Документы

Закон о реабилитации участников Белого движения

Государственная Дума РФВ целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Прочесть...

Поэзия Белой гвардии
Цитата

 
Страниц: 1 2 3 > >>

Братское кладбище в окрестностях Нарвы возникло в конце 1919 года, когда отступавшая от Петрограда армия генерала Юденича оказалась зажата между территорией Эстонии, не хотевшей пропускать к себе белые войска и наступавшими частями Красной армии. Кроме войск Северо-Западной армии в этой ловушке оказались также десятки тысяч беженцев уходивших вместе с войсками от красного террора. В условиях большой скученности и нехватки продовольствия в районе Нарвы среди войск и беженцев вспыхнула сильнейшая эпидемия тифа, косившая людей тысячами. Эта эпидемия продолжилась и в лагерях для беженцев, созданных в районе Нарвы после перехода армии на территорию Эстонии и интернирования. Всего за эти страшные месяцы возникло около десятка братских захоронений в приграничных районах Эстонии.

С. В. Карпенко. Очерки истории белого движения на Юге России (1917–1920 гг.). М., Издательство Ипполитова, 2002, 351 с.

Начиная примерно с 30-х гг., “национализированная”, огосударствленная советская историография игнорировала изучение истории белого движения. В лучшем случае оно представлялось неким тусклым фоном, на котором героизировалась история “красных”. Когда грянула горбачевская перестройка, а за ней начались ельцинские “реформы”, историческая мысль совершила крутой поворот. Началась энергичная ликвидация так называемых белых пятен, а белое движение было одним из них. В целом этот поворот был неизбежным. Однако помимо стремления к познанию эпохи гражданской войны, в него (особенно на первых порах) вмешались эмоции отвержения от идеологического давления недавнего прошлого и эйфория от неожиданной интеллектуальной свободы. В результате произошло не восстановление историографического “баланса”, а новое его нарушение, только, если так можно сказать, с обратным знаком. Теперь (прежде всего в “массовой”, популярной исторической литературе) уже “красные” либо вообще стали исчезать из поля “исторического зрения”, либо превращались в маловыразительный фон, на котором героизировалось белое движение.

Белое движение спасло честь России в революционной катастрофе. Подвиг русских добровольцев навсегда останется доказательством, что не «выбрал» русский народ большевицкую власть, а сопротивлялся ей до последней возможности.

Однако, уважая мужество и жертвенность наших дедов*, полезно разобраться и в том, почему они не победили. Причин поражения, конечно, много и они проанализированы разными авторами. В данной статье затронем вопрос, наименее исследованный: какую роль в судьбе русских Белых армий сыграли их союзники страны Антанты. (Во избежание упреков в тенденциозности будем опираться на широкий спектр источников.)

Герб Р.О.В.С. - Русский Обще-Воинский Союз

(Ко дню двадцатипятилетия, протекшего со дня его основания Главнокомандующим П. Н. Врангелем)

Двадцать пять лет тому назад,— 1 сентября 1924 года,— последний Главнокомандующий Русской Армией, Петр Николаевич Врангель, преобразовал кадры ее в некое новое и небывалое еще в русской истории, воинское братство, наименованное им «Русским Обще-Воинским Союзом». С тех пор прошло четверть века. Это было трудное время, бурное, соблазнительное и для многих мучительное: эпоха политических и военных крушений.

Сокрушалось все, что изменяло чести, верности и духовной свободе. Русский Обще-Воинский Союз, положивший в основу своего бытия именно эти начала, пережил эту эпоху и понес свое русское национальное знамя вперед. Да сохранит его ГОСПОДЬ и впредь, по последней предсмертной молитве его Главнокомандующего: «БОЖЕ, Спаси Армию!»

И. Ильин. БЕЛАЯ ИДЕЯ
Белое дело не нами началось, не нами и кончится. Но силою исторических судеб нам пришлось поднять ныне его знамя в России и мы несем это знамя с чувством величайшей духовной ответственности. Не мы создали его: оно древне, как сама Русь; мы только стали под него, опять как бывало, в час смуты и разложения. Мы знаем тех вождей и строителей русского национального дела, которые не раз на протяжении русской истории становились под это знамя, скликали верных сынов родины и, претворяя чувство в волю и слово в дело, выводили Россию из бед и опасностей. Мы знаем эти имена и эти деяния; и знание это только усиливает и углубляет наше чувство ответственности и повышает те требования, которые мы сами к себе предъявляем. Но именно продолжение этой традиции пробуждает в нас надежду, что мы сумеем быть достойными этого знамени; что честна и грозна будет наша борьба под ним; что мы донесем его до конца и передадим его нашим детям. Мы знаем, что на нем начертано. Мы знаем к чему оно нас обязывает. Но мы знаем также, что в верности ему – спасение и возрождение России.
Страниц: 1 2 3 > >>