Жизнеописание Первоиерарха Русской Православной Церкви за Границей Блаженнейшего Митрополита ВИТАЛИЯ
Митрополит Виталий, в миру Ростислав Петрович Устинов, родился в Петербурге 18 марта 1910 года в семье офицера Императорского Черноморского флота Петра Устинова и Лидии Андреевны, урожденной Стопчанской, дочери жандармского генерала, всю свою жизнь прослужившего на Кавказе.
В 1920 году, во время гражданской войны в России, Ростислав Устинов был определен в Кадетский корпус, основанный генералом бароном П.Н. Врангелем.
Этот Крымский Кадетский Корпус в 1920 г. был создан в Белом Крыму (в Ореанде) из остатков Владикавказского и Полтавского кадетских корпусов. Потом он эвакуировался в город Белая Церковь в Югославии. При эвакуации корпус насчитывал 650 кадетов, в том числе -- 108 воспитанников Феодосийского интерната. ККК провел через свои ряды более 1000 кадетов, до трех четвертых из них сражались в Русской Армии генерала барона П.Н.Врангеля, 46 кадетов стали Георгиевскими кавалерами.
Замечательно, что Владыка Виталий до конца своих дней не забывал своего боевого прошлого в Белых кадетах. Уже в 2006 году в одном разговоре, когда пошла речь об американском Ку-Клукс-Клане (ККК), Митрополит Виталий вдруг с улыбкой выпалил:
- А ведь я был в ККК!
Он имел ввиду Крымский Кадетский Корпус.
При отступлении на чужбину врангелевской Русской Армии, и в связи с этим -- эвакуации корпуса, Ростислав Устинов попал в Константинополь, а оттуда -- в Югославию, где продолжал учебу в Кадетском корпусе в Белой Церкви.
В 1923 году мать будущаго Первоиерарха вызвала своего сына в Константинополь, и оттуда с ним переехала в Париж, где поместила его во французский коллеж имени святого Людовика в городе Леман. По окончании коллежа Ростислав переехал к матери в Канны.
В 1934 году Ростислав Устинов был призван отбывать воинскую повинность и зачислен в 9-й кирасирский полк французской армии. Дослужившись до чина бригадира, молодой офицер не стал продолжать военную карьеру; решил, покинув мир, поступить в монастырь.
В 1938 году он стал насельником монастыря преподобнаго Иова Почаевскаго РПЦЗ на Карпатах, тогда относившихся к Чехо-Словакии.
В 1939 году трудник Ростислав был пострижен в рясофор с именем Виталия, а через год -- в малую схиму.
В 1941 году в словацком городе Братиславе монах Виталий был рукоположен архиепископом РПЦЗ Серафимом Берлинским и Германским в сан иеромонаха с поручением ему окормлять из монастыря два села у самой границы Польши.
Вторая мировая война принудила монашеское братство покинуть свою обитель ввиду наступления красных полчищ. Иеромонах Виталий оказался в Берлине, где вместе с архимандритом Нафанаилом развил широкую миссионерскую деятельность среди русских беженцев и военнопленных. Новое наступление советской армии заставило обоих молодых священноиноков обосноваться в северной части Германии, в Гамбурге, где для них открылось другое поле деятельности: спасение тысяч беженцев от принудительной репатриации в СССР после победы его армии. Хорошее знание иностранных языков, а особенно -- английского, отцами Виталием и Нафанаилом с их неистощимой энергией и настойчивостью спасли жизнь множеству русских людей.
В Гамбурге -- уже игумен -- Виталий занялся устройством церковной жизни при лагере Фишбек. Там сразу же была основана барачная церковь с ежедневным кругом богослужений, полные псаломщические курсы и даже годовой курс богословских наук для двенадцати юношей. Одновременно с этим игумен Виталий собрал и небольшую монашескую братию, а также основал типографию, которая стала печатать для всех лагерных церквей Германии Великие сборники, молитвословы и «Почаевские листки».
С 1947 по 1951 гг. архимандрит Виталий пробыл на посту настоятеля Лондонского прихода. А в 1951 году в день апостолов Петра и Павла он был посвящен в сан епископа с назначением в Бразилию. И там в очень скором времени молодой епископ открыл свою типографию и устроил небольшой приют для мальчиков, которые обучались богослужебному кругу при ежедневных службах маленькой обители.
В 1955 году владыка Виталий со своей братией был переведен в Эдмонтон в Канаду. В 75-ти милях от города он устроил Свято-Успенский скит, назначив одного из своих собратьев духовно окормлять весь север провинции Альберта.
Будучи назначен затем епископом Монреальским и Канадским, Владыка основал монашеский скит в Мансонвилле (который стал его резиденцией Первоиерарха РПЦЗ с 2001 года).
В Монреале Владыка приобрел и очень благолепно устроил крупный по размерам Николаевский собор. Прекрасный дом его монастырскаго подворья РПЦЗ(В) находится недалеко от храма поныне.
Нет места, побывав в котором, владыка Виталий не организовал бы сразу небольшое монашеское братство и при нем -- деятельную типографию. (Так же в мансонвилльской резиденции Митрополита Виталия пожизненно под его редакцией выходило периодическое издание «Православное Обозрение».)
Сделанный Митрополитом Виталием в 1967 году доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ об экуменизме никогда не оставлял сомнений в том, что Владыка будет вести церковно-каноническую линию своих предшественников, первоиерархов РПЦЗ Антония, Анастасия, Филарета.
Кончина Митрополита Филарета (Вознесенского) вызвала необходимость экстренного Архиерейскаго Собора, как для избрания нового Первосвятителя, так и для обсуждения духовных административных вопросов, возникших в связи с кончиной владыки Филарета. Первое заседание Собора состоялось 7/20 января 1986 года в день празднования св. Иоанна Крестителя Господня. Через день, когда Церковь празднует память священномученика Филиппа, Митрополита Московскаго и всея Руси, на заседании Собора на пост Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви был избран Преосвященный Виталий, Архиепископ Монреальский и Канадский.
Соборное избрание нового Первосвятителя в лице Архиепископа Виталия подняло дух осиротевшей паствы, о чем свидетельствовало настроение многочисленного сбора мирян в день настолования владыки Виталия в Нью-Йоркском кафедральном Знаменском соборе РПЦЗ.
В субботу 12/25 января 1986 года к началу всенощной храм стал наполняться богомольцами: прибыли все преосвященные члены Архиерейскаго Собора, духовенство ближних приходов, приехавшие издалека богомольцы и местные жители. Среди церкви были приготовлены аналои, украшенные цветами и окруженные пылающими кострами свечей. На них лежали чудотворные иконы Пресвятой Богородицы Курско-Коренной «Знамение» и «Монреальской-Мироточивой».
По окончании торжественнаго служения воскресной всенощной был совершен чин настолования новоизбраннаго Митрополита, с поднесением ему голубой мантии и возложением на его главу белого клобука, что является традиционным отличием в Русской Церкви. После революции эта традиция была принята и другими Церквами (кроме греческой). Голубая мантия, возлагаемая на рамена Первоиерарха, в отличие от обычной фиолетовой архиерейской мантии, отмечает первенство его служения; «источники», то есть широкие ленты, нашитые вдоль от плечей до пола, символизируют святительское учение Церкви, истекаемое, подобно водным источникам, орошающим Землю и всех живущих на ней.
Все бывшие в храме до позднего часа получали архипастырское благословение. На следующий день владыка Митрополит Виталий с сонмом иерархов, архимандритов, протопресвитеров, игуменов, протоиереев, иереев, при протодиаконах, иподиаконах и юных стихарниках, служил свою первую литургию как Первоиерарх.
По окончании торжественной литургии весь сонм духовенства, числом 90, вышел на середину храма и перед благодатными иконами был отслужен молебен Божией Матери и Всем Святым, в земле Российской просиявшим.
По окончании молебна владыка Антоний (Синкевич), Архиепископ Лос-Анжелосский, поднес Митрополиту Виталию Жезл и провозгласил «аксиос». Далее архиепископ Антоний (Бартошевич) Женевский приветствовал новопоставленного Митрополита горячим словом:
«Ваше высокопреосвященство, дорогой наш Первосвятитель, Богом нам данный, жребием указанный и молитвами Матери Божией избранный. Мой долг приветствовать Тебя от имени нашего епископата. Ты сам, Владыко святый, должен был заметить, как после смерти блаженнопочившаго святителя нашего Митрополита Филарета епископат как бы возродился, почувствовал новыя силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг Тебя. Ты сразу заслужил полное доверие наше, не только доверие, но и любовь, и молитвы. Отныне мы будем следовать за Тобой на путях Твоего труднаго служения Церкви. Христос Спаситель просил Отца Своего: «Да будут все едино!» -- и это единство нашего епископата есть та сила Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не может сломить».
Владыка Митрополит Виталий вдохновенно проповедывал о силе сердечной молитвы: «Если молитва не исходит от сердца, то ее нельзя назвать молитвой, это только слова; от такой формальной молитвы человек не получает духовной пользы».
Осенью 2001 года после предательства нью-йоркским Синодом исторического курса РПЦЗ Митрополит Виталий переехал в Мансонвилль, где в ноябре были хиротонисаны епископы нового Синода. В ноябре 2004 года на Архиерейском Соборе РПЦЗ(В) было решено «за многолетнее возглавление Русской Православной Церкви Заграницей и более чем пятидесятилетнее служение в архиерейском сане почтить Высокопреосвященнейшего Митрополита Виталия званием «Блаженнейший».
Блаженнейшему Митрополиту Виталию Господь судил огромные испытания в его последние годы жизни. Исповеднику Предстоятелю пришлось быть в самом центре духовной брани, когда те или другие группировки постоянно пытались нарушить единство РПЦЗ(В). Однако на всех заседаниях Синода и Архиерейского Собора Владыка Виталий неизменно председательствовал и говорил свое Первоиераршее слово. Так Митрополит Виталий из-за назревшей необходимости собрал и свой последний -- внеочередной Архиерейский Собор в июле 2006 года в его мансонвилльской резиденции, куда прибыли Архиепископ Антоний (Орлов) из США, Епископ Виктор (Пивоваров) из России.
В плеяде первоиерархов РПЦЗ Блаженнейший Митрополит Виталий занимал такое же выдающееся место по исповедничеству, архипастырству, духовной высоте, как и его предшественники митрополиты Антоний (Храповицкий), Анастасий (Грибановский), Филарет (Вознесенский). Владыка Виталий, как и они, был типичным представителем Императорской, Белой России. Он не изменил этим идеалам до конца своего служения, утвердив Анафему сергианам безблагодатной Московской патриархии.
Возможно, наш Старец Первоиерарх Виталий отошел ко Господу в конце сентября 2006 года именно потому, что в начале месяца архиереи лавровской части РПЦЗ окончательно расписались в своем предательстве -- подписали Акт унии с МП. Праведный Предстоятель Виталий сделал все, что мог, дабы предотвратить торжество апостасии во вверенной Богом ему Русской Православной Зарубежной Церкви.
Врангелевский кадет Владыка Виталий, израненный нестроениями ближних и внешним гнетом экуменическо-сергианской бесовщины, стоял до конца на своем флагманском мостике, точно так, как присягал Царю-Мученику Николаю Александровичу его отец – офицер флота Его Императорского Величества. Это святой образец для нас, кто были и остались Витальевцами.