Белая гвардия
Белая ГвардияКонтактыКарта сайта
Документы

Закон о реабилитации участников Белого движения

Государственная Дума РФВ целях восстановления исторической справедливости, законных прав и доброго имени всех лиц, принимавших участие в гражданской войне, чтя память погибших за Россию и осуждая проводившуюся партийно-государственную политику репрессий, произвола и беззакония, а также террор тоталитарного государства, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации принимает настоящий Федеральный закон.

Прочесть...

Поэзия Белой гвардии
 

Древние традиции Рождества

Древние традиции Рождества

Рождественские праздники, длящиеся 12 дней – от Рождества до Крещения, уходят своими корнями в праславянскую культуру. По поверьям древних славян, в ночь рождения нового солнца, на землю сходят духи предков – «святки», чтобы помочь своим потомкам выпестовать новый, нарождающийся год. Но с распространением на Руси христианства праздник Рождества Христова слился со святками. Так и пристало это название к зимним праздникам и даже сохранилось до нашего времени.

Стол должен «ломиться».

Рождество Христово Магический смысл этого древнего ритуала давно забыт, но по законам магии, изобилие пищи на рождественскоми новогоднем столе должно обеспечить ее изобилие в наступающем году. Для «закрепления» действенности обряда наши предки окуривали стол с едой дымом, кропили святой водой. До сих пор поляки, чехи, австрийцы нередко применяют такой древний обычай: «запирают» праздничный стол цепью или обвязывают его жгутом соломы. И в Германии крестьяне в ночь перед Рождеством связывают деревья веревками, сплетенными из соломы, считая, что таким образом деревья «венчаются» между собой и на следующий год будут обильно плодоносить. Во всех этих действиях очень хорошо просматриваются отзвуки представлений наших предков о магическом круге и о соломе как символе плодородия.

Волшебный сочельник.

В канун Рождества – в сочельник – наши предки с помощью трения добывали огонь и поджигали большой пень или колоду, как правило, из дуба, предварительно облив их маслом, чтобы лучше горели. При этом примечали: если бревно горело долго и ясно, то и лето ожидалось продолжительное и теплое; если же горело плохо – ждать особого дара не приходилось.

С раннего утра сочельника хозяйка начинала растапливать печь. Причем, в этот день она делала это по-особому. Огонь добывался высеканием искры. И перед этим сам кремень, трут и кресало должны были 12 дней лежать под образами. Трижды перекрестившись и обратившись лицом на восток, к поднимающемуся солнцу, хозяйка высекала огонь, поджигала трут, а затем от него растапливала печь, в которой находилось двенадцать заранее просушенных поленьев.


Рождение Христа
Рождение Христа
Считалось, что все, что есть в хозяйстве, должно в этот день вернуться домой. Вещи и деньги, взятые в долг, к сочельнику непременно отдавались. В этот день нельзя было ссориться, а наоборот, следовало помириться со всеми своими врагами, чтобы в будущем году в доме и за его порогом царили мир и покой. Чтобы помирить всех сразу, при этом не позабыв никого, мхом, паклей или тряпками затыкали все дырки в стенах, ставнях, лавках и проч. При этом хозяева дома произносили: «Не дырки затыкаю, а рты врагам моим, чтобы весь год на меня не нападали». Иногда брали веревку, на которой завязывали узлы по числу имеющихся врагов или недоброжелателей. Затем веревку клали на лавку и садились на нее во время ужина, приговаривая: «Чтоб так мои враги молчали, как эти узлы молчат».

До первой звезды.

В рождественскую ночь все домочадцы приступали к трапезе только тогда, когда на небе появлялись звезды, причем сама трапеза обставлялась особыми символическими обрядами. Уже перед закатом солнца хозяин со всеми жившими в избе становился на молитву, затем зажигал восковую свечу и прикреплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе, а сам уходил во двор и приносил вязанку сена или соломы, застилая ею передний угол и покрывая чистой скатертью или полотенцем. На специально приготовленном месте, как правило, под самыми образами, он ставил сноп соломы или ржи, а также тарелку с взваром из фруктов. По верху снова устанавливалась ладанка. Считалось, что запах ладана должен отпугнуть нечистую силу. Затем хозяева обходили двор со свежеиспеченным хлебом с медом и маком, окуривая ладаном все постройки. В этот же день они выполняли особый обряд кормления домашней скотины, поскольку считалось, что в рождественскую ночь животные обретают дар человеческой речи. После обхода строений хозяин делал на пороге дома зарубку, чтобы никакой зверь не смог переступить через него. В это время в избе хозяйка клала по углам праздничного стола по головке чеснока, чтобы прогнать нечистую силу. Когда все приготовления были закончены, семья вновь становилась на молитву, а затем, прильнув к окнам, с нетерпением ждала появления на небе первой звездочки, знаменующей собой начало трапезы. Поскольку считалось, что в этот день за столом собираются не только домочадцы, но и незримо присутствуют все прочие родственники, как живые, так и пропавшие без вести или умершие, то всеми присутствующими читались молитвы за умерших и ныне здравствующих.

Царевы маскарады.

По окончании праздничного ужина в деревнях дети и молодежь рядились в коней, коз, коров, медведей и других животных, воплощавших плодородие. Они ходили по дворам и пели – колядовали. Им выносили угощение, иногда давали немного денег, за что они величали хозяев и желали им богатого урожая и приплода скота. Если же в семье был холостой парень или незамужняя девушка, то желали в наступающем году свадьбы. Когда же хозяева были скупы на угощения, то колядовщики, наоборот, желали им всяческих невзгод, неурожая, падежа скота и т. п. Кроме пения колядок, деревенская молодежь под Рождество ходила славить и Христа. Таких «славильщиков» или «христославов» крестьяне принимали очень ласково.

Любили рождественские маскарады и русские цари. Иван Грозный, обожавший веселье, не считаясь с настроением и желанием своих подданных, очень чтил этот святочный обычай. А когда однажды один из его ближних бояр – князь Репин – неожиданно отказался по приказу царя надевать шутовской колпак, Иван Грозный приказал его казнить прямо во время праздника, чтобы остальным было страшно и неповадно. Петр Первый тоже любил «славление» в ночь перед Рождеством. Но, в отличие от своего грозного предшественника, он не казнил «отказников», а только велел бить кнутом и батогами.


Страниц: 1
Опубликовано: 06.01.11 | Просмотров: 3276 | Печать  Статьи  Назад