоугольных предмета с металлическим блеском, похожим на золото». «Мы смогли максимально приблизиться к находке, но так как осыпь - очень подвижная структура, то любые действия манипулятора приводили гравий в движение. Манипулятор не смог дотянуться до находок, но мы зафиксировали точные их координаты и дайверы смогут продолжить поиск», - сказал Баир Цыренов.

Несмотря на то, что найденные небольшие прямоугольные предметы удобны для захвата современным манипулятором, аппарату «Мир-2» не удалось поднять их со дна ни в 2009 г., ни аналогично - в 2010 г. Складывается впечатление, что либо дно Байкала сплошь усыпано золотыми слитками, крепко «зажатыми в расщелинах на гравийной осыпи», либо инициаторы этой сенсации никогда не заглядывали в школьные учебники и не консультировались с профессиональными историками.

Упал с моста, которого не было
Достаточно открыть подшивку газет «Власть труда», чтобы прочитать в номере от 23 апреля 1920 г. рапорт В.И. Ленину об отправке из Иркутска в честь его 50-летия принятого от чехов золотого запаса России, который никогда восточнее Иркутска не перемещался, следовательно, - никоим образом не мог попасть в Байкал. Всё золото, а это 343 тонны 72 кг, было принято и пересчитано большевиками и в сохранности доставлено в Казань.

В фильме «Тайна золота Колчака» (2010 г.), претендующего на документальное расследование, недавно показанного телеканалом «Россия-1», историк из Улан-Удэ, серьёзно глядя с экрана телевизора на зрителя, вещает о передаче чехам за выдачу Колчака половины золотого запаса, который якобы впоследствии затонул вместе с поездом при взрыве 11 февраля 1920 г. тоннеля № 6 или железнодорожного моста в бухте Берёзовой на 100-м км Кругобайкальской железной дороги, когда 200 тонн золота погрузились в пучины Байкала.

Интересно, откуда авторы фильма и историк, официально консультирующий экспедицию «Миры» на Байкале» и участвующий в её работе, черпают эти невероятные сведения, если из архивных документов известно, что в действительности мост через Берёзовую бухту к 1920 г. уже не существовал (в 1914-1915 годах переправа была перенесена на восточный берег Байкала на реку Выдрино), следовательно, - никакой поезд в 1920 году с него упасть не мог? Тем более - 11 февраля, когда золотой эшелон фактически находился в Иркутске и по условиям Куйтунского договора с чехами «ни при каких условиях этот золотой запас не мог быть продвинут восточнее Иркутска». 15 января прибывший в Иркутск золотой эшелон загнали в тупик, отцепили паровоз и отогнали в депо. Для полной уверенности, что эшелон не угонят, впереди и сзади поезда разобрали рельсы и вытащили подшипники из колёс вагонов. Охрану эшелона круглосуточно несли хорошо вооружённые чехословацкие легионеры совместно с дружинниками Политцентра, солдатами-большевиками и чекистами РВК. Даже Япония предъявила претензию, чтобы к русскому золотому запасу был приставлен японский караул. Золотой эшелон простоял под усиленной чехо-русской охраной в Иркутске до начала марта 1920 г., вплоть до ухода последнего чехословацкого эшелона с солдатами, и никогда по Кругобайкальской дороге не перемещался.

В 1920 г. диверсий, взрывов и сходов поездов на Кругобайкальской железной дороге в архивных материалах Министерства путей сообщения не зафиксировано, нет упоминаний о подобных случаях в Иркутской летописи и местных газетах, дорога функционировала бесперебойно, так как в январе 1920 г. чехи при поддержке американского полка разоружили семёновцев и взяли под свой контроль жизненно важную для их отступления на восток и уязвимую для возможных диверсий Кругобайкальскую железную дорогу. О взорванном мосте и рухнувшем в Байкал поезде нет нигде упоминаний.

О мнимых потерях колчаковского золота много писали в 1990-х годах, даже инициировали его поиск на уровне Государственной Думы, но потом всё-таки нашлись умные люди, которые заглянули в архивы и выяснили, что золото в принципе никуда не исчезало...

http://www.irk.aif.ru/baikal/article/16121

Статья 2
(продолжение)
Уж лучше б врали об утонувших богатствах Чингисхана, нежели Колчака

На Кругобайкальской железной дороге случались крушения поездов, но «укатиться» на 1,5 км от берега вагоны вряд ли могли.

