В целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.
Братское кладбище в окрестностях Нарвы возникло в конце 1919 года, когда отступавшая от Петрограда армия генерала Юденича оказалась зажата между территорией Эстонии, не хотевшей пропускать к себе белые войска и наступавшими частями Красной армии. Кроме войск Северо-Западной армии в этой ловушке оказались также десятки тысяч беженцев уходивших вместе с войсками от красного террора. В условиях большой скученности и нехватки продовольствия в районе Нарвы среди войск и беженцев вспыхнула сильнейшая эпидемия тифа, косившая людей тысячами. Эта эпидемия продолжилась и в лагерях для беженцев, созданных в районе Нарвы после перехода армии на территорию Эстонии и интернирования. Всего за эти страшные месяцы возникло около десятка братских захоронений в приграничных районах Эстонии.
С. В. Карпенко. Очерки истории белого движения на Юге России (1917–1920 гг.). М., Издательство Ипполитова, 2002, 351 с.
Начиная примерно с 30-х гг., “национализированная”, огосударствленная советская историография игнорировала изучение истории белого движения. В лучшем случае оно представлялось неким тусклым фоном, на котором героизировалась история “красных”. Когда грянула горбачевская перестройка, а за ней начались ельцинские “реформы”, историческая мысль совершила крутой поворот. Началась энергичная ликвидация так называемых белых пятен, а белое движение было одним из них. В целом этот поворот был неизбежным. Однако помимо стремления к познанию эпохи гражданской войны, в него (особенно на первых порах) вмешались эмоции отвержения от идеологического давления недавнего прошлого и эйфория от неожиданной интеллектуальной свободы. В результате произошло не восстановление историографического “баланса”, а новое его нарушение, только, если так можно сказать, с обратным знаком. Теперь (прежде всего в “массовой”, популярной исторической литературе) уже “красные” либо вообще стали исчезать из поля “исторического зрения”, либо превращались в маловыразительный фон, на котором героизировалось белое движение.
Белое движение спасло честь России в революционной катастрофе. Подвиг русских добровольцев навсегда останется доказательством, что не «выбрал» русский народ большевицкую власть, а сопротивлялся ей до последней возможности.
Однако, уважая мужество и жертвенность наших дедов*, полезно разобраться и в том, почему они не победили. Причин поражения, конечно, много и они проанализированы разными авторами. В данной статье затронем вопрос, наименее исследованный: какую роль в судьбе русских Белых армий сыграли их союзники страны Антанты. (Во избежание упреков в тенденциозности будем опираться на широкий спектр источников.)
(Ко дню двадцатипятилетия, протекшего со дня его основания Главнокомандующим П. Н. Врангелем)
Двадцать пять лет тому назад,— 1 сентября 1924 года,— последний Главнокомандующий Русской Армией, Петр Николаевич Врангель, преобразовал кадры ее в некое новое и небывалое еще в русской истории, воинское братство, наименованное им «Русским Обще-Воинским Союзом». С тех пор прошло четверть века. Это было трудное время, бурное, соблазнительное и для многих мучительное: эпоха политических и военных крушений.
Сокрушалось все, что изменяло чести, верности и духовной свободе. Русский Обще-Воинский Союз, положивший в основу своего бытия именно эти начала, пережил эту эпоху и понес свое русское национальное знамя вперед. Да сохранит его ГОСПОДЬ и впредь, по последней предсмертной молитве его Главнокомандующего: «БОЖЕ, Спаси Армию!»
Только для просветительских и некоммерческих целей.
Мы за свободу рапространения информации.
При перепубликации материалов сайта «Белая гвардия» активная ссылка на источник обязательна.