Документы

Закон о реабилитации участников Белого движения

Государственная Дума РФВ целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Прочесть...

Поэзия Белой гвардии
 

О духовной литературе нашего времени

О духовной литературе нашего времени

Протоиерей Артемий Владимиров о новой книге архимандрита Рафаила (Карелина) "На пути из времени в вечность. Воспоминания". Издательство Саратовской епархии. 2008 г.

Эта долгожданная книга содержит в себе воспоминания одного из самых значимых духовных писателей и богословов нашего времени архимандрита Рафаила (Карелина). В ней вы найдете драгоценные для современника воспоминания о встретившихся на жизненном пути о. Рафаила подвижниках благочестия: это и знаменитые Глинские старцы – митрополит Зиновий, схиархимандрит Андроник, схиархимандрит Серафим; это и Патриархи-Католикосы Грузии послевоенных лет; блаженные, Христа ради юродивые; благочестивые христиане.

В книге содержится замечательная беседа об Иисусовой молитве, которая является духовным посохом для всякого христианина. Очень значимы изречения подвижников благочестия нашего времени, большинство из них отцу архимандриту Рафаилу повстречалось в Грузии, где прошла его юность и где он подвизается и поныне.

Мне хотелось бы преимущественное внимание уделить главе, посвященной схиигумену Савве (Остапенко), замечательному подвижнику, наставнику 60-х годов ХХ столетия, духовные чада которого до сих пор не желают и не могут забыть своего доброго пастыря, погребенного в Псково-Печорском монастыре. Раскрыв эту главу, вы прежде всего обращаете внимание на фотографию схиигумена Саввы (Остапенко), который уже в зрелых годах, имея молитвенный навык, поступил простым иноком в Троице-Сергиеву Лавру и очень скоро, как цветущая вишня привлекает к себе шмелей и пчел, привлек к себе десятки и сотни душ, жаждавших духовного окормления. С фотографии на Вас смотрит схиигумен Савва, от теплого отеческого взора и любящих лучезарныхгографияего глаза которого просто невозможно отвести взгляд. Чуден дар отца Саввы – любить преданно, бесконечно, жертвенно, забывая самого себя.

"Молитвы такой силы, которой обладал отец Савва, я не встречал ни у кого, – пишет отец Рафаил,- Я воспринимал его как преемника праведного отца Иоанна Крондштадского. Мне кажется, что отец Иоанн Крондштадский благословил даром молитвы отца Савву, как будто бы даровал ему силу и высокое дерзновение молиться за людей. Схиигумен Савва был всегда радостен, словно он только что получил какую-то дорогую для него весть и хочет поделиться ее со всеми нами. Но особенно преображался он во время храмовой молитвы, тогда и облик его напоминал отца Иоанна. Я помню его взгляд лучистый, ясный, глубокий, как будто проникающий до глубины души. Эти глаза были чистыми, как кристаллы, через которые сияет вечность…".

Отец Рафаил в этих воспоминаниях пишет о том, как он стал свидетелем литургического служения отца Саввы: "Особая благодать мира, покоя, тишины осеняла всех молящихся. Нам с вами остается только жалеть, что мы можем, читая эти воспоминания, лишь слышать эти свидетельства, но никогда уже не станем вплоть до встречи с подвижниками русской земли на Страшном суде свидетелями их дерзновенной молитвы. А каким был отец Савва в его пастырстве? Лучезарный, светлый батюшка был достаточно строгим и определительным. Он не любил подолгу говорить с людьми. Дело в том, что спасение, по утверждению преподобного Амвросия Оптинского, не во многих словах заключается. Отец Савва говорил, что нужно уметь руководить духовными чадами и, скрывая любовь, проявлять к ним разумную строгость. Он говорил, что для решения духовных вопросов достаточно нескольких минут, и нельзя позволять людям распоряжаться твоим временем, что для правильного руководства надо встречаться с человеком не часто и на короткое время, объясняя ему это, например, так: "У меня есть для тебя 5 минут, уложись в это время, ты не один". Или же можно сказать человеку, чтобы он написал исповедь или вопросы на бумаге не более одной страницы. Исключения отец Савва делал для тех, кто приезжал издалека. Очень часто он, не отвечая на вопросы, говорил: "Я помолюсь о тебе". И, как правило, человек получал ответ, иногда совершенно неожиданно…".