В то время как федеральный «АиФ» знакомит читателей с версией о крупном хищении «золота Колчака» в Казани, иркутский исследователь Сергей Волков продолжает опровергать популярное нынче заблуждение о том, что исчезнувшая часть золотого запаса Российской империи может находиться на дне Байкала. Напомним, о блеске драгметалла в озере не раз заявляли члены глубоководной экспедиции «Миры на Байкале».

О перемещении и расходовании «золота Колчака» сохранилась масса банковских документов, из которых видно, что больших потерь драгоценностей не было в природе. Все эти байки о зарытых в мёрзлом грунте лютой зимой 1919 г. золотых кладах вдоль Транссиба и утонувших вагонах, набитых золотыми слитками, - фантазии людей, не пожелавших сходить в библиотеку, чтобы узнать правду. Распространение ошибочных сведений не делает чести их авторам и имиджу серьёзной научной экспедиции на Байкале.

Хотя, может быть, и стоит для подрастающей молодёжи оставить жить новую версию легенды о паре «блеснувших колчаковских слитков» на дне Байкала, чтобы не убивать надежду на возможность находок артефактов у новых дайверов - будущих исследователей дна нашего загадочного озера.

Какими вагонами считать
Золотой состав Колчака при его эвакуации на восток стал самой крупной перевозкой драгоценностей тех лет. Из Омска слитки и золотые монеты перевозились в двухосных пульмановских вагонах (максимальной грузоподъёмностью 16 т), а возвращались из Иркутска после ареста Колчака в более вместительных американских вагонах (30 т). Таким образом, сократилось количество вагонов - с 29 до 13. Эта разница и породила миф о пропаже десятка вагонов с золотом.

Между тем на всём пути следования на восток золотой состав надёжно охранялся, пломбы на вагонах проверялись по несколько раз в день. Движение большей части денежных средств и перемещение золотого запаса полностью отслеживается по сохранившимся банковским документам. Все траты колчаковского правительства из золотого запаса известны, их движение скрупулезно, вплоть до счёта в размере $75 на травлю насекомых в здании торгового представительства Нью-Йорка, систематизировано историком О. Будницким в книге «Колчаковское золото».

Из опубликованных архивных документов (при желании которые легко найти) известно, что Колчаку досталось золотых запасов на сумму 645 410 870 руб. (в весовом эквиваленте это - 490 т 448 кг золота, преимущественно в монете и слитках), из них возвращено из Иркутска в Казань - 409 625 870 руб., доставлено во Владивосток четырьмя поездами и истрачено - 190 899 651 руб., захвачен пятый поезд атаманом Семёновым в Чите, небольшая часть золота потрачена на содержание его армии, но в основном - передана на временное хранение японским оккупационным властям, т.е. попала в японские банки и была истрачена на нужды белого движения - 43 557 744, похищено в Омске при погрузке в последний, шестой по счёту, эвакуируемый золотой эшелон Колчака - 60 тыс. руб., пропало между станциями Зима и Тыреть в ночь на 12 января 1920 г. - 780 тыс. руб. 3 мая 1920 г. золотой запас РСФСР (5143 ящика и 1678 мешков с золотом и другими ценностями) был доставлен обратно в Казань и помещён в кладовые банка. Дебет с кредитом, в принципе, сходится, никаких многотонных потерь и исчезнувших неизвестно куда вагонов золота нет. Пропало лишь в сумме 13 ящиков, общим весом 750 кг.

Чехи золота не брали?
Не выдерживает критики и растиражированный миф о передаче части половины золотого запаса чешским легионерам за выдачу Колчака. В действительности, под угрозой непропуска их эшелонов на восток всё золото до копейки было ими возвращено большевикам в Иркутске, о чём свидетельствует сохранившийся протокол, который хранится в Военно-историческом архиве Чешской республики.

Остаётся единственная и возможная для аргументации поиска золота на дне Байкала версия - могли ли 750 кг пропавшего золота в Тырети каким-то образом оказаться в итоге на дне Байкала в районе Кругобайкальской железной дороги? Весьма маловероятно. Даже если предположить, что золото было снято с поезда по приказу Колчака для нужд отступающей армии и перегружено на подводы каппелевцев, а потом утонуло напротив Толстого мыса в Байкале. В это трудно поверить - нигде в мемуарах белых не упоминается движение по льду вдоль Кругобайкальской железной дороги. Отступающие каппелевцы шли колонной по маршруту: пос. Листвянка - Большое Голоустное - ст. Мысовая, это почти на 70 км севернее того места, где «Мирам» блеснул «презренный металл».

