15 мая 1917 года командующему 8-й армией Юго-Западного фронта генерал-лейтенанту Лавру Корнилову поступила докладная записка от штабс-капитана корпуса офицеров Генерального штаба Митрофана Неженцева. Документ начинался с анализа оперативной обстановки и звучал так: «Ваше превосходительство, довожу до сведения оперативную ситуацию, сложившуюся на участке фронта вверенных Вам частей. 13 мая 48-я дивизия генерал-майора Шаталова после двухдневного «братания» с австрийцами самовольно оставила позиции и частично дезертировала в тыл. Солдатские комитеты 11-го конно-артиллерийского полка, 2-го саперного батальона и Сандомирской пехотной дивизии приняли решение маршевым порядком двигаться в направлении Петрограда. Если это произойдет, мы рискуем оголить участок обороны в 7 километров…».
Штабс-капитан предлагал командующему сформировать ударный отряд добровольцев, предназначенный для использования на самых опасных участках наступления, а также для борьбы с мародерством и неповиновением солдатских масс командирам. Ударные части должны были «переломить» упаднические настроения войск и стать образцовым примером для разлагающейся армии.
Первый батальон корниловских добровольцев наполовину состоял из николаевцев – бойцов бывшего 58-го Прагского полка. Это формирование, по мнению большинства современных историков, стало началом биографии Белого движения.