Кажется, очень простые, но глубоко значимые истины. Ведь весьма часто мы с вами, дорогие братья и сестры, вольно или невольно отклоняясь от Евангельского идеала, позволяем обольщать самих себя и выбираем подмены и суррогаты, скрывающие от нас Христа. Да, действительно, "спасение не во многих словах заключается". И тот, кто хочет изложить, выплеснуть свою сердечную боль, тот, кто хочет получить совет, дабы найти золотую середину, царский путь, и выйти из недоумения, конечно же, в состоянии и за малые минуты изъяснить суть своего вопроса. И как часто человек, сбивающийся с темы на тему, подменяет подлинную просьбу, подлинное покаяние таким словоизвержением, иногда рисуясь и красуясь, иногда впадая в праздное многословие, а, значит, и в осуждение, утомляя пастыря, которого, безусловно, ждут еще многие дела, неведомые этому словоохотливому собеседнику.

Можно сказать, что отец Савва общался с людьми через молитву, беседа была только подспорьем. Он говорил о том, что встреча с духовным отцом должна быть для человека событием, а не обыденностью, что ни одно слово духовника, даже сказанное в шутку, не должно пропускать без внимания. Он говорил, что некоторые духовные чада за три минуты пребывания с ним получают больше, чем другие за неделю.

О. Рафаил продолжает: "Какие страсти отец Савва считал самыми губительными для современного человека? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гордость. Я как-то спросил у него: "Какая страсть самая опасная и какой грех самый губительный?" Он ответил: "Трусость и боязливость. Такой человек живет всегда двойственной, ложной жизнью. Он не может довести доброго дела до конца, всегда как бы лавирует между людьми. У боязливого кривая душа, если он не поборет в себе эту страсть, то неожиданно под действием страха может стать отступником и предателем". Когда я спросил: "А как преодолеть эту страсть?" Он ответил: "Преодолевай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога". А затем добавил: "Молись Божией Матери – Она наша взбранная Воевода".

Отец Рафаил пишет о первой встрече, которую даровал ему Господь с будущим схиигуменом Саввой в коридоре, в покоях наместника Троице-Сергиевой Лавры. Там благодатный батюшка ждал решения своей судьбы. Дело в том, что в душные хрущевские годы, когда наша Церковь была откровенно гонима, всякое скопление людей уже привлекало к себе внимание невидимых, но вездесущих агентов Комитета госбезопасности. Тем паче сердце России, Троице-Сергиева Лавра, куда съезжались и стекались иностранцы, не могло быть вне поля зрения этих людей в штатском. Между тем, каждый Божий день у входа в монастырские строения толпился народ. Он ждал появления любимого батюшки, который никогда без улыбки не подходил к человеку. Народ ждал возможности принять от него благословение, увидеть его лучезарный взгляд, попросить старца о молитве. Энергии отца Саввы хватало на всех, никто не чувствовал ни холода, ни формального отношения, ни казенного обращения, но, как мотыльки вьются вокруг свечи, так народ кружил и кружил вокруг этого светильника Православия. Ясное дело, власти не могли простить Троице-Сергиевой Лавре такого светлячка, и вот приходит тайный указ отправить его подальше. Отец Савва направляется, конечно, не без Божьего Промысла, в знаменитый Псково-Печорский монастырь. Архимандрит Рафаил с удивлением замечает, что отец Савва, который, как оперившийся птенец, расставался с гнездом -Троице-Сергиевой Лаврой, не выказывал никакого волнения, ни раздражения, ни недовольства, но был спокоен, потому что вверил себя всецело в руки Господа Бога Вседержителя.

"… Научите меня молиться. Какова значимость молитвы Иисусовой в жизни христианина? Что нужно для того, чтобы научиться молиться не устами и перстами, а молиться сердечно? – вопрошал один молодой человек уже опытного монаха. И батюшка не отговорился двумя словами, но, приметив боголюбие в любознательном, духовно просвещенном юноше, обратил к нему свой взор, и этого взора было достаточно, дабы душа молодого человека навеки прилепилась во Христе к своему духовному наставнику. Первая встреча – не последняя встреча. Действительно, мы назовем подлинным таинством встречу духовного отца, который рождает вас в Духе Святом, благовествуя Вам Господа Иисуса Христа и открывая путь к духовно-нравственному совершенству через исполнение Евангельских заповедей…".

Источник: Радонеж

Страниц: 1
Опубликовано: 25.07.08 | Просмотров: 4543 | Печать  Статьи  Назад