Следует заметить, что произошло это на расстоянии 1,5 км от берега и на глубине 400 м, недоступной для погружений дайверов, поэтому подтвердить находку брусков с золотым блеском вряд ли в ближайшее время удастся. Рельеф подводного склона в районе Толстого мыса, по наблюдениям дайверов, пологий. Как могли вагоны в перевёрнутом положении, кувыркаясь, укатиться под водой без рельсов по крупным валунам, через скалы и рвы на 1,5 км от берега?!!

Какое историческое знание приобретёт молодёжь, если историки, газеты и телевидение будут ежедневно распространять неверные исторические факты, и какая польза от научных экспедиций, сознательно распространяющих сомнительные фактами? Охотникам за дешёвыми сенсациями проще было бы объявить о поиске золота Чингисхана, опровергнуть версию о его затоплении в Байкале за давностью лет было бы значительно труднее, нежели о золоте Колчака!

http://www.irk.aif.ru/culture/article/16262

Продолжение темы...
Попали ли золотые слитки на дно Байкала – большой воп­рос

Возможность нахождения на дне Байкала прямо-таки вагонов с золотом Колчака, конечно, исключена, но единичные находки случайных слитков возможны.

Трудно поверить, что их бросали в воду для задабривания духов Байкала при переправах через бушующее озеро отчаявшиеся путники, как это, например, делали удалённые от наших мест жрецы майя. Но…

Золото было у чехов и у личного конвоя Колчака. Например, согласно документам Иркутского областного архива, в вагоне адмирала (хотя об этом нигде сегодня не упоминается) были золотые слитки и значительная сумма серебра. У сопровождавших его лиц было обнаружено 7 номерных золотых слитков Государственного банка России, 5 самородков золота, узелок рассыпного золота. В акте изъятия указаны фамилии, вероятно из числа 60 офицеров личного конвоя, оставшихся с адмиралом, - граждан Зимина и Ермолаева. Было ли это личными накоплениями или они из числа слитков, похищенных в Тырети, уже вряд ли удастся узнать.

По постановлению Иркутского губернского революционного комитета от 26 февраля 1920 г. все ценности и деньги, обнаруженные в бывшем поезде Колчака, были переданы в Иркутское отделение Государственного банка. Таких ценностей оказалось немало. Только в оставленном купе Колчака (в Нижнеудинске адмирал пересел в вагон II класса, прицепленный к чехословацкому составу, поэтому при аресте при нём вообще не оказалось никаких ценностей и денег), в сейфе хранилось по описи «35 золотых военных орденов, 29 медалей, 10 золотых колец, 5 зо­лотых слитков без вставок, 5 массивных золотых слитков с камнями, 2 маленьких золотых слитка, цепь золотая с двумя камушками, 4 золотых броши, 2 пары золотых запонок, золотая оправа от пенсне и т.д».

Это значит, что какие-то единичные золотые слитки из вагона Колчака могли продолжить путешествие на восток с избежавшими ареста белыми офицерами, но могли ли они попасть на дно Байкала – большой воп­рос.

http://www.irk.aif.ru/irk_legend/article/16266

Abigal:
Известный иркутский путешественник Сергей Волков подготовил к печати книгу под названием «Призрак золотого эшелона».

Сергей Волков изучил соответствующие документы в архиве Государственного исторического музея в Москве и пришел к выводу, что большевикам удалось захватить золото, отправить его в столицу и отдать Германии в рамках заключения Брестско-Литовского мира. Путешественник и писатель ждет в ближайшее время официальной публикации этих документов, чтобы выпустить свою книгу.

«Искать «золото Колчака» в озере, как это намерена делать третья экспедиция глубоководных батискафов «Миры на Байкале», бесполезно, его там нет. И золото восточнее Иркутска за границу не увозилось», – уверяет Сергей Волков.
В своей книге он опровергает ряд устоявшихся заблуждений, которые до сих пор толкают людей на поиски легендарного золота адмирала.

К примеру, говорят, что эшелон с драгоценным грузом упал в 1920 году в воду во время переезда через мост в бухте Березовая на Кругобайкальской железной дороге. Однако, по словам Сергея Волкова, мост в этом месте не существовал с 1916 года. Есть в новой книге путешественника и объяснение сокращению количества вагонов с золотом, отправленных обратно в Москву, которое якобы доказывает, что часть драгоценного металла упала в Байкал.

«Золото Колчака» – это большая часть золотого запаса Российской империи, которую захватило правительство адмирала во время Гражданской войны. Вес золота – свыше 490 тонн, преимущественно в монетах и слитках, пишет Байкал.
(http://baikal-daily.ru/news/16/10091/)

http://www.irk.aif.ru/culture/news/25227

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии