Поэзия Белой гвардии
 

Образование фронтов гражданской войны

Глава 8. Образование фронтов гражданской войны

Германская оккупация Украины и юга России явилась предвестником ряда иностранных интервенций на территорию нашей страны.

    Идея продолжения войны с Германией на свой собственный риск и страх находила среди левых эсеров всё большее количество сторонников, как и среди стран Антанты.

    Таковы была необычайно сложная внутренняя и внешняя политическая обстановка для Советской России, когда в начале апреля 1918г., упреждая возможный исход переговоров России с Германией, небольшой японский десант занял Владивосток.

    Выступление среди сильных сил Белой армии и иностранных держав первым начал чехословацкий корпус, и это событие определило на долгий промежуток времени преимущественное значение для обеих борющихся сторон вновь образовавшегося Восточного фронта гражданской войны.
 Это выступление последовало тогда, когда Советская власть не успела ещё окончательно завершить свои задачи по умиротворению мятежных казачьих окраин.

    На Кубани и Тереке шло сильное брожение против Советской власти среди казачества.

    На крайней периферии Советской республики отряды атаманов Семёнова и Калмыкова, опираясь на полосу отчуждения ВКЖД, грозили органической связи дальневосточной окраины с её революционными центрами.
Внутри страны противники революции деятельно готовились к выступлениям и взрывам изнутри.

    Советская власть и командование стояли перед целом рядом ещё не завершённых задач, что дробило их внимание и силы по разным направлениям.

    Выступление чехословацкого корпуса, вклиненное в самое сердце большевиков, увеличило количество этих задач целым рядом новых, притом столь неотложной важности, что ради них получили отсрочку решения многие из неразрешённых задач на окраинах страны, где, благодаря этому, были развязаны силы для действий других Белых армий и стран Антанты.

    Советское правительство было нисколько не заинтересованно в дальнейшем пребывании чехословацкого корпуса в пределах республики и ещё в конце марта 1918г. дало разрешение на продвижение чехословацких эшелонов по направлению к Владивостоку, где они должны были погрузиться на суда для отправления во Францию, при условии выдачи ими всего вооружения (провокация со стороны большевиков), за исключением необходимого для несения караульной службы.

    Однако занятие японцами Владивостока поставило Советское правительство в необходимость временно воздерживаться от отправки чехов во Владивосток впредь до выяснения дальнейших намерений японцев, поскольку не было уверенности, удастся ли чехословакам сесть на суда во Владивостоке.

    Вместе тем через чешских представителей был возбуждён вопрос перед державами Антанты о предоставлении корпусу необходимых судов в Мурманске и в Архангельске.

    Англия и Франция медлили с ответом. В массу чехословацкого корпуса был пущен слух о том, что Советское правительство намерено, разоружив корпус, выдать его бойцов, как бывших подданных Австрии, срединным державам (Германии, Австрии).

    «Составив план захвата важнейших ж/д узлов на Сибирской магистрали и сгруппировав свои силы соответствующим образом, избранные чешские вожди в лице Гайды, Чечека и Войцеховского в конце мая уже были вполне готовы к своему выступлению». 90

    «25 мая чехословацкие эшелоны Гайды выступили в Сибири, 26 мая Войцеховский захватил Челябинск, и 28 мая после боя с местными гарнизонами эшелоны Чечека захватили Пензу и Сызрань». 91

   Группа Войцеховского продолжала движение к Омску, который был захвачен ею 7.06., а 10.06. произошло её соединение с эшелонами сибирской группы Гайды, а пензенская группа двинулась на Самару, которой и овладели после незначительного боя утром 8.06.

    Дальнейшее продвижение этой группы на востоке приостановилось.
От Омска сибирские эшелоны чехословаков повернули на Запад, устремляясь своими главными силами на екатеринбургское направление, в то время, как пензенская группа чехословаков начала расширять свой плацдарм из района Самары, развивая своё наступление на Уфу в целях соединения со своей сибирской группой.

    Эти события положили началу компании на Восточном фронте.
  Мелкие и крупные отряды местных формирований, создаваемые Советами для борьбы с чехословаками двинулись на угрожаемые направления и образовали ту первоначальную завесу на Восточном фронте, которая, насытившись подкреплениями, присланными центром, начала оформляться в группы и армии Восточного фронта.

