Документы

Закон о реабилитации участников Белого движения

Государственная Дума РФВ целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Прочесть...

Поэзия Белой гвардии
 

Корниловский Ударный Полк

Корниловский Ударный Полк

Корниловский ударный полк — первая добровольческая часть в Русской армии — ударный отряд из добровольцев, сформированный 19 мая 1917 года по предложению.

Генерального штаба капитана М. О. Неженцева командующему 8-й армией Юго-Западного фронта Генерального штаба генералу от инфантерии Л. Г. Корнилову, для противодействия развалу фронта, разложению армии, братанию и т. п., 10 июня 1917 года получивший именное шефство генерала Корнилова и знамя, а 11 августа (насчитывающий в своём составе к этому времени около 3 тыс. бойцов) преобразованный в четырёхбатальонный Корниловский ударный полк.

Капитан Неженцев блестяще провёл боевое крещение своего отряда 26 июня 1917 г., прорвав австрийские позиции под деревней Ямшицы, благодаря чему был взят Калущ. 11 августа отряд (насчитывающий в своём составе к этому времени около 3 тыс. бойцов) был преобразован в четырёхбатальонный Корниловский ударный полк, командиром которого стал Митрофан Осипович.

Ставший впоследствии известным корниловцем, в течение всей своей жизни проводивший активную антисоветскую работу и помогавший беженцам из СССР в Западном Берлине, словенец Александр Трушнович, вступивший в полк в качестве славянского добровольца после своего опаснейшего перехода фронта из расположения мобилизовавшей его на родине австро-германской армии в расположение русских войск, так описывал приём добровольцев в Корниловский ударный полк, а также цели его борьбы, какими их видели корниловцы во главе с Митофаном Осиповичем:

"Нас, добровольцев, человек шестьдесят. Ждём отправки на фронт. Все мы хотим к генералу Корнилову. Его мы любим и уважаем больше всех, видим в нём сильного человека, храброго, прекрасного генерала славянской ориентации, честного, не запятнанного в прошлом, не по родовитости, а своей волей и талантом выдвинувшегося из семьи простого урядника…

…После почти двухмесячного тягостного ожидания из штаба генерала Корнилова пришла телеграмма о направлении нас в Восьмую армию… Последние дни июля 1917 года. Недалеко от Городенки, возле леса, ночью у множества костров стоял лагерем корниловский отряд… У костра сидел худощавый капитан Генерального штаба Неженцев. Узнав о приходе тридцати офицеров — южных славян, он встретил нас словами:

  • — Знаете ли господа, что служить в корниловском отряде нелегко?
  • — Господин капитан, если бы было легко, мы не пришли бы. Он радостно засмеялся и подал каждому руку…

…Мы, корниловцы, знали, что все обстоятельства против нас, и всё же шли против лавины, готовые при этом погибнуть. Чего мы хотели? Первая и главная наша цель была: уберечь Россию от разрушения и колонизации. Мы считали своим долгом выполнить обязательства, принятые Россией по отношению к союзникам, и старались сохранить армию и удержать фронт… Мы видели, что страну возглавили недостойные правители, видели, как разваливается империя, и её части, веками с ней связанные и обязанные ей всем, в трудный час от неё отрекаются. Мы чувствовали, что страну сознательно ведёт к пропасти хорошо организованная группа, располагающая средствами и опытом разрушения. Мы же, корниловцы, были носителями российской идеи, воинами трёхцветного флага. Для нас Россия была священным именем, и о себе лично мы никогда не думали… Мы верили, что русский народ опомнится, что «Русь поймёт, кто ей изменник, в чём её недуг» и ради этого поворотного момента российской смуты хотели сохранить вождя и ядро, к которому могли бы примкнуть русские люди. Корнилов был символом всего русского, всего честного".

Полк успешно участвовал в боевых действиях на Юго-Западном фронте, а в августе 1917 г. находился в Ставке Верховного главнокомандующего Генерального штаба генерала от инфантерии Л. Г. Корнилова. Однако сам Корнилов во время своего выступления в конце августа 1917 г. отказался от втягивания этого полка во внутрироссийский конфликт.

Во время окончившегося неудачей Корниловского выступления генерал Корнилов не позволил Корниловскому ударному полку участвовать в выступлении против Временного правительства в конце августа 1917 года, тем самым выведя его из событий, связанных с его выступлением. После ареста генерала Корнилова по требованию Керенского командиру полка пришлось подать генералу Нисселю во французскую военную миссию прошение о переброске возглавляемого им полка на западный фронт Великой войны, однако к удовлетворению Неженцева, в связи с тем, что его полк французам не потребовался, корниловцы остались служить в России — где по их общему мнению и было их место и предназначение. В итоге полк пошёл продолжать свою службу на Юго-Западный фронт. В конце октября 1917 года в Киеве началось большевистское восстание и по требованию представителя Временного правительства комиссара доктора Григорьева (помощник Иорданского) полк идёт в город для оказания поддержки власти Временного правительства, однако, в самый разгар боя, комиссар объявляет о выводе правительственных войск из Киева… Власть в городе переходит к Центральной раде и большевикам. Корниловцы даже получают приглашение от Петлюры остаться для охраны города.

Полковник Неженцев с большим трудом выводит полк из города и отправляет в Ставку телеграмму с просьбой отпустить полк на Дон (на это было получено согласие Донского правительства) и спасти его этим от истребления.

По свидетельствам корниловского офицера Александра Трушновича «с июня по октябрь 1918 года через Корниловский полк прошло более пятнадцати тысяч человек. В большинстве интеллигентная молодёжь»

Особенности формы корниловских ударников: чёрно-красные фуражки с серебряным черепом и костями («Родина или смерть»), чёрные мундиры с белыми кантами, чёрно-красные погоны с серебряной «мёртвой головой» и белыми выпушками, нашивку с черепом и костями на плече, серебряные кольца с черепом, чёрно-красное знамя с белым черепом и костями.

Ударные части в русской армии (весна и лето 1917 г.). Документы

Приказ Верховного Главнокомандующего

27 июня 1917 г.

№547

Ввиду недоразумений, возникающих на почве смешения ударных частей (рот и батальонов смерти), формируемых в действующих войсковых частях и революционных батальонах, формируемых из волонтеров тыла и тоже иногда именуемых батальонами смерти, приказываю к руководству следующее:

1) Ударные части (роты и батальоны смерти) первой категории формируются в пехотных и конных полках из охотников данного полка и являются неотъемлемой частью этого полка. В пехотном полку формируется от одной ударной роты до батальона, за исключением случаев, если весь полк изъявит желание быть ударной частью. Ударные части остаются в составе своих полков, имея задачей служить примером доблестного исполнения своего долга для остальной части полка и идти на штурм в голове своего полка. В особых случаях боевой обстановки ударные роты могут временно сводиться в особые батальоны при своих дивизиях, причем от каждого полка может быть назначено не больше одной роты. Люди этих рот по-прежнему остаются в составе своих полков. Снабжение ударных рот всем необходимым имуществом производится за счет и из средств данного полка и без особых отпусков от казны. В случаях расформирования по какому-либо поводу ударных рот люди их возвращаются обязательно в те же роты полка, из которых они были выделены. Отличительной формой для личного состава частей смерти устанавливается КРАСНО-ЧЕРНЫЙ шеврон на правом рукаве и, вместо существующей кокарды на фуражке, АДАМОВА ГОЛОВА со скрещенными костями. В тех случаях, когда весь полк записывается в "полк смерти", — все части полка нашивают шеврон и надевают вновь установленный знак на фуражке.

2) Революционные же батальоны формируются согласно моего приказа от 13 июня 1917 г. за № 439 из волонтеров, юнкеров, солдат запасных полков и прочих тыловых частей Центра России и фронтов, и формирование этих частей отнюдь нельзя смешивать с ударными частями, формируемыми в составе частей действующей армии.

Подписал: Генерал от кавалерии Брусилов

Приказ Верховного Главнокомандующего

8 июля 1917 г.

№578

В изменение приказа Верховного Главнокомандующего сего года № 547 в части, касающейся формы одежды, установленной для личного состава частей смерти (ударным частям, формируемым в действующей армии), присвоить таковым форму согласно прилагаемому чертежу на все время войны:

1) Вместо ранее установленной на фуражке адамовой головы со скрещенными костями — адамову голову, увенчанную лавровым венком, со скрещенными мечами.

2) На правом рукаве красно—черный шеврон, нашиваемый углом книзу вершиной у сгиба локтя. Форма одежды революционных батальонов, формируемых из волонтеров тыла и также именуемых батальонами смерти, остается указанная в приказе Верховного Главнокомандующего от 13 мая сего года за № 439 (§ 8), т.е. "обмундирование общеармейское, с черным трафаретом на погонах защитного цвета, в виде черепа и двух скрещенных костей".

Подписал: Генерал от кавалерии Брусилов

Приказ Верховного Главнокомандующего

12 июля 1917 г.

№611

При образованиях в войсковых соединениях "частей смерти" приказываю руководствоваться следующим:

1. Если в "части смерти" записалось одно или несколько целых административных подразделений какого-либо войскового соединения (например: пятая рота № — полка, третий и четвертый эскадроны № — гусарского полка, вторая батарея № — артиллерийской бригады), то формировать вместо них новые подразделения не следует. Записавшиеся части, получив название “ЧАСТЕЙ СМЕРТИ”, сохраняют за собой также и основное свое наименование. Все чины этих частей удовлетворяются всеми видами довольствия, полагавшиеся им и ранее по штатам, за исключением тех случаев, когда записываются в число "частей смерти" целые батальоны, командиры коих удовлетворяются, как командиры "ударных революционных батальонов" (приказ - 439).

2. Если в данном войсковом соединении (полку, артиллерийской бригаде...) не нашлось ни одной, более мелкой, входящей в ее состав единицы (подразделения), пожелавшей целиком записаться в “ЧАСТИ СМЕРТИ”, но имеются отдельные люди в разных подразделениях (ротах, эскадронах, батареях...), то из этих людей формируется соответственное количество (смотря по числу записавшихся людей) новых подразделений, причем: а) в пехоте все чины вновь сформированных батальонов или рот, являющихся уже сверхштатными, удовлетворяются всеми видами денежного довольствия применительно к "временному штату ударного революционного батальона из волонтеров тыла", объявленному в приказе моем от 13 июня 1917 г. №439; б) в коннице и артиллерии новых (сверхштатных) подразделений (эскадронов, батарей) не формируется, а все чины, записавшиеся в "части смерти", переводятся в то из подразделений данной части, в котором окажется большинство желающих, с заменою их не пожелавшими примкнуть к своим героям-сотоварищам.

3. Для присвоения войсковой единице (или ее подразделению) названия "части смерти" необходимо, чтобы все части выразили на то свое желание, а не только один комитет ее.

Подписал: Генерал от Кавалерии Брусилов

Приказ Верховного Главнокомандующего 15 июля 1917 г. №634

Меньше месяца тому назад — 18 июня — по почину славной 7-й КОННО-АРТИЛЛЕРИЙСКОЙ батареи, Исполнительное бюро по организации Всероссийского Военного Съезда и Союза, с моего утверждения, обратилось к войскам с призывом записываться в “ЧАСТИ СМЕРТИ”. Моими приказами №№ 547 и 578 выяснено назначение этих частей и установлены внешние знаки и отличия. Объявляя при сем список доблестных могучих частей славной революционной Русской армии, записавшихся в “ЧАСТИ СМЕРТИ”, своими революциями постановивших принять на себя ответственный, тяжкий, но почетный долг умереть за родину, не зная сомнений и колебаний в борьбе с жестоким врагом, — присваиваю им название “ЧАСТЕЙ СМЕРТИ” и как Верховный Главнокомандующий в их лице вижу и приветствую героизм всего народа Свободной России. Низко Вам кланяюсь, богатыри Свободной России. Стойте твердо на страже права, правды, свободы и чести Великой России. Не знайте сомнений! Помните — с Вами помыслом своим и работой весь народ, вся страна. Славные имена Ваши история занесет на свои скрижали, и, вечным светом осеянные, они с благоговением будут вспоминаться Вашими далекими потомками. Слава же Вам, герои родные.