    Тотчас по получении первых донесений о чехословацком мятеже Военный комиссариат республики издал распоряжение о немедленном и безусловном разоружении всех чехословаков и о расстреле тех из них, которые будут противиться мероприятиям Советской власти».92

    Следующим мероприятием была попытка установить единство командования на Восточном театре. Для этого отряды красных объединялись в один общий Северо-Урало-Сибирский фронт под командованием Берзина.
   Период июня 1918г. на восточном фронте можно охарактеризовать как период «установления» этого фронта.

    Ближайшими целями, видимо, чехословацкого командования и командования зарождавшихся Белых армий являлось стремление прочно утвердиться на линии Сибирской магистрали, на среднем Поволжье и на Урале.

90 - И. Майский  «Демократическая контрреволюция» стр.125
91 - И. Подшивалов «Гражданская борьба на Урале (1917-1918)» стр.127
92 -  Л.Д. Троцкий «Как вооружалась революция» т.1 стр.210

Летняя и осенняя кампания 1918 года на Восточном фронте     Ведя наступление главными своими силами от Самары на Уфу и Челябинск для соединения со своими сибирскими эшелонами, чехословаки в тоже время мелкими частями занимают ряд административных центров края: Сергиевск, Бугульму, Бирск, Стерлитамак и т.п., направив небольшие отряды в сторону оренбургских степей. 8 июля 1918г. Симбирская и самарская группы чехословаков соединилась под Златоустом, закрепив тем самым за собой участок Сибирской магистрали.

Выступление чехословаков благоприятно сказалось на повстанческом движении в оренбургских и уральских степях.

    В это время силы различных красных отрядов (Каширина, Блюхера, Калмыкова и пр.), боровшихся с повстанцами, не превосходили 3 000 человек, и фактически в руках красных гарнизонов находились лишь некоторые населённые пункты, имевшие важное значение.

    Первые вести о чехословацком выступлении вызвали массовое восстание оренбургских казаков. Дутов вновь прокинул Тургайские степи и устремился в промежуток между Орском и Актюбинском по направлению к Оренбургу, став во главе всего движения.

    Красные отряды вынуждены были очистить Оренбургский край. 3 июля 1918г. Оренбург был вновь занят Дутовым, который начал действовать от Оренбурга как от центра на Актюбинск, по направлению к Верхнеуральску и на Орск».93

93 - Подшивалов И. «Гражданская борьба на Урале 1917-1918 г.г.» стр.140-143

    Осада Орска началась в начале июля 1918г. и лишь в конце сентября 1918г. красные полки покинули Орск.

Белая армия сумела захватить обширный плацдарм     Не менее успешно шло расширение плацдарма белых войск в Сибири. Им удалось утвердиться на огромной территории Западной Сибири от Тобольска по течению Иртыша до Усть-Каменогорска, захватив северную часть Семиреченской области. Они, опираясь главным образом на чехословаков, продолжали распространять своё влияние по линии Сибирской ж/д по направлению к Владивостоку; причём оттуда навстречу им медленно продвигались японские войска, к которым впоследствии присоединились войска американского десанта; те и другие к концу 1918г. распространились в Забайкалье и Уссурийском крае, группируясь главным образом по линии ж/д и по течении реки Амур.

    Следующим организационным шагом советского командования в деле организации Восточного фронта было образование единого командования в виде РВС Восточного фронта с назначением Муравьёва главнокомандующим этого фронта. Штаб фронта пребывал в Казани.

    «Первый период компании на Восточном фронте является организационным для обеих сторон. Чехословацкий корпус явился тем данайским конём, которому удалось беспрепятственно проникнуть в самое сердце советской Трои; его интересы временно соврали с интересами Антанты, положение для Белого движения на Востоке сложилось настолько благоприятное, что Белая армия сумела захватить обширный плацдарм для своей организации прежде чем Советское правительство стянуло достаточно силы не только для тушения, но даже для локализации разгоревшегося пожара. В подобных условиях у Белой армии естественным путём явилась первоначальная инициатива действий, которой не было у красных, так как им приходилось не только стягивать свои силы, но и организовывать их.

    Лишь после этого красное командование могло приступить к планомерному проведению компании. Однако этот момент для красного командования был отстрочен теми внутренними и внешними событиями, которые нашли своё отражение в большей степени именно на Восточном фронте (мятеж Муравьева против Брестского мира) и подарили противнику ещё несколько успехов».94

94 - Н.Е. Какурин «Как сражалась революция» т.1  стр.201

27 июня 1918г. в Мурманске высадился английский десант в количестве 2 000 человек, усилив мелкие части союзных войск, охранявшие там склады союзного военного имущества ещё со времени 1 мировой войны.

Германский посол в Москве граф Мирбах

    Германское правительство в лице своего посла в Москве графа Мирбаха предложило содействие своих войск для ликвидации этого десанта. Последнее было отклонено.

    Высадка десанта в Мурманске таила в себе политические цели; тотчас по высадке десанта представители держав Антанты склонили к измене президиум мурманского краевого Совета, обещав ему за это доставку денежной помощи, продовольствия и мануфактуры; а этот последний, в свою очередь обещал представителям Антанты не препятствовать организации белогвардейских отрядов и фактически содействовал занятию края войсками Антанты».95

    К начале июля 1918г. отчётливо намечались уже звенья того антигерманского и вместе с тем антиреволюционного фронта, о котором мечтали державы Антанты вместе с руководящими кругами русского антибольшевистского движения.

   Правые эсеры, под руководством Б. Савинкова в ночь с 7 на 8 июля 1918г. предприняли мятеж в Ярославле. 6-7 июля 1918г. в Москве пытались свергнуть власть большевиков левые эсеры, убив посла Германии Мирбаха и пытались вызвать войну с Германией.

    Менее значительные выступления происходили в Рыбинске и Мурманске. Да и в армии было не спокойно. К левым эсерам примкнул командарм Восточного фронта Муравьёв и был убит. Все эти выступления ликвидировались «железной рукой» большевиков.

    К 25 июля чехословаки и войска народной и сибирской армий заняли целиком Самарскую, Уфимскую и Екатеринбургскую губернии, овладев Симбирском и Екатеринбургом (24 июля).

    13 июля 1918г. наркомвоен Троцкий назначил нового командующего Восточным фронтом Вацетиса вместо Муравьёва, примкнувшего к левым эсерам и погибшего во время ареста в Симбирске.

    Вацетис разработал новый план действий на Восточном фронте. Сущность плана главкома Вацетиса сводилась к захвату в клещи чехословацкой группы и Народной армии, действовавших на фронте Симбирск- Сызрань, двойным ударом по левому берегу Волги: с севера, со стороны Чистополя на Симбирск, и с юга, со стороны Урбаха на Самару. Выполнение этой задачи возлагалось на 3 армии (1,4 и 5-я), тогда как остальные две (2 и 3-я) должны были наносить вспомогательные удары на Уфу и Екатеринбург.

95 -  Л.Д. Троцкий «Как вооружалась революция» т.1 стр.210

    После падения Екатеринбурга в действиях белых можно отметить начало выполнения того основного плана компаний белых армий Восточного фронта, которого они с упорством продолжали держаться и в последний период борьбы.

    В целях уничтожения невыгод главного операционного направления (на север, к Москве) белое командование после занятия ими Симбирска поставило себе задачей овладеть Казанью, с занятием которой в руки белых попадала последняя ж/д переправа через Волгу (красный мост у Свияжска), осуществлялся широкий прорыв Восточного фронта красных, причём совершенно разобщались их 1-ая и 2-ая армии и являлась возможность по более короткому операционному направлению  грозить непосредственно Москве.

    Казань была захвачена чехословаками и группой Каппеля 7 августа 1918г. Успехам Белой армии под Казанью много способствовали моральное разложение на судах Волжской военной флотилии, которые, не принимая боёв с вооружёнными судами противника, спешно отходили перед ними вверх по Волге, и измена в самый момент боёв за непосредственное обладание городом сербского интернационального батальона, занимавший Казанский Кремль.

    Взятие Казани явилось последним звеном в цепи тех значительных успехов, которыми сопровождалось начало компании на Восточном фронте для белых. На Восточном фронте у красных не было ни достаточных сил, ни достаточной организации, поскольку регулярная Красная Армия находилась ещё в периоде своего создания.

    Стремление Белой армии подать руку десантам Антанты на беломорском побережье во времени совпало с теми решительными операциями, которые они предприняли там в моменты наибольших успехов Белых на Восточном фронте.


Страниц: 1
Опубликовано: 04.04.11 | Просмотров: 11382 | Печать  Библиотека  Вернуться назад