Подписал: Генерал от Кавалерии Брусилов

СПИСОК № 1 войсковых соединений и отдельных частей, коим присвоено наименование “ЧАСТЕЙ СМЕРТИ”

    КОРПУСА

  • 2-й Гвардейский
  • Гвардейский Кавалерийский со всеми входящими в них частями
  • 6-й Кавалерийский
  • 7-й Кавалерийский

ДИВИЗИИ

  • 4-я Пехотная
  • 35-я Пехотная
  • 155-я Пехотная
  • Сибирская стрелковая
  • 7-я Кавалерийская

ПОЛКИ, АРТИЛЛЕРИЙСКИЕ БРИГАДЫ И ОТДЕЛЬНЫЕ ДИВИЗИОНЫ

  • 71-й пехотный Белевский полк
  • 200-й пехотный Кроншлотский полк
  • 222-й пехотный Краснинский полк
  • 279-й пехотный Лохвицкий полк
  • 5-й Особый пехотный полк
  • 21-й Сибирский стрелковый полк
  • 23-й Сибирский стрелковый полк
  • 3-й Чешский Яна Жижки стрелковый полк
  • 5-й Гусарский Украинский полк
  • 16-й Гусарский Иркутский полк
  • 17-й Пограничный Томашевский конный полк
  • 3-й Кавказский Пограничный полк
  • 5-я Артиллерийская бригада
  • 18-я Артиллерийская бригада
  • 25-я Артиллерийская бригада
  • 111-я Артиллерийская бригада
  • 4-я Стрелковая Артиллерийская бригада
  • 1-я Туркестанская Стрелковая Артиллерийская бригада
  • 5-й Сибирский Стрелковый Артиллерийский дивизион
  • 5-й Легкий Мортирный Артиллерийский дивизион
  • 6-й Легкий Мортирный Артиллерийский дивизион
  • 20-й Мортирный Артиллерийский дивизион
  • 6-й Сибирский Мортирный Артиллерийский дивизион
  • 2-й Сибирский тяжелый Артиллерийский дивизион
  • 3-й Сибирский тяжелый Артиллерийский дивизион
  • 138-й Отдельный Артиллерийский дивизион
  • 1-й Отдельный полевой тяжелый Артиллерийский дивизион лит. "М"
  • 9-й Броневой Автомобильный дивизион
  • 10-й Броневой Автомобильный дивизион
  • 12-й Броневой Автомобильный дивизион
  • 1-й Конно-Горный Артиллерийский дивизион
  • 10-й Сибирский Горный Артиллерийский дивизион

БАТАЛЬОНЫ, БАТАРЕИ, РОТЫ, ЭСКАДРОНЫ, ОТРЯДЫ И КОМАНДЫ

  • Штурмовой батальон 28 пехотной дивизии
  • Штурмовая рота 21 пехотного Муромского полка
  • 1-я, 4-я и 11-я роты 97 пехотного Лифляндского полка
  • Штурмовая рота 274 пехотного Изюмского полка
  • Пулеметная команда 274 пехотного Изюмского полка
  • Штурмовая рота 276 пехотного Купянского полка
  • 2-я, 3-я, 4-я, 10-я, 11-я роты 100 пехотного Островского полка
  • 1-я и 2-я Пулеметные команды 100 пехотного Островского полка
  • Саперная команда 100 пехотного Островского полка
  • 3-й эскадрон 3 Прибалтийского конного полка
  • 4-й эскадрон 11 уланского Чугуевского полка
  • Отряд Особого назначения 1-й Кавалерийской дивизии
  • Отряд Особого назначения 15-й Кавалерийской дивизии
  • батарея 6-й Артиллерийской бригады
  • и 6-я батареи 16-й Артиллерийской бригады
  • батарея 17-й Артиллерийской бригады
  • 2-я, 3-я, 4-я, 6-я, 7-я батареи 31 Артиллерийской бригады
  • батарея 110 Артиллерийской бригады
  • батарея 112 Артиллерийской бригады
  • батарея 2 Сибирской Стрелковой Артиллерийской бригады
  • батарея 4 Сибирской Стрелковой Артиллерийской бригады
  • батарея 1 Кавказской Гренадерной Артиллерийской бригады
  • батарея 137 Отдельного Легкого Артиллерийского дивизиона
  • батарея 186 Отдельного Артиллерийского дивизиона
  • и 3-я батареи 5 Отдельного Тяжелого Артиллерийского дивизиона
  • батарея 2 Отд. полев. тяжелого Артиллерийского дивизиона батарей "Б"
  • батарея 2 Мортирного Артиллерийского дивизиона
  • батарея 26 Мортирного Артиллерийского дивизиона
  • батарея 43 Мортирного Артиллерийского дивизиона
  • батарея 18 Отдельного Тяжелого Артиллерийского дивизиона
  • Отдельная тяжелая батарея лит. "Г"
  • Отдельная бронированная батарея для стрельбы по воздушному флоту
  • Отдельная автомобильная батарея для стрельбы по воздушному флоту
  • Конно-Артиллерийская батарея
  • Конно-Артиллерийская батарея
  • Конно-Артиллерийская батарея

ФЛОТ

  • Крейсер "Адмирал Макаров"

Подписал:

Генерал при Верховном Главнокомандующем, Генерал-Майор Кортации

Скрепил:

Штаб-офицер делопроизводства и поручений, Генерального Штаба, подполковник Грейм

Верховный главнокомандующий:

Генерал от Инфантерии:

КОРНИЛОВ

31.07.1917г.

ударный отряд считаю переформированным в четырех батальонный полк с 1 августа с.г. Впредь до выработки особого штата, содержать Корниловский ударный полк по временному штату, объявленному в приказе Начальника Штаба Верховного Главнокомандующего 1916 г. №716 с последовавшими изменениями и дополнениями, а также следующими изменениями:

1

а) учебную команду

б) команду конных разведчиков;

Исключить

в) команду траншейных орудий

II. а) вместо пулеметной команды содержать пулеметную роту из 4-х - 8-ми пулеметных команд; должность командира пулеметной роты в отношении прав и довольствий (всех видов) приравнять к должности командира строевой роты

б) вместо команды конных разведчиков при полку содержать отдельную сотню из добровольцев казаков 30 Донского Казачьего полка, по штату № 9, Донской Казачьей Отдельной сотни, книги III Свода Штатов Военно-Сухопутного ведомства, издания 1910 г.

В штат штаба добавить:

а) должность помощника начальника хозяйственной части, военного чиновника, присвоив ему права и все виды довольствия, установленные для казначея полка.

Распоряжением Штаба Главнокомандующего Армиями Юго-Западного фронта сформировать при 21 Запасной бригаде запасной батальон 4-х ротного состава по штату, утвержденному 16 августа 1915г.

Корниловский ударный полк и запасной батальон его комплектовать исключительно из добровольцев тыла, запасных частей и частей, не входящих в состав корпусов (последних, с согласия их начальников). Вступивших в полк добровольцев тыла считать принятыми на действительную военную службу.

Подписал Генерал от Инфантерии Корнилов


Страниц: 1
Опубликовано: 17.04.09 | Просмотров: 18722 | Печать  Статьи  